98qw59165616916265125.jpg

Несколько предупредительных слов. Возможно, это и неуместно, но начну с себя. У нас десятилетиями было принято считать: если человек поступает в университет – не в педагогический, а в классический – идти работать в школу он не собирается.

Выберет себе работу попрестижнее. Наверное, сейчас ситуация отчасти изменилась, и все же, думаю, во многом она остается прежней. Я поступала на филологический факультет МГУ очень давно, в самом конце 60-х прошлого века, но и тогда хотелось мне быть именно школьным учителем. Просто университетское образование казалось более фундаментальным, вот и пошла не в педагогический. А когда кончила университет, вдруг поняла, что в школу идти мне очень страшно. Нет, я совершенно не боялась учеников, студенческая практика в школе прошло отлично. Но одновременно возникло понимание, что к каждому уроку нужно очень долго готовиться. Ну например, к одному уроку хорошо бы готовиться неделю. И когда после университета у меня появилась возможность не в школу пойти, а работать с детьми во Дворце пионеров на Воробьевых горах, вести там кружки литературоведения, я была очень рада. Готовясь к каждому занятию, успевала и внимательно прочитать нужный текст, и кучу литературоведческих работ посмотреть, работала в том темпе, который был хорош и для меня, и для моих учеников. Словом, работала в свое удовольствие. Понимание того, что я готова попробовать пойти в школу, пришло очень нескоро, спустя годы. Но и тогда, несмотря на накопленный опыт, оказалось, что подготовка к каждому уроку требует серьезного времени.

Впрочем, для каждого учителя-филолога, работающего с любовью, это прописные истины. Потому-то – кроме самой художественной литературы – столь важными для нас оказались не только  школьные и вузовские учебники (это minimum minimorum), не только серьезное литературоведение, но и та помощь, которую каждый из нас получает от Гильдии словесников и ее фейсбучной лаборатории – Методической копилки. И особенно почувствовали мы это сегодня, когда дистанционное образование стало не факультативным, а жизненно важным и обязательным.

В этой подборке мы предлагаем вашему вниманию тексты дистанционных уроков по литературе – от «Слова о полку Игореве» до литературы сравнительно недавнего времени. Писали их разные люди: среди авторов - вузовские преподаватели, но почти все они имеют опыт работы со школьниками. Это известный московский учитель литературы Елена Вигдорова, Марина Акимова (МГУ), Виктория Малкина (РГГУ), Юрий Доманский (РГГУ), Марина Гистер (РГГУ), Татьяна Бузина (РГГУ), Елена Леенсон (НИУ ВШЭ), Илья Иткин (НИУ ВШЭ), Евгения Абелюк (НИУ ВШЭ).

В каждом уроке вы увидите множество вопросов. Среди них очень мало предполагающих однозначные ответы (например, таких: «Каким размером написано стихотворение?», «Выделите компоненты композиции произведения», «Найдите в стихотворения метафоры и сравнения»). Задания, как правило, нацеливают на анализ и интерпретацию литературного произведения, и потому ответы на них не могут быть однозначными. Тем не менее, ставя их перед своими учениками, учитель будет оценивать  точность формулировок, развёрнутость и доказательность ответов. Кроме учебных есть в этих уроках задания исследовательского и проектного характера, есть творческие задания. Выполняя их, школьникам нужно будет проявить умение пользоваться дополнительной литературой, выделять в ней главное, создавать собственные концепции, выполнять конкретные проекты и даже просто фантазировать. 

Для обсуждения с учениками и для самостоятельной работы школьников в уроках предлагаются вопросы следующих типов:

  1. в пределах произведения (имманентный, или внутренний анализ); это вопросы об особенностях словоупотребления и повествования, композиции и системы персонажей, формах выражения авторской позиции и особенностях этой позиции – т. е. вопросы о своеобразии художественного языка и художественного содержания произведения;
  2. с выходом в контекст того времени, в которое произведение создавалось (историко-контекстный анализ); это вопросы о связях содержания произведения с событиями общественно-политического характера, с теми спорами и литературной полемикой, которые шли в тот момент на страницах прессы; это и вопросы, связанные с тем, как воспринималось данное произведение критикой;
  3. с выходом в творчество автора (литературно-контекстный анализ); это вопросы о значении образов, мотивов, проблем, встречающихся в рассматриваемом произведении, для творчества данного автора в целом.
  4. с выходом в историко-литературный процесс (литературно-контекстный анализ); вопросы о перекличках рассматриваемых художественных произведений с произведениями авторов-предшественников, прежде всего русских классиков.

Учителя-словесники – люди творческие и, конечно, если вы решите использовать в преподавании тексты этих дистанционных уроков, вы будете насыщать их своими материалами, что-то – переформулировать, что-то отбрасывать, что-то осмыслять совершенно иначе. В любом случае мы надеемся, что они помогут вам работать.

                                               Евгения Абелюк,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, учитель лицея № 1525

Подготовка материалов – Е.С. Абелюк, Е.И. Леенсон (НИУ ВШЭ);

при участии С. Халтурина и С. Кулик

 

Древнерусская литература; XVIII век

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве» (М.А. Гистер)

Русский классицизм. Творчество А. Кантемира. Творчество М. Ломоносова (М.А. Гистер, В.Я. Малкина)

Реформа стихосложения в XVIII веке (М.А. Гистер)

Драматургия Д. И. Фонвизина (Т. Бузина, В. Я. Малкина)

А. Н. Радищев. Политическая оппозиция в литературе 18 века. (М.А. Гистер, В.Я. Малкина)

Н.М.Карамзин и литературная ситуация к. XVIII – н. XIX вв. (Т.В. Бузина, В. Я. Малкина)

 

Русская литература XIX века. Первая половина (романтизм)

Творчество В. А. Жуковского (М.В. Акимова, В. Я. Малкина)

Читаем комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». (Е.И. Вигдорова, В. Я. Малкина)

Продолжаем чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Е.И. Вигдорова, В. Я. Малкина)

А. С. Пушкин. Лицейский период творчества. Лицейская тема в поэзии  Пушкина (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Вольнолюбивая лирика Пушкина (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Романтическое творчество А.С.Пушкина (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Как читать роман «Евгений Онегин» (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Темы частной жизни, истории и судьбы в творчестве Пушкина 1830-х годов (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Традиции пушкинской лирики в лирике Лермонтова (Е. И. Леенсон, В. Я. Малкина)

Художественные особенности лирики Лермонтова (Е. И. Леенсон, В. Я. Малкина)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» как психологическое исследование «героя нашего времени». (Ю. В. Доманский)

 

Русская литература XIX века. Середина–вторая половина (реализм)

Н. В. Гоголь. Личность и творческий путь (О.С. Карандашова, В. Я. Малкина)

Н. В. Гоголь. Эволюция творчества (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мёртвых душ») (О.С. Карандашова, В. Я. Малкина)

Литература и общественная жизнь России 1840-х гг. (Е. С. Абелюк)

Роман И.А.Гончарова «Обломов»  (Е. С. Абелюк, О.С. Карандашова)

«Записки охотника» И.С.Тургенева (Е. С. Абелюк, О.С. Карандашова)

Проблема «героя времени» у Тургенева (Е. С. Абелюк)

«Отцы и дети»: Проблема временного и вечного в романе (Е. С. Абелюк)

«Отцы и дети»: Система персонажей (Е. С. Абелюк)

Ф. И. Тютчев. Художественное своеобразие творчества (В. Я. Малкина)

Творчество Ф.И. Тютчева и поэтическая традиция (В. Я. Малкина)

Творчество А.А. Фета (Е. И. Леенсон, Ю.В. Доманский)

Н.А. Некрасов – журналист и поэт (Е. С. Абелюк, М. В. Акимова)

Некрасов о поэте и поэзии (Е. С. Абелюк, М. В. Акимова)

Н. А. Некрасов. Замысел «Кому на Руси жить хорошо» и его воплощение в неоконченной поэме. Особенности композиции и жанровое многообразие поэмы (Е. С. Абелюк)

Противостояние гражданской лирики и поэзии «чистого искусства». (В. Я. Малкина)

Ф. М. Достоевский. Биография и литературный путь. «Бедные люди» и натуральная школа. (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»: философский роман в детективной форме. (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. 

Психологический портрет Раскольникова  и средства его создания. (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Преступление и наказание в романе Достоевского (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание» (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Ф. М. Достоевский. Роман «Идиот» (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Роман «Идиот» и этика Ф.М.Достоевского (Т.В. Бузина, Ю В. Доманский)

Творчество А.Н.Островского 1840-1850-х годов. Комедия «Свои люди – сочтемся» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Художественное своеобразие драмы А.Н.Островского «Гроза» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Русская критика о пьесе Островского “Гроза”   (Е. С. Абелюк)

Тема театра в творчестве А.Н.Островского (Е. С. Абелюк)

Раннее творчество Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. «Севастопольские рассказы». (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Черты эпопеи в романе «Война и мир». (Е. С. Абелюк)

Л. Н. Толстой-психолог. (Ю. В. Доманский)

Система персонажей романа «Война и мир»: Духовные искания князя Андрея Болконского (Ю. В. Доманский)

Система персонажей романа «Война и мир»: Путь Пьера Безухова (Ю. В. Доманский)

Образ Наташи в романе. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощенных в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства. (Ю. В. Доманский)

Изображение Наполеона и Кутузова в романе. Принципы изображения истории в романе. История как «семейная хроника». (Ю. В. Доманский)

Патриотизм истинный и мнимый. Философская и историософская позиция автора в романе «Война и мир». (Ю. В. Доманский)

Позднее творчество Л. Н. Толстого. (Е. И. Леенсон)

Н. С. Лесков. «Левша». Стилистические особенности сказа. (Е. С. Абелюк)

Н. С. Лесков. «Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера (Е. С. Абелюк)

