И что самое интересное: несмотря на то, что писательское ремесло давно выпало из топ-10 (да и из топ-20, чего уж там) желаемых профессий, оно по-прежнему продолжает волновать подростков.
А все почему? Все потому, что, раз испытав кайф от рождающегося по своему велению слова, этот нигде больше не повторяющийся кайф, человек стремится испытать его снова и снова. Ну, хотя бы ешё раз. Или два. А там, глядишь, и трилогия.
Но, создав текст, даже хороший или очень хороший, молодой автор сталкивается с мелкими бытовыми сомнениями. Кому его показать? Куда прислать? Как продвигать? Как узнать, точно ли текст может быть интересен другим людям? И дальше по списку: а все равно печатают только известных авторов или по знакомству – никто не будет читать о том, что близко мне – надо писать на языке прошлого века, а язык нового поколения только оттолкнет редакторов – наверное, все писатели умеют что-то такое, чего не умеет никто из читателей – и все в этом духе.
Специально для талантливых, молодых, нуждающихся в поддержке авторов издательство РОСМЭН 5 апреля открывает бесплатную Писательскую школу. Для ознакомления с азами и, возможно, секретами писательского труда приглашаются подростки от 12 до 18 лет.
И, конечно, РОСМЭН предоставит возможность сделать первый шаг в профессию. Завершающим этапом обучения станет литературный конкурс «Орден первооткрывателей». Произведения «золотой десятки» победителей будут напечатаны в сборнике, который планируется к изданию следующей зимой. А все участники конкурса, независимо от результата, получат электронный сертификат о прохождении школы.
Как говорится: ребята, это шанс! И пусть каждый найдет в этой школе что-то ценное для себя. Может быть, лекции о тонкостях и смыслах профессии, которые будут читать авторы захватывающих бестселлеров. Может быть, возможность победить в конкурсе и заявить о себе вслух. Или просто написать свою первую книгу, не бросив ее на середине, а доведя процесс до логического завершения. Или даже понять, что писательство – это не твое. Или наоборот – убедиться в верности выбранного пути.
Словом, не попробуешь – не поймешь.
А я, пользуясь случаем, включу в этот обзор две новые собственные книжки о подростках. В каждой из этих историй, кстати, есть потенциальный слушатель Писательской школы РОСМЭН.
Когда выпадает шанс написать о собственной книжке, испытываешь некоторую неловкость. С другой стороны, это возможность напрямую рассказать о книге: о чем она, для кого написана и какова ее идея.
«Здравствуйте, я Даня, я учусь в девятом классе и я дислексик», - так мог бы представиться главный герой этой истории.
Проблема Дани – не в том, что его письменная речь предельно невнятна. Это не портит ему жизнь. Скорее, его приводит в недоумение реакция некоторых людей на его ошибки, описки, оговорки и прочие проигранные битвы с текстом. Настоящая проблема Дани, как и всех подростков, - в остром ощущении невнятности бытия.
Как ни странно, но именно в преодолении этого ощущения Данина новая учительница по русскому видит последующее примирение между Даней и словами.
А зовут эту учительницу Виолетта Фиолетовна.
Не стоит думать, что дислексик – это человек, отвергающий всякую словесность. Дане, например, как и его реальному прототипу, наоборот, страшно интересно, откуда произошли слова и выражения. Он умеет играть словами. Он чувствует их музыку.
Но все это не учитывается при сдаче ОГЭ. И Даня с Виолеттой Фиолетовной пишут, пишут, пишут. Готовятся, готовятся, готовятся. А параллельно – разговаривают обо всем на свете.
Потому что учителю и ученику всегда есть о чем поговорить.
Собственно, эта книга – о счастье. И это не просто состояние, «когда тебя понимают», но и когда ты понимаешь другого человека, и через него находишь в текущем моменте что-то очень важное для себя.
— Вы понимаете, — сказала мама, — мы все очень волнуемся за ОГЭ.
— Ну-у-у… — неопределенно начал директор.
— Нам главное — чтобы не «два».
— На «два» — это нужно очень постараться, — ожил директор. — Это маловероятно.
— Но 28 ошибок — это тоже маловероятно! — воскликнула мама. — Но они перед нами, и никуда не денутся.
— А вам нужно, чтобы делись, — прищурился догадливый директор.
— Честно говоря, хотелось бы, — подтвердила мама.
— Тогда, — голос директора немного понизился, — вам сможет помочь только один человек.
— Кто? — заговорщицки спросила мама.
Через полчаса мы подали документы в эту школу. Судьба моя была решена.
Римма считает себя серой лабораторной мышью. Никому не интересной, некрасивой, скучной, немодной. Брекеты, очки, противный тоненький голосок – разве с таким набором можно стать заметной или рассчитывать на взаимность, если тебе понравился самый классный мальчик на свете?
Отчаянно переживая свою серость (которая, разумеется, существует только в ее, отдельно взятом, сознании), Римма натыкается на объявление: идет набор в школьный туристический кружок. Все, кто в нем занимается, будут готовиться – нет, не к полету в космос – к летнему походу на Север. И Римма решает записаться.
Так начинается ее путь к Соловецким островам. А заодно и путь к себе.
