Я никогда не расстанусь с семейными книгами, которые читали еще мои бабушки, а порой – и прабабушки. Я сделаю всё, чтобы мой ребенок знал, что такие книги в доме есть, и чтобы он был хорошо знаком с их содержанием.
Мне, может быть, удастся даже передать следующему поколению семьи свою любовь к этим книгам. Потому что для меня это одна из несущих стен Дома; завали ее – посыплется все здание семьи: память, любовь и узнаваемые на всех фотографиях лица «наших».
Они редко попадаются мне на глаза, эти книги, но, если я беру их в руки – залипаю надолго. Любая, некогда засмотренная до дыр, иллюстрация вызывает и восторг, и слезы. Начни читать с любого места – всё, я пропала.
Человеку нельзя двигаться вперед, только вперед. Человеку невыносимо жить без возвращений.
Я обожала Сергея Голицына с его изыскательской одиссеей. Такой одиссеей, по сути, была его собственная жизнь, и это личное он переносил в каждую свою книгу.
Я зачитывалась Анатолием Алексиным, его повестями, напечатанными в старой «Юности», еще в 60-х, с летящими через текст картинками в духе времени.
И Алексина, и Голицына переиздают в последнее время. Для меня это чудо возвращения – справедливое, жданное. И теперь, когда открылся «портал переизданий», я, читатель, начинаю уже осознанно, даже требовательно ждать следующих книжных возвращений.
Например, был такой детско-юношеский писатель Сергей Иванов. Знакомое имя? Нет, не знакомое. Никаких ассоциаций. А если так: «Маловато! Маловато будет!», «А вот кто тут, к примеру, в цари последний? Что, никого? Ну, так я первый буду!», «В теле такая приятная гибкость образовалась»? Это он написал сценарий мультфильма «Падал прошлогодний снег». А еще – «Бюро находок». А еще – два десятка глубоких, тончайших, редких по переживаниям повестей. За повесть «Зимняя девочка» он в середине 90-х получил почетный диплом премии имени Андерсена – детской Нобелевки.
Многие детали и черты, запечатленные Ивановым в его повестях, незаметно и безвозвратно ушли вместе с его временем. «Но здесь так удивительно и ловко у нее получилось. Она сразу и как-то удачно взяла Сережу за руки своими холодными от волнения руками. И этот обжигающий холод Сережа Крамской запомнил навсегда. Не верите? А вы сейчас позовите-ка свою память, и она обязательно вынет из своих тайников не одно, а даже несколько прикосновений, которые вам не забудутся никогда. – Ну, что же у тебя случилось, Сережа?!»
Все дело не в компьютерах. Все дело в прикосновениях.
Взять кого-то за руку, под руку, обнять или приобнять уже не приходит нам в голову. Вдруг нас не так поймут? Вдруг не поймут вовсе? А герои Сергея Иванова стремятся именно к пониманию. Хотя с ними ничего особенного не происходит. И в этом тоже проявлена авторская позиция.
Я очень надеюсь на переиздание книг Сергея Иванова. Те, что хранятся в библиотеках, уже изрядно обветшали. Насколько я понимаю, после того, как жизнь писателя оборвалась под колесами электрички, у него не осталось наследников, которые могли бы заняться переизданием. Остается надеяться на счастливое озарение какого-нибудь редактора или издателя.
В нашей семье книги Сергея Голицына – это книги четырех поколений. В детстве я перечитывала их бесконечное число раз. Нескладный, чудаковатый доктор, его домашняя дочка Соня и сын, будущий геолог Миша, – все они были частью меня, моего детства, моей «команды мечты», собранной из разных книг. Как я мечтала оправиться с ними вместе в старинный русский город на поиски книг, написанных на бересте, или старинного портрета с таинственными словами на обороте: «Я не могу даже подписаться»! Как меня манило удивительное слово «изыскатель»!
Поэтому трудно передать все чувства, которые пришли ко мне, когда я увидела, что книги Голицына переизданы в издательстве «Речь» – и с теми же самыми иллюстрациями!
Сергей Голицын – внук московского губернатора, потомственный дворянин, человек, роившийся в родовом имении, а не в советском роддоме, член знаменитой семьи, практически целиком репрессированной – в окружавшей его действительности человек совершенно не нужный. Однако ему удалось доказать обратное. Он получил профессию инженера-топографа, воевал, всю жизнь писал книги: детские, биографические, историко-краеведческие. Происхождение же проявлялось в великолепном русском языке, тончайшего письма, нежнейшей выработки.
С 60-х годов его жизнь была связана с небольшим городком Любец – именно здесь разворачивается действие его лучших книг. И «Сорок изыскателей» – повесть не столько о советских школьниках, сколько о дружбе, романтике походов, любви к русской старине.
– Какое же это слово? – спросила Магдалина Харитоновна и вытащила голубой альбомчик и авторучку.
– И-зы-ска-тель, – медленно проскандировал заведующий, – то есть человек, который что-то ищет…
– На земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе, – начала декламировать Соня. А за ней подхватили и остальные.
– Совершенно верно, – неожиданно улыбнулся старик. – И добавьте: у себя в комнате, у себя в саду, у себя на работе.
Я был буквально ошарашен удивительным совпадением с Мишиной теорией и переглянулся с Соней.
– А люди, которые ничего не ищут и не хотят искать – это тюфяки? – пропищала Соня.
С тех пор, как умная собачка Соня впервые появилась на публике, прошло больше 20 лет. За это время она стала необыкновенно знаменитой собачкой. И очень любимой. Настолько, что продолжение ее приключений буквально напрашивалось. И вот – она вернулась.
В первой части Соня еще щенок. Теперь она стала старше, и в конце ее хозяин Иван Иванович торжественно объявит, что она стала взрослой. Но Сонины приключения не заканчиваются с наступлением взрослости. Каждый день богат на выдумки и встречи. Особенно на встречи. Хотя Соня потом не может вспомнить, действительно ли с ней происходили удивительные вещи или ей это нафантазировалось. Но ведь так даже интереснее, правда?
Словом, Соня все такая же. А вот хозяин ее неуловимо изменился. Может быть, это он повзрослел?
– Знаешь, я сегодня познакомилась с жирафом. Его зовут Жираф Депардье.
– Откуда же он здесь взялся? – спросил Иван Иваныч.
– Он ушел из зоопарка. И мы с ним потом целых два часа гуляли…
– Где гуляли?
– В нашем парке. Я по Жирафу спустилась на землю, а потом забралась обратно. Правда, у меня были грязные лапы, поэтому у него на шее остались темные пятна…
Наталья Вишнякова
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Учителя русского языка и литературы приглашаются к участию в научно-практическом семинаре «Как преподавать „Преступление и наказание“: концепты романа», который состоится...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...