Роман Чернышевского «Что делать?» как роман воспитания (Ю. В. Доманский, И. Б. Иткин)

Сатирический роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (Е. С. Абелюк)

«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина (В. Я. Малкина)

А. П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. (Ю. В. Доманский)

А. П. Чехов. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова.(Ю. В. Доманский)

Футлярные люди в изображении А. П. Чехова. (Ю. В. Доманский)

Рассказ «Ионыч» и идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова (Ю. В. Доманский)

Театр Чехова. «Вишневый сад». Своеобразие драматургического конфликта. (Ю. В. Доманский, И. Б. Иткин)

А.П.Чехов. Пьеса «Три сестры» (Ю. В. Доманский)

 

Русская литература XX века. Рубеж веков.

Литература и культура конца XIX – начала XX вв. Поэзия серебряного века (Е. С. Абелюк, Е. Н. Леенсон)

Символизм в русской поэзии (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Своеобразие творчества раннего Горького (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Философская пьеса М. Горького “На дне” (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

«Дело Артамоновых» (Е. С. Абелюк)

Рассказ И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Рассказ И.А. Бунина “Легкое дыхание”  (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник” (В. Я. Малкина)

Творчество раннего И.А. Бунина (“Антоновские яблоки”) — (Е. С. Абелюк, В. Я. Малкина)

Образ России в творчестве Блока (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

А. Блок о поэте и поэзии (Ю. В. Доманский)

А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Многозначная поэма (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Н. Гумилёв и акмеизм (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Мандельштам-акмеист (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

О. Э. Мандельштам — свидетель истории (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Раннее творчество Ахматовой (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Личное и историческое в поэзии Ахматовой. Поэма «Реквием» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Поэма «Облако в штанах». Своеобразие лирического героя раннего Маяковского. (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Своеобразие поэтического языка и жанров Маяковского (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творчество Маяковского до 1917 года. Лирика (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творчество Маяковского послереволюционного периода. Маяковский о задачах поэзии. (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Русский футуризм и его художественные манифесты. Творчество Велимира Хлебникова (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Лирический герой поэзии С. Есенина (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творческий путь С. Есенина (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Раннее творчество Цветаевой (Е. И. Леенсон)

Поэтический мир Цветаевой. (Е. И. Леенсон)

Творчество Куприна. Повесть «Гранатовый браслет» (Е. С. Абелюк)

 

Русская литература XX века. После 1917 г.

М. А. Булгаков. Авторская позиция в романе «Белая гвардия» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

М. А. Булгаков. Художественный мир романа «Белая гвардия» (Е. С. Абелюк)

Художественное своеобразие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Художественная идеология романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Е. Замятин. Значение традиции в романе «Мы» (Е. И. Леенсон)

Творческая биография Е. Замятина и литература 1920-х гг. Жанровые истоки романа «Мы»

Изображение гражданской войны в «Конармии» Бабеля (Е. С. Абелюк)

Творчество М. Зощенко (Е. С. Абелюк, Е. И. Леенсон)

Язык произведений Платонова. Повесть «Сокровенный человек» (Е. С. Абелюк)

Художественное своеобразие и проблематика повести Платонова «Котлован» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

М. А. Шолохов и его роман «Тихий Дон» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

«Тихий Дон». Романный мир. (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Лирика А. Т. Твардовского (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

В. Некрасов и его роман «В окопах Сталинграда» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Лирика Б. Л. Пастернака. (Е. И. Леенсон)

Лирика Б. Л. Пастернака (продолжение). (Е. И. Леенсон)

Роман Пастернака «Доктор Живаго» (Е. И. Леенсон)

Поэтический мир Заболоцкого. (Е. И. Леенсон)

Авторская песня. Б. Окуджава, А Галич, В. Высоцкий (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творчество В. Набокова (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

«Деревенская» проза. Творчество Василия Макаровича Шукшина (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творчество В. Астафьева (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Драматургия Александра Вампилова (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Житейский материал и его осмысление в повести. (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Творчество Варлама Шаламова (Е. С. Абелюк)

Проза К. Воробьёва (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)

Роман Ю. Трифонова «Старик» (Е. С. Абелюк, Ю. В. Доманский)


Prev Next

3 октября - 26 декабря Занятия Школы гуманитария ПСТГУ для старшеклассников

Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...

12 октября – 7 декабря 2024 г. – Курс "Мир в зеркале культуры. Афины…

Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...

20 ноября 2024 — Всероссийская интеллектуальная командная игра для старшеклассников «Литературная планета» (Санкт-Петербург)

Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый  очно-заочный и второй...

20 ноября 2024 — Встреча «Как говорить с детьми о репрессиях» (Москва)

В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...

6 ноября 2024 — Старт курсов повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации…

Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...

27–31 октября 2024 г. — Семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места писателя»…

Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...

26–29 октября 2024 — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных педагогов…

26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...

20 октября 2024 — Дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» и презентация…

20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь