Помните, в "Собачьем сердце" профессор Преображенский говорит:
"Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А их горячих московских закусок - это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в "Славянском базаре..."
Идея выяснить, что же конкретно они там такое вкусное дегустировали, пришла ко мне лет через 20 после того, как я впервые увидела на экране сцену обеда. И что это божественное кушанье похоже на маленький темный хлебец, вычитала из книги только когда озаботилась ясностью в этом вопросе. До этого воображение рисовало невероятные яства, не поддающиеся ни описанию, ни воспроизведению. И я, глядя на эту сцену (потому что это редкий случай, когда фильм полнее и ярче книги, простите, Михаил Афанасьевич), понимала, что "это бесподобно". И всё. Конкретика ведь не дает вкусовых ощущений. Сколько не говори "халва", во рту слаще не станет. Зато от одного описания пира Али-Бабы рот наполняется слюной. "Али-Баба почувствовал вкусный запах кушаний и вспомнил, что с утра ничего не ел. Он подошел к одному столику, снял крышки с блюд, и у него потекли слюнки, — на блюдах лежали все кушанья, каких только можно пожелать: жареные куры, рисовый пилав, блинчики с вареньем, халва, яблоки и еще много других вкусных вещей. Али-Баба схватил курицу и мигом обглодал ее".
Эффект от словесного описания сродни обонянию: он разжигает аппетит, он говорит: "Это вкусно".
Мы доверчиво идем за автором, когда он говорит: бесподобно, красиво, лучше всего на свете.
Это основа культуры чтения - доверие. Если мы подвергаем сомнению объективность слова (которая в данном случае прямо попорциональна субъективности автора), это означает малую начитанность и скромный читательский опыт. или не самую искреннюю любовь к книге.
Ведь когда любишь - доверяешь.
... А закусывали герои "Собачьего сердца" мозгами на ржаном сердце - эта закуска действительно значилась в меню "Славянского базара". Хотя есть версии и про жюльен, и про печень с салом. Кто уж что предпочитает.
Но не нужна в этом тонко вопросе предельная, окончательная конкретика. Не нужна. Мы и так знаем, что вкуснее этого ничего на свете нет.
Опять кролик.
Семья Билли переезжает в прекрасный дом, в котором каждому члену семьи находится место. Пока Билли, его мама, папа и младшая сестра, которая "иногда ничего", переживают состояние первой влюбленности в свое новое жилище, неутомимый кролик Мейти прорывает лаз к соседям и пропадает.
Вызволять кролика выпадает Билли. Фактически - ныряет в кроличью нору. Мейти он так и не находит, зато знакомится с соседкой - странной миссис Блум по прозвищу Черная Королева. У нее хриплый голос, американский акцент, и она ходит по дому в черном плаще и широкополой шляпе.
Главное, если бы Мейти прорыл ход к другим соседям, наверняка давно бы уже был дома! Но он как назло выбрал непонятный дом №22.
С другой стороны, выбери он другое направление, не случилась бы эта запутанная, но безумно увлекательная история.
В ней будет дом, полный шахматных досок, свирепые пчелы, кот-гипнотизёр, заокеанский шахматный матч "Человек против компьютера" и постоянный вопрос: "Кто же вы, миссис Блум?"
Веселая и добрая история о том, как часто мы ошибаемся в людях, считая их злодеями, и как приятно ошибаться в этом вопросе. Люди ведь всегда интереснее, чем кажутся. Нужно только их получше узнать.
— Мы же не можем просто так забраться на чужой участок, — сказал папа. — Надо сначала спросить разрешения. Видимо, кому-то придётся зайти с парадного входа и поговорить с хозяйкой.
— Я схожу, — тут же вызвался я. Зачем — сам не понял.
Вот так и получилось, что в тот день я поднялся на крыльцо дома № 22. Как ни странно, я уже тогда чувствовал, что, стоит мне только позвонить в звонок, и всё — начнётся что-то такое, что невозможно будет остановить. Я не трусил, просто сильно нервничал — это правда. Но в ушах так и звучал плач Рулы. Ясно было: выбора у меня нет, не отступать же теперь.
«Да, я – слабак. А жизнь, как на зