Психологи говорят о том, что существуют разные стратегии, которыми (сознательно или бессознательно) пользуются люди, чтобы делать что-нибудь. Вот как, например, учителя придумывают урок?
Вошел в класс со звонком, что-то такое написал на доске, продиктовал, включил компьютер, попросил открыть учебник… Как он это придумал?! Может, открыл Программу по литературе (пока еще примерную, но скоро уже обязательную для всех), методичку, обдумал цели и задачи урока (обучающую, воспитательную, развивающую), разделил лист бумаги вертикальными линиями на несколько столбцов (нарисовал табличку на экране ноутбука): деятельность учителя, деятельность ученика, подготовка к ОГЭ (ЕГЭ), формирование компетенций, тренировка ЗУН (знаний, умений и навыков), использование ИКТ (компьютерных технологий) и так далее. Возможно. Это одна из стратегий, урок может рождаться так. А может и по-другому. Всегда пытаюсь понять, какой стратегией пользуется учитель, когда придумывает урок. Может быть, так тоже получится?
Часто бывает, что урок рождается от встречи. От встречи с человеком, ситуацией, даже предметом. Например, сегодня утром встретился мне в парке возле воды… кусок доски. Прямоугольный, небольшой, 15 на 20 сантиметров. Видно, что тяжелый, толстый. И рисовать на такой доске хорошо, если сухая, конечно. Плавал у кромки воды – ближе к осени вода отдает то, что попало в нее за лето, прибивает к берегу. Какое это было дерево? Думаю, что сосна.
На другом берегу в тумане теряется здание Северного речного вокзала, построенного в 1937 году одновременно со строительством Канала имени Москвы (Москва – Волга). Здание, построенное в форме гигантского корабля, москвичам (и не только им) известно по черно-белому фильму «Волга-Волга» с Любовью Орловой и Игорем Ильинским, герой которого был лично знаком с товарищем Шульбертом. Помните песню «Красавица народная, как море, полноводная?..» При строительстве канала использовался труд заключенных «Дмитлага», специально созданного в 1932 году. Сколько досок было перепилено, сколько глины вырыто, сколько машин с песком разгружено! Конечно, мой кусок доски не с тех времен в канале плавал. Но он, тяжелый, мокрый, старый, тоже напоминает о времени. Сегодня напомнил о рассказе Варлама Шаламова «Воскрешение лиственницы» (1966). Его разбираю в 11 классе с учениками. Рассказ начинается строкой, в которой три предложения: «Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами живем». Мы – это кто? Все мы? Какие символы (и символы чего) мы придумываем? Зачем? Ветку лиственницы с Дальнего Севера отправили в посылкой в Москву:
«Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду.
Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода.
Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов. Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток. <…>
Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы – физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы.
Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.
Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть – ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта».
Догадался ли читатель, о каком поэте, погибшем на Колыме от голода идет речь? О нем написан другой рассказ Шаламова – «Шерри-бренди», название которого отсылает нас к знаменитому мандельштамовскому стихотворению:
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.
…
Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну, а мне – соленой пеной
По губам.
А ведь в 8 классе мы начинаем курс литературы с разговора об эпосе, о поэме Гомера «Илиада», о ее восприятии современным человеком. Можно ли сначала с восьмиклассниками поговорить об этом стихотворении Мандельштама? А тех, кто заинтересуется, отослать к исследованиям польского филолога Ежи Фарино (Фарыно) (тем, кто пишет исследовательские работы, полезно познакомиться с книгой Фарино «Введение в литературоведение»).
Так движется память – от ветки – куска дерева – к рассказу, стихотворению, книге, уроку, ученикам. Можно ли написать об этом рассказе в декабрьском сочинении? Можно ли использовать эти материалы при подготовке к ЕГЭ? Можно, но гораздо важнее, чтобы это стало частью их собственной частной истории.
Принесу на урок промытый и высушенный кусок дерева. О чем мы вспомним, глядя на него? Какой текст напишем в тетради? Что нарисуют наши художники на доске? Интересно думать про такой урок.
За окнами школы – огромная лиственница. Под ней – скамейки, на которых в хорошую погоду ждут своих детей родители. «Посмотрите в окно, - скажу ученикам. – Лиственница – это тоже древо жизни». Как в древних мифах творения мира.
Из последних строк рассказа «Воскрешение лиственницы»: «Шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека <…> люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительную зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь».
Марина Павлова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...