Когда, в каком возрасте у детей (или уже у взрослых) появляется потребность в благодарности? Даже не столько в произнесении слова «спасибо», сколько в чувстве признательности, ответе на проявленную заботу?
Мне всегда казалось, что слово «благодарность» появляется в лексиконе, когда человек уже разменивает первый десяток. Но оказывается, и дошкольники могут рассуждать о том, кого и за что «дарить благом».
Вот что они говорят – и это само по себе может стать книгой.
Максима: «Я благодарна Ване, что он вежливый и добрый. Я хочу выйти за него замуж».
Савелий: «Папе благодарен за то, что он покупает мне сырники, какао и игрушки. Маму я просто люблю».
Василиса: «Я благодарна папе и маме за брата Тишу. Маме – за то, что она меня всегда отвозит в садик. Еще папе – за аквапарк. Архипу и Проше – за дружбу. Степе – за то, что навещает меня в детском саду. Бабушкам и дедушкам – за подарки».
Ваня: «Я благодарю папу за вкусную кашу, за значок, за игру «Пиратская математика». Маму – за то, что она разрешила нам с папой купить в магазине пингвинёнка. Бабушку – за вкусную еду».
Захар: «Маме благодарен за то, что она меня целует, за своих сестричек (Ниночку и Лидочку). Бабушке – за то, что водит меня в садик, покупает мне игрушки».
Саша: «Маме благодарен за всё, за любовь, за сердце. Моя мама очень красивая и добрая. Папе – за много любви, чтобы он всегда женился на моей маме и за планшет. Бабушке – за занятия, чтобы говорить букву «Р». Дедушке благодарен за любовь, за красивый шалаш. Юлечке – за то, что она со мной играет, за дружбу и любовь, за праздник».
Миша: «Маме благодарен за то, что она меня всегда защищает. Папе за то, что он всегда любит со мной поговорить и поиграть. Благодарен воспитателям, потому что они всегда меня учат».
Оля: «Благодарна маме за то, что она разрешает ей помогать – мыть посуду, пол и зеркало. Папе благодарна за заботу, за то, что он купил нам новую квартиру. Другу Тиме благодарна за интересные игры».
Тимофей: «Маме благодарен за то, что она дарит подарки. За то, что она меня любит. Папе благодарен за то, что он придумывает разные поездки. Это весело. В садике спасибо Оле и Лизе за то, что они ходили ко мне на день рождения».
Лена: «Я благодарна Богу за то, что Он создал мир. Маме – за любовь, за фрукты, которые она покупает. И за то, что она привозит нам подарки. Папе благодарна за то, что он берёт нас с собой в храм. Что он нам всё разрешает: на горке кататься и везде, где можно, – веселиться. Брату Ване благодарна за то, что он нам много всего разрешает. В садике – спасибо ребятам, что они делятся игрушками, Ирине Александровне за то, что придумывает интересные занятия и заботится о нас».
И пусть их чувство благодарности еще только намечено и не оформлено, но любой разговор на эту тему важен. Как важна и вовремя прочитанная хорошая книга, которая может стать противоядием от оголтелого потребительства, жадности и такой несчастливой ненасытности.
Приятные и забавные стихи для дошкольников. Почему я ставлю возрастную границу? Потому что книжка Марины Вишневецкой – это прежде всего игра. Игра в рифмы. Игра в слова. Поэт играет с читателем и вовлекает в свою игру все больше и больше детей. А с ними и их мам, пап, бабушек, старших братьев и сестер. Поэтому и возрастная граница здесь условна, она как маркировка на паззлах или каком-нибудь наикрутейшем лего – как бы для детей, но и не только для них.
Отдельное спасибо художнику этой книги Любе Березиной за стильное, легкое и эмоциональное оформление книги. Это еще один вид игры – слова играют с картинками, и получается очень здорово.
Книгу хочется цитировать и цитировать: «Смешное слово «дребедень» \ твержу сегодня я весь день. \ В нем что-то звонко дребезжит, \ с ним незаметно день бежит».
Или: «Гусь по берегу бродил, \ гусь гусыне говорил: \ – По весне луга-га-га, \ а потом – стога-га-га, \ а потом снега-га-га, \ а из них – пурга-га-га. \ Жизнь тягуча и долга, \ как нуга-га-га-га-га».
Или: «Не следует переходить дорогу \ на очень красный свет и на не очень, \ на ярко-алый, огненно-карминный, \ на терракотовый и на кирпичный, \ и на малиновый, и на пурпурный \ ее не следует переходить. \ Для тех, кто понимает толк в оттенках, \ полна запретов суетная жизнь».
Рискую переписать всю книжку – и лишить вас удовольствия листать ее и перечитывать, читать и перелистывать, цитировать в уютном домашнем кругу.
Сын спросил у мамы утки:
– Мама, кто такие сутки?
И куда они летят?
И вернутся ли назад?
Карел Чапек в отдельном представлении не нуждается. Но эту книгу в нашей стране знают мало.
Чапек был известен не только как писатель и журналист, но и как фотограф; его книга «Дашенька, или Жизнь щенка» стала в довоенной Чехии самой публикуемой. Семья Чапеков вырастила в своем доме в пражском районе Винограды несколько поколений щенков и котят, как говорила его жена, «в доме Карела Чапека всегда что-то расцветало, будь то цветы, мысли или щенки с котятами». Но Дашенька стала самой знаменитой из всех. Он фотографировал этого жесткошерстного фокстерьера с младенчества, зарисовывал ее самые смешные проделки. Но главное – он описал, как Дашенька растет. И в итоге родилась книга – забавная, легкая, полная любви.
С момента публикации «Дашеньки» прошло почти целое столетие. Но щенок всегда останется щенком, и в каком бы веке он ни родился, он все так же будет укладываться спать на свежепоглаженном белье, побеждать страшную и ужасную швабру, рыть норы в образцовой клумбе и готовиться к чемпионату по бегу с переворотом. За это его нельзя не любить. И именно этим чувством – любовью – заряжена книга Чапека.
Когда вам с клумбы кивает вместо цветущих лилий собачий хвост, это, с вашего позволения, немного нервирует.
Эта книга – лес. И чем дальше нас уводит ее тропа, тем мы сильнее ощущаем запах мха и опилок, нагретых на солнце стволов и росистых низин, ягод и цветов. Большинство из нас в лесу – просто гости. Но есть и те, для кого лес – это дорога и кто может среди десятков троп безошибочно найти свою собственную, предназначенную только для него.
Тропоброды – мохнатые неразговорчивые существа. Когда тропоброд рождается, его не баюкают в теплой колыбельке – уже через несколько часов малыш готов топать за мамой по тропе. В конце каждой зимы все тропоброды собираются около Дерева, от которого начинаются все тропы мира. У дерева могучие ветви и огромные корни. Здесь, у его подножья, тропоброд засыпает в окружении своей родни, а утром просыпается один, и перед ним открывается только один путь. Так начинается странствие тропоброда.
Эрл, как и все тропоброды, топает по своей тропе. Сойти с нее он не может, и повернуть назад – тоже. И однажды его окликнет Рыжик – подпеньковая мелочь, через которую перешагнуть и дальше идти. Но обстоятельства складываются так, что Эрл берет Рыжика с собой в путешествие по тропе. И начинаются приключения.
Тропа поведет нас в глубь леса, будет выводить то на берег моря, то в самую чащу. Иногда она будет теряться и замолкать. Но как только Эрл заслышит ее тихое пение, путь продолжится. И в пути всех нас будут, как и полагается, ожидать чудесные встречи и захватывающие приключения. Главное – никогда не сходить со своей тропы. Никогда и ни при каких обстоятельствах.
– Ну ничего себе, какая толстая у тебя кожа на подошве! – воскликнул Рыжик. – Прямо как кора у дерева! У всех тропобродов такие ступни, или ты в детстве болел?
– У всех, – отозвался Эрл, оборачиваясь и вытирая крупные слезы, льющиеся по мохнатым щекам. – У всех тропобродов такие подошвы… иначе бы мы не могли так много бродить.
– А, значит, у всех! – отозвался Рыжик и, лукаво улыбаясь, спросил: – А все тропоброды впадают в такую панику, когда видят вместо одной тропы – две?
– Ты не понимаешь! – воскликнул Эрл.
– Куда уж мне, я ведь подпеньковая мелочь, – сказал Рыжик. – Но, может, ты объяснишь, что тут такого страшного?
Эрл тяжело вздохнул и показал на раздвоение тропинки.
– Понимаешь, я теперь не знаю, где МОЯ тропа!
Наталья Вишнякова
Мастерские творческого письма (Creative Writing School, CWS) открывают писательскую программу «Год большого романа». Курс подойдёт тем, кто вынашивает идею романа...
Ученики 9–11 классов, интересующиеся литературой, историей или английским языком, приглашаются на смену «Наполеоновское погружение» в подмосковный детский лагерь «Искраград», где...
8–10 апреля 2025 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся ХХVII Международные чтения, посвященные произведениям...
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
19 января 2025 года в 16:00 состоится лекция с презентацией книги «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...