За две недели похода Римме и ее друзьям предстоит не только изучить северную природу, проникнуться уникальностью Соловков, узнать множество фактов об истории этого места, но и по-настоящему познакомиться друг с другом, научиться уживаться и дружить, а также держать слово, нести ответственность за себя и других. А заодно – строить шалаши, распознавать местные ветра по именам, отличать морошку от брусники, собирать вкусные мидии, оказывать первую помощь, готовить обед из трех блюд, используя только дары леса и моря, аккуратно относиться к следам прошлого, поднимать окружающим настроение в трудные минуты, помогать слабым, без потерь выходить из конфликтов. А кое-кому выпадет влюбиться и проверить свое чувство на прочность.
В дорогу родители Риммы дают ей тетрадку, чтобы вести дневник, и монетку с профилем неизвестного правителя, чтобы было что бросить в волны Белого моря, если захочется когда-нибудь вернуться в эти края. Захочет ли Римма расстаться с монеткой? И откуда в абсолютно чистой тетради возникают цитаты из «Одиссеи» Гомера?
История-путешествие, в которой прямое движение из пункта А в пункт Б превращается в ломаную кривую с участием всего алфавита.
- Надо будет сразу назначить костровых и дежурных по кухне. Остальные займутся палатками, - деловито поддерживал беседу Петров.
Он что, главным себя воображает?
За мной собрались девочки - Ира, Юля, Маша и примкнувший к ним Егор, который в любой ситуации обязательно оказывался рядом с Машей.
- Давай, я твой рюкзак понесу? – предлагал он через каждый десять метров.
- Я сама… - скучным голосом отвечала Маша.
Ира с Юлей хихикали.
Следом за ними шагали Лёня и Вероника Михайловна, не отстававшая от него ни на шаг.
- Ты не проголодался? – тревожно спрашивала она.
- Мама! – устало отбивался Лёня. – Я не проголодался. Перестань меня об этом спрашивать.
- Ты, если голодный, попроси добавки, я тебе отложу.
- Не надо, - рычал Лёня.
За ними Максим и Илья-маленький вели умный разговор с Сергеем Владимировичем.
- А сколько нам еще идти?
- А привал будет?
- А когда у нас свободное время?
- А в ботаническом саду можно будет фрукты рвать?
- А когда мы придем?
- А сколько нам еще идти?
Лера жаловалась Кире на хруст в коленке. Кира терпеливо слушала.
- И, понимаешь, мне кажется, мой рюкзак весит больше, чем у других! – возмущалась Лера.
Наконец Кира не выдержала:
- Конечно! У тебя одна аптечка килограмм пять весит!
- Потому что в походе может случиться что угодно! Чем тогда лечиться?
Автор книги с первых страниц задает настроение и создает нужную атмосферу для понимания дальнейшего текста.
Когда-то, пишет он, ирландцы верили в сосуществование двух миров: реального, человеческого, и невидимого, потустороннего. Невидимый мир был населен духами предков, богами, богинями, призраками, сказочными персонажами – сидами. Сейчас между этими мирами огромная пропасть, а в древности они были вплотную придвинуты друг к другу. Все знали, что в самых темных холмах расположены жилища сидов, что отношение сидов к человеку определяют его судьбу и что сиды часто уводят в свой мир самых красивых девушек и самых сообразительных детей. И наоборот.
Бывало, наступали времена, когда невидимый мир проникал в реальность. Тогда сбывались предсказания, повсюду воплощалась магия – словом, веселенькие были времена. Но потом приходила другая эпоха, и все пережитое по воде сидов казалось людям сном или видением.
Так к древним сказаниям и относятся современные ирландцы. Хотя, говорят, вдали от городов, в уединенных и тихих местах все еще ощущается присутствие зачарованного мира.
Верите вы в это или нет, но в любом случае, «чужаки Европы» кельты и их потомки – это отчасти и старая, даже древняя, вера в то, что где-то там, за холмом, можно встретить Нуберу, божество штормов, что в роще бродит Бутул-Ноз – «Ночной пастух», чье лицо невозможно увидеть при свете дня, и что в заливе Дуарнене, под темной водой, стоит исчезнувший город Ис.
Такая двойственность сознания составляет загадку северной души.
Книга о кельтской мифологии хорошо издана, в ней много иллюстраций, авторских разъяснений и ссылок на источники.
Читать ее и приятно, и интересно.
Но сразу предупреждаю: кельтский темперамент не терпит тишины и однообразия. Поэтому в этой истории покоя не будет.
Просто не может быть.
Легенды говорят, что одна из самых жестоких войн в Ирландии началась из-за ссоры двух свинопасов – хотя многие годы они были лучшими друзьями. Фриух состоял на службе у Охала, правителя Коннахта; Рухт работал на Бодба, чье королевство лежало в Мунстере. Эти два свинопаса были не простые крестьяне: они славились не только своим умением откармливать свиней, но и волшебным умением менять обличья. Постепенно их дружба переросла в соперничество; в конце концов они поссорились, и каждый старался доказать другому, что он самый лучший в своем деле. Наконец, превратившись в ястребов, они два года яростно сражались, стараясь заклевать друг друга; за этим последовали еще два года борьбы не на жизнь, а на смерть в образе морских животных. После этого они сошлись в бою в виде оленей; затем они сражались друг с другом, став воинами, потом призраками, потом приняли облик драконов и переплелись, опутав друг друга кольцами и стараясь задушить.
В конце концов они стали личинками.
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...
Что общего и в чем различия между музейной педагогикой и театральной? Как рождается событие и какова роль в этом: сцены...
С 1 по 10 июня в Сургуте (ХМАО — Югра) в «Школе 21» пройдёт дополнительная образовательная программа для школьников «Литературное...
Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня". Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на учеников 9-11 классов, заинтересованных в...