128764761295691625125.jpg

25 октября 2021 года ушла из жизни Галина Григорьевна Щербакова, учитель русского языка и литературы, любимая всеми участница всех событий Гильдии в онлайновом и живом пространствах, во многом делавшая эти пространства самыми живыми на свете.

Галину Григорьевну, нашу Григорьевну очно не знал, но всё время нашего 
виртуального знакомства на общественных и личных полях Фейсбука и 
Копилки словесников постоянно чувствовал её поддержку, неуёмный ураган 
энергии УЧИТЕЛЯ и ЧЕЛОВЕКА. Галина Григорьевна - ревком и харизма во 
всём. Меткие и яркие посты, злободневные и в точку комментарии, мудрые и 
нужные советы явно и с подтекстом - всё это наша Галина Григорьевна! 
Светлая и самая добрая память.

В.М. Заборников

 0845746_n.jpg

Однажды в десять вечера раздался стук в окошко и низкий голос строго спросил:

- Саша, вы дома? Я принесла рыбу!

Рыба была огромный лосось, из какого-то знаменитого холодильника в Подольске. Она занесла рыбу, глянула на расписание электричек в замусоленной книжечке, которую всегда носила в своей коричневой сумке, и через три минуты умчалась.

- Как можно без предупреждения?! И весь вечер таскалась по Москве с рыбой! А если бы нас не было дома?

- У вас маленький ребёнок – где тебе еще быть вечером?

- А если бы мы, например, занимались сексом, и не открыли? -  продолжала я настаивать, - что бы она делала?

- Поехала бы домой, - философски пожала плечами мама.

В другой раз при ней мы решили обсудить, что, наверное, надо бы продавать квартиру и покупать большую. Теоретически.

Практически - на следующий день мне позвонила женщина:

- Меня зовут N, я риэлтор от ГГ, могу завтра заехать.

Через несколько месяцев мы переехали.

В день заключения сделки вечером я - очень беременная и очень измученная - сидела в «Китайском летчике» на концерте Погребижской, потому что: «нет, Саша, ты обязательно должна послушать!»

Она не понимала, как я могу любить Улицкую и считать ее круче Рубиной, провезла маленького Мишу на автобусе через пол-Европы, часами гуляла с ним по Таллину и стойко отвечала, сколько микробов на правой руке, сколько на левой, а сколько - в носу. У меня осталась ее книжка Гаспарова, вся в пометках карандашиком, в подчеркиваниях и восклицательных знаках.

Она стольких любила и стольким интересовалась. Увидев у нас кофемашину «Неспрессо», она тоже захотела игрушку с капсулами, и мы поехали в бутик. Снисходительно-вальяжный продавец на глазах терял весь свой лоск, пытаясь ответить на строгие вопросы ГГ. Я стеснялась, потом перестала, но так и казалось, что сейчас она скажет: «Садись, Иванов, двойка».

Я помню, как мы ели штафетки из «Праги» в сталинской ложе театра Вахтангова, куда я тоже попала благодаря ей, а вернее, благодаря ее обширным знакомствам и людям, которые ее любили. Первый раз она собиралась пойти на культового «Онегина» с коллегой, но услышав мое жалобное: «А как же я?», каким-то образом все переиграла.

Как она воровала конфеты «Ферреро» для моей Маши, которая осталась дома с Костиком, с банкета по случаю премьеры в театре Женовача. Было поздно, мы задерживались, но совершенно не хотелось уходить с театрального капустника, а Маша там дома грустила, нужен был гостинец. Сначала воровала я, пытаясь незаметно, по одной. Галина Григорьевна уверенно подошла к столу, взяла целую коробку и положила мне в сумку.

У нас были пригласительные куда-то в середину, но она - углядев в антракте пустые места в первом ряду (среди почетных гостей) - в начале второго отделения вдруг стремительно пересела. Вежливейшие девушки-билетерши пытались ее остановить, но ГГ не поняла:

- Здесь свободно? - спросила она у Явлинского? (тот брезгливо-царственно кивнул) - Отлично! - и устроилась в первом ряду, чтобы внимательно следить за тем, что происходит на сцене.

