Роман С.Солоуха «Рассказы о животных» вошел в короткий список премии «Большая книга – 2016»
Эпиграфом к книге можно взять слова одного из эпизодических героев по фамилии Величко: «Теперь, вы знаете, такие времена, что уж и непонятно, по поводу чего надо было соболезновать. Чьей-то смерти или, наоборот, чьей-то жизни…»
Небольшой роман повествует о жизни пятидесятилетнего коммивояжера, а ранее вузовского преподавателя, кандидата технических наук Игоря с «самой неподходящей для Западной Сибири» (а именно там происходит действие) фамилией – Валенок.
Книга строится на сочетании двух временных линий: прошлого и настоящего – воспоминаний Игоря и ситуации «здесь и сейчас». Соответственно, автор то сближается с героем в настоящем, передоверяя ему вести повествование, то отдаляется от него и изображает события прошлого от третьего лица. Такая смена позиций не позволяет читателю «сжиться» с героем, войти в его мир до конца и сочувствовать там, где, казалось бы, надо.
Самый частый вопрос, который задает себе герой (и так начинаются многие «главки» романа), начинается с «когда»: «Когда это началось», «Когда это вошло в привычку», «С какого момента… все дни его жизни стали одинаковыми», «Когда он перестал интересоваться погодой». В этом видится попытка понять время, в котором он живет и из которого словно выпадает. Герой с нелепой фамилией, сменивший профессию в кризисную эпоху, двигаясь из пункта в пункт (приходится же много разъезжать), на самом деле перемещается по кругу, как пространственному, так и временному.
Монотонность вопросов, которые задает себе Валенок, постепенно начинает раздражать и отталкивать читателя. В конце концов герой от «когда» приходит к вопросу «почему» (в финальных главах). По всей видимости, поняв, где точка невозврата, продавец услуг интернета пытается найти причины того, что он живет не своей, а чужой жизнью, делает нелюбимую работу, что жена его пьет, а дочь эмигрирует в Германию к ненавидимым «фашистам», что жизнь его не состоялась, вокруг одни враги и лучшее, что есть сейчас, это желание приютить толстого щенка, встреченного на дороге. Потому что собаки лучше людей, а люди – это как раз «животные».
Кажется, что Солоух пытается сделать из Валенка чеховского рефлектирующего интеллигента, которому, как считает сам герой, постоянно не везет. Однако, напротив, судьба весьма благосклонна к Игорю: много раз он мог попасть в аварию и даже погибнуть, но чудом оставался жив и здоров. Другое дело, что его жизнь оказывается существованием, набором механических действий, работа – средством расплатиться за кредит, поэтому и важны слова Величко о соболезновании «живым».
Тем не менее автор волей-неволей ставит вопрос о случайности/закономерности в жизни, претендуя на философские глубины. Для чего-то же Игорю спасают жизнь, хотя сам он хотел бы «лечь и лежать, просто лежать. Единственное положение, в котором он свободен».
Игорь крайне аккуратен, расчетлив и осторожен на дороге. Не эти ли качества спасают его? Единственный раз, когда он пошел против собственных правил, поступив импульсивно, чуть не лишил его прав.
Интересно, что в жизни «недорожной», «реальной» действуют иные механизмы. Как раз не рациональные, а спонтанные, импульсивные, естественные движения доставляют ему радость освобождения. И даже спасение, как на реке Кие, где он спас себя и жену. Или в финале романа, когда он преодолевает «унижение» выглядеть «фальшиво и анекдотически», рассказывая «гаю» о семейной драме. И эта импульсивность на дороге, чуть не лишившая его прав, в жизни эти же права возвращает.
Права в контексте романа становятся символом. Права на то, чтобы быть самим собой, а не лебезить перед начальством и клиентом и не подавлять мучительное раздражение от попутчика в машине.
Жизнь героя определяется через соединение случайного и закономерного, рационального и естественного. Помимо этого, в книге намечены и иные конфликты: поколенческий (попытка героя понять отца и дочь); «культурологический» (пунктирно, фотокарточкой расстрелянных немцами предков, мотивированная ненависть ко всему «немецкому», выраженная в том, что все «неприятные» герои – немцы либо носят немецкие имена и фамилии, обыгрывание которых доставляет Солоуху какую-то патологическую радость); конфликт между природой и человеком.
Особое удовольствие автору доставляет называть марки автомобилей: читая книгу, можно познакомиться с энциклопедией этих марок, хотя неавтолюбителю это будет скучно. Думается, эта «вещность», «предметность» – в аспекте поэтики – связана с некоторой окукленностью, закрытостью героя, живущего в своем коконе и умеющего описывать только этот мир – грузовых фур и иномарок.
В языке романа автор пытается соединить разговорность со сложным синтаксисом. Последнее, естественно, замедляет темп действия (которое и так топчется на месте), останавливает время. Вот типичный пример: «Игорь легко себе представил, как его легкая птичка Алка, после первой ранней пары, с ее латунно-медным вкусом и отсветом, пройдя по зыбкой, стылой улице, ныряет в теплый, уже успели с утра надышать, очеловечить, универсам и, потирая подмерзшие ладони, их согревая, а заодно скрывая дрожь, в том барском, дальнем отделе, где пахнет кофе и корицей, стоит и выбирает. «Мартель», vs или vsop». Эти «остановки» как фотовспышки: противостоят бессмысленному движению героя и, несмотря на свой «бытовизм», «собирают» его жизнь из осколков.
В романе ощущается некая «орнаментальность» из 1920-х гг, чеховская традиция в изображении аморфного и нежизнеспособного героя. Кроме того, конечно, прямой предшественник Солоуха – Гайто Газданов с его «Ночными дорогами».
Героя книги можно назвать героем нашего времени, а его движение-топтание на одном месте – метафорой современной эпохи. Однако счесть книгу знаковым событием, как и «книгой Иова» (из аннотации), было бы слишком смело.
Михаил Белкин
Мастерские творческого письма (Creative Writing School, CWS) открывают писательскую программу «Год большого романа». Курс подойдёт тем, кто вынашивает идею романа...
Ученики 9–11 классов, интересующиеся литературой, историей или английским языком, приглашаются на смену «Наполеоновское погружение» в подмосковный детский лагерь «Искраград», где...
8–10 апреля 2025 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся ХХVII Международные чтения, посвященные произведениям...
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
19 января 2025 года в 16:00 состоится лекция с презентацией книги «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...