Диалог поэтов о блаженстве (Г.Р. Державин «Евгению. Жизнь Званская» и М.Ю. Кукин «Коль колесо времен свершило полный круг…»)
На протяжении многих веков поэты обращались к теме блаженства. Познать, что такое счастье и блаженство люди стремились всегда. Эта тема волновала античного человека и волнует современного. У древних греков блаженными считались олимпийские боги. Человек, по их мнению, не мог достичь блаженства, так как, умирая, он попадает в царство Аида. То же самое мы наблюдаем у древних римлян.
С появлением христианства понимание блаженства меняется, потому что в Евангелии есть заповеди блаженства.
С точки зрения христианства достичь блаженства можно, но лишь в Царствии Небесном.
Что же такое блаженство и блаженный человек? Обратимся к различным словарям. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля читаем:
«Блаженство -счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения».[2]
В Толковом словаре С.Ожегова другое определение:
«Блаженство – полное и невозмутимое счастье; наслаждение»[3]
Православный словарь поясняет:
«Блаженство – исполнение нравственного закона. Нравственное совершенство и блаженство неотделимы. Абсолютное совершенство принадлежит только Богу, и человек может лишь приближаться к Нему»[4]
Итак, определения разные. У Даля и Ожегова синонимом становится слово наслаждение. При этом у Даля речь идет о «духовном наслаждении». В Православном же словаре говорится о созидании в себе Господа и обретении блаженства в Царствии небесном. Для данной работы потребуются определения из словарей Даля и Ожегова, потому что они говорят о Земном блаженстве.
Кто же такой блаженный человек? И вообще, есть ли такие люди на Земле? Для этого опять предлагаем заглянуть в словари:
В.Даль:
«Блаженный (прил.) - благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае. 1.Блаженный(сущ.) - угодник Божий, законно живущий. 2.Блаженный - юродивый, божий человек, малоумный, дурачок»[2]
С.Ожегов:
«1.Блаженный – в высшей степени счастливый. 2.Блаженный – не совсем нормальный»[3]
Православный словарь:
«1. Блаженный – благополучный, счастливый. 2.Блаженный – особый святой подвижник»[4]
Нетрудно заметить, что все словари отмечают многозначность слова. В первом значении – это человек, достигший блаженства, во втором – юродивый. Во всех трёх словарях звучит слово счастливый, т.е. понятие блаженства безусловно связано со счастьем.
Цель исследовательской работы заключается в анализе лексического наполнения понятия «блаженство» в стихотворениях Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» и М. Кукина «Коль колесо времён свершило полный круг…». Эти стихотворения можно считать репликами в диалоге на одну тему. Сопоставление поможет нам выявить динамику понятия «блаженство» от 18 (начала 19 века) к 20 веку.
Тема блаженства в стихотворении Державина «Евгению. Жизнь Званская» одна из ключевых.
Блаженство лирическому герою Державина приносит покой и созерцание. Не менее ценно для него здравие, согласие с женой, довольство, наслаждение природой, искусством, творчеством, едой. Ощущение полноты жизни не покидает лирического героя, а вместе с ним и читателя. Для лирического героя огромное значение имеет вера. Он называет свой дом «храмовидным», благодарит Господа за дарование блаженной жизни, преклоняется перед величием Творца:
Вера осмысляет всю жизнь лирического героя. Благодаря ей, будущее не пугает его, а настоящее доставляет радость. Созерцание мира Божьего даёт ему истинное наслаждение.
Создаётся ощущение спокойного, размеренного течения времени. Лирический герой избегает суеты, и при этом успевает насладиться «цветником блюд», и поразмышлять о русской истории, восславить «сельску жизнь на лире», и почитать Вестник, сыграть в шахматы, и всхрапнуть минут пяток.
В своём стихотворении «Коль колесо времен…» поэт не единожды обращается к Державину:
Или
В отличие от стихотворения Державина, слово «блаженство» в стихотворении Кукина ни разу не упоминается. Однако лирический герой, описывая свою жизнь, прежде всего рассказывает о том, что приносит ему радость, дарит наслаждение. Современный поэт прямо отсылает читателя к текстам своего великого предшественника:
Как вдуматься, так впрямь во многом сроден мне…
Чем же близки мироощущения двух поэтов разных эпох? Сопоставляя два текста, мы замечаем, что Кукин не уступает Державину в описании стола: обилие яств, красочные эпитеты.
Сравним с описанием пиршества у Державина:
Оба поэта гордятся красотой и пышностью своего стола (стол Кукина скромнее, но вызывает не меньшую радость полнотой жизни). Их объединяет и отношение к столу: «…опрятно все и представляет Русь, припас домашний, свежий, здравый» (Державин) и «Как опишу приятный скромный стол? Жена из ничего готовить мастерица!» (Кукин). Правда, державинской гордости за державу противостоит кукинское:
Очевидным становится, что и в стилистике Кукин тяготеет к Державину. Это не столько подражание, сколько попытка выразить свои чувства, свое миропонимание, ориентируясь на высокие традиции поэзии 18 (начала 19) века. Высокий стиль использован для описания бытового, обыденного, но именно этим и придает каждому мгновению жизни человека бытийный смысл.
А вот городской пейзаж, безусловно, менее яркий («лесок зеленый, домами стиснутый»). Но подобно Державину, восхищавшемуся видом «синего Волхова», Кукин наслаждается видом московского пейзажа, глядя «утром восхищенно на ширь и даль небес». И «малая квартирка в Коньково» не похожа на «храмовидный дом» отставного сенатора из Званского имения, но в ней поэт переживает то же чувство радости, любуясь миром.
Державин «внимал …реву крав, грому жолн, коней ржанью». Современный человек слышит «рык мотоциклов» и «шум и вой машин». И все-таки поэт и в скудной природе города находит вдохновение. Его «трогает» «легкий ветерок», осенние «листья на дороге», а закатное небо рождает высокие поэтические образы:
Закат распахивает сизый веер свой,
Меж облак перистых даль розова дымится.
Обоих поэтов посещает Муза.
И в имении Державина, и в квартирке Кукина с удовольствием гостят друзья, поднимается заздравный кубок.
Важным различием в восприятии жизни поэтами становится безусловное наслаждение каждым мгновением жизни у Державина и вынужденное примирение с некоторыми обстоятельствами жизни у Кукина. Так, например, ему приходится заниматься тем, что ему явно не доставляет удовольствия: преподавать «балбесам и балдам». Мир изменился, но такое же блаженство доставляют уединение, радость бытия, наслаждение природой, едой, общением с друзьями, согласие в семье, творчество.
В стихотворении Кукина любопытно смешение стилей. Избрав державинский слог («и звук»), Кукин неожиданно вставляет в текст сниженную лексику современного разговорного языка: «вонь, фигу, пылища, скучища, балбесы, балда, бабища». И даже «Муза кажет фигу»! Возможно, он хочет подчеркнуть резкий контраст двух эпох, а также контраст между поэтическим творчеством и современной жизнью.
Стремление разгадать вечную загадку жизни читатель ощутит в этих стихотворениях. Но Державин вплотную приблизился к отгадке:
В финале стихотворения поэта 20-21 века читаем:
Стол «пустой»… Но окно открыто. Куда? В московский вечер? В вечность? Удалось ли поэту остановить мгновенье, подобно герою Гетевского «Фауста»? Возможно ли это для современного человека? Что такое блаженство для нашего современника? Как приблизиться к пониманию бытия? Над этими вопросами заставляет задуматься читателя стихотворение М.Ю. Кукина, отсылая его (читателя) к традициям 18 века.
Исследования, выполненные на стыке наук, позволяют по-новому взглянуть на проблему. В данном случае мы сделали попытку исследовать понятие блаженства с точки зрения современной психологии. Вот что говорит о счастье-блаженстве известный американский психолог-гуманист А. Маслоу:«Есть несколько групп основополагающих потребностей, которые образуют иерархическую систему. 1). Физиологические потребности – в пище, сне, жилище, воспроизводстве. Не будучи удовлетворёнными, эти потребности определяют всё поведение человека. 2). Потребности в безопасности - в спокойствие, защите от зла… 3). Потребности в общности – принадлежности к сообществу людей, социальной группе; в привязанности(расположении), любви. 4). Потребность в уважении – самоуважении, положительной, высокой оценки окружающих, «значимых других». 5). Потребность в самоактуализации – таком «открытии своей идентичности, своего подлинного Я», таком «полном, живом и бескорыстном переживании» своего бытия, в ходе которого человек стремится раскрыть, актуализировать заложенные в нём возможности, быть тем, чем он может стать. Высшие, подлинные человеческие потребности проявляются в стремлении человека к высшим, «бытийным» ценностям – добру, истине, совершенству, красоте»[7]
Проанализируем, как проработаны эти уровни у лирического героя Державина и у лирического героя Кукина.
А. Маслоу | Лирический герой Державина | Лирический герой Кукина. | Комментарии |
1).Физиологические потребности, потребности в безопасности, общности, уважении окружающих. | У лирического героя Державина есть дом и слуги(безопасность), еда(физиологические потребности), друзья(общность, уважение) | У лирического героя Кукина есть квартира(безопасность), еда(физиологические потребности), друзья(общность и уважение) | Эти уровни проработаны, как и у лирического героя Державина, так и у лирического героя Кукина. |
5). Потребность в самоактуализации |
«Творцом содержится вселенна. Да будет на земли и в небесах его Единого во всем вседействующа воля! Он видит глубину всю сердца моего, И строится моя им доля» |
«Как жизни нашей перед вечною загадкой» | Пятый уровень полностью проработан у лирического героя Державина, в мире лирического героя Кукина есть все, о чем говорил Державин, но не упоминания о Боге и божественной природе мироздания. |
Общий вывод: | У лирического героя Державина «внутри» полностью сформировалась картина мира, ему относительно легко жить, так как он знает ответы на вопросы и может наслаждаться жизнью. | У лирического героя Кукина жизнь – вечная загадка, его картина мира продолжает формироваться. Именно поэтому в стихотворении Кукина чувствуется некоторая незаполненная пустота. |
Задание социологического опроса: расположить в иерархическом порядке выявленные нами критерии блаженства (по стихотворению Державина) в личном понимании респондента.
Критерии: довольство, достаток, здоровье, уединение, вера, наслаждение природой, наслаждение общением с друзьями, наслаждение едой, согласие с семьей.
Референтная группа: учителя, школьники, студенты.
Кол-во опрашиваемых: тридцать человек.
Результаты:
Уединение.
Наслаждение общением с друзьями.
Вера.
Здоровье.
Согласие с женой.
Наслаждение природой.
Достаток.
Наслаждение едой
Итак, для современного человека (для той группы, которую мы опрашивали) выше всего стоит уединение, что говорит о том, что современный человек «перегружен» общением и хочет больше личной свободы. Вера – пятый уровень по исследованию Маслоу стоит на втором месте. Это говорит о том, что для современного человека духовные ценности стоят выше, чем материальные (достаток находится лишь на предпоследнем месте). Стоит отметить, что столь оптимистические результаты связаны с тем, что в референтную группу входили учителя, студенты высших учебных заведений и школьники московских интеллектуальных школ. Кроме того, респондентам не требовалось самим формулировать критерии счастья (блаженства), что очевидно могло бы вызвать трудности.
В данной работе мы проанализировали два стихотворения – Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская» и М.Кукина «Коль колесо времён свершило полный круг…» на выявление критериев блаженства. Сопоставив критерии, мы сделали вывод, что у Державина понятие блаженства выражено более полно, потому что у него есть как бы все мелкие составляющие этого понятия, объединённые главным – верой. У Кукина многое проработано, но основная составляющая, то, что должно всё объединять, отсутствует.
Также нами проведен небольшой социологический опрос, благодаря мы которому проанализировали, как располагаются критерии блаженства Державина в личном понимании опрашиваемых. Оказалось, что для представителей референтной группы значимо понятие веры – основное для Державина.
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...