Она всегда радовалась за других, восхищалась всеми и делилась всеми.  Про все имела собственное мнение и не стеснялась его выражать, нарушала личные границы, но при этом была ужасно деликатной.

Любила разноцветные гольфы из таллинского «Каубамая», миноги и взбитые сливки, отовсюду привозила самые удивительные подарки - от ёлочных игрушек и армянского шитья до штуки, в которой надо запекать картошку в микроволновке. А детям всегда приносила одно и то же дорогущее печенье, которое они все обожали, а я никогда не покупала.

Однажды с маленьким Мишей мы наделали войлочных звёзд на ёлку и подарили ей одну - и много лет я видела на фото эту дурацкую звезду, бережно пристроенную на ее маленькую ёлочку. Она была модницей и кокеткой, умела красиво позировать для фото, прекрасно одевалась и зимой ходила в ботинках без задника: очень стильных, мышино-серых.  Меня всегда потрясало: «Холодно же!»
- Нет, - говорила ГГ, - не холодно. Главное, чтоб подошва была толстой.

Она всегда была про других, но никогда про себя. Я не знаю других людей, которые так были бы открыты всему в жизни. Однажды она повесила кормушку, чтобы смотреть на синичек, но они не долетали до ее окна. Кто-то в комментариях написал, что синиц можно приманивать звуком их чириканья. ГГ нашла в интернете запись синиц, вывесила колонку за окно и несколько дней приманивала птиц. Приманила!

Однажды она забежала, когда мы с подружкой вдвоём лепили имбирное печенье, муж с детьми был в гостях. Долго не могла понять, зачем нам двум взрослым тёткам вот это все, критиковала, недоумевала, но слепила два пряника, дождалась, пока они испекутся и бережно увезла с собой.

Она всегда писала комментарии в ФБ, и иногда они раздражали. А потом перестала.

Если бы я знала, как их будет не хватать.

Это одна из самых горьких моих потерь. Казалось, она всегда была, всегда будет и как так, что ее нет. Ужасно несправедливо, она была такой живой, такой энергичной, такой жизнелюбивой. Покойтесь с миром, дорогая Галина Григорьевна.

А. Довлатова

 

Таких людей, как Галина Григорьевна,  всегда мало, всегда не хватает, поэтому потеря особенно горька.

Яркая, остроумная, необычная, очень живая и настоящая. Страстно любящая свою серьезную профессию, но полная иронии и самоиронии, иногда и саркастичная. Совсем не похожая на строгую учительницу, всегда знающую как надо. Мне она казалась человеком-фейерверком, настолько она была полна жизни.

Очень грустно без нее. Светлая память!

Любовь Борусяк, социолог, МГПУ

Когда я думаю о Галине Григорьевне, у меня совершенно не получается представлять ее в прошлом – настолько живой и настоящий человек она была. Эти ее немного ехидные комментарии к постам… Например, к моему сообщению -- я участвовала в конференции «Проблемы творчества Бунина»: «Там есть проблемы?» И когда я ответила что много, она --  в ответ: «Проблемы у изучателей, небось. Бодаются приоритетами. Бунин-то был челвоек цельный в своей мизантропии». И ведь она была, как всегда, права: проблемы у нас. А Бунин действительно относился к людям без излишней любви. А как мы ждали этих ее сообщений из серии «С вами были новости орфографии»: саркастических, неумолимо верных!

Сейчас вспоминаешь ее шутки, но ведь если вдуматься, шутки от безысходности, в которой мы живем, мы,  наше народное учительство: зарплаты, если не Москва, -- одни слезы, давление со всех сторон, бесконечные переаттестации, курсы, реформы и пр. А помните ее историю про подтверждение квалификации, и какую папку документов (в несколько килограммов) она собрала, чтоб эту квалификацию подтвердить?! Она! Которой, если по уму, давно надо было народного учителя дать. А она ведь даже Заслуженного не имела? Поправьте, если это не так.

Заслуженно Галина Григорьевна не любила чиновников от образования. И в советское время, и в наше школа мало видела от них хорошего. Ее возмущало в них прежде всего то, что, не зная школы, не зная школьного процесса, они пытаются этим всем управлять и все реформировать, попутно делая себе в образовательном мире имя, карьеру, а то и состояния. Не знаю, сокращало ли ей это жизнь. Наверное, да. Потому что бодаться с дубом всегда травматично. Но все же ее шутки, улыбки, сарказм помогали и спасали. Кое к кому ее прозвища прямо прилипали, настолько они были меткими. Как она владела нашим простонародным русским словом! Немного кося под героев Зощенко, умела и на место поставить, и похвалить, и, конечно, припечатать.

 Несколько саркастических зарисовок от ГГ:

Об ИС: «Пишут в чужой школе, проверяют чужие преподы. Враг не проползёт!»

О проверке учительских компетенций: «Проверяли аля ВПР - буквы вставляли, знаки, прости Господи ,препинания.<…> Нет бы учителям билеты в театр предложить, на искурсию и тыды? Нет! Проверим, как вы вставите буквы и запятые, проверим ваши паспорта и чтоб сумки на отдельном столе!»

Воспоминания о детстве: «У нас на стене высоко висели портреты Ленина и Сталина. Когда при купании (в корыте) мне надо было помыть шею, говорили: посмотри на дедушку Ленина, посмотри на дедушку Сталина. Я голову поднимала и смотрела. С тех пор шея очень чистая!»

(О спектакле Крымова по «Анне Карениной») «Работают чётко и слаженно, двигаются , пляшут и прыгают отменно. По деталям - вспоминалась постановка "Ревизора" в "12 стульях". <…> С вами были новости культуры. Мнение автора может ни с чем не совпадать, ибо сугубое имхо».

А синичек помните?

Не к кому им будет прилетать

И.В. Кочергина

Эти дни не могла ничего. Все внутри словно вспыхнуло, защемило, остановилось.  . Пишу сейчас о себе, на самом деле — о ней, а может, наоборот?  Мы ровесницы, ощущение – из одной школы, из одной профессии, с одной улицы. И   имя у нас одно.  Я никогда не встречалась с нею, но всякий раз, когда она появлялась в ФБ, с радостью читала, смотрела, «лайкала», иногда комментировала,  было ощущение – меня слышат, больше – мне рады.    Умная, глубокая, открытая, честна я и острая , с замечательным чувством юмора  и при этом – добрая и теплая.  Для меня она –  воплощение лучшего , что было в человеке  почти ушедшей эпохи.  Особая  энергия, которой она лучилась даже на фотографиях и даже в самых обычных коротких интернетовских текстах , сравнима с тем, что испытываю , слушая музыку, великую музыку.     Человек, который живет в тебе музыкой,  звучит где-то очень высоко … Светлая память…

Г.Л. Ачкасова


Prev Next

4–10 августа 2024 — Научно-практический семинар в Пушкинских горах для учителей гуманитарного цикла

Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...

4 марта – 3 июня 2024 – Конкурс эссе "Музей сегодня"

Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня".  Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на  учеников 9-11 классов, заинтересованных в...

Зима-весна 2024 года на сайте уроков русского языка «Могу писать»

Дорогие коллеги! Ознакомьтесь с информацией о текущих курсах для учителей русского языка и литературы, которые проходят на сайте «Могу писать»...

21 апреля 2024 – Акция "Я покажу тебе музей" в Пушкинском

21 апреля в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей". Музей для школьника часто место, куда можно прийти на экскурсию...

18–20 апреля 2024 — ХХVI Международные чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии…

18–20 апреля 2024 г. в городе Старой Руссе (Новгородская область) в музее романа “Братья Карамазовы” состоятся XXVI Международные чтения “Произведения...

15–17 апреля 2024 — Профессиональная программа повышения квалификации «Экспозиционная и выставочная деятельность в…

ГМИРЛИ имени В.И. Даля приглашает сотрудников музеев, выставочных залов, культурных центров и библиотек, а также всех интересующихся литературой и оформлением...

27 марта 2024 — Всероссийский методический семинар «От смысла к тексту и обратно»

Преподаватели русского языка, литературы и иностранных языков из частных и государственных школ приглашаются принять участие во Всероссийском методическом семинаре «От...

23 марта 2024 — Восьмая Всероссийская петербургская методическая школа учителей словесности (Санкт-Петербург)

23 марта с 9:00 до 15:45 в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга состоится Всероссийская методическая школа учителей словесности «Петербургский урок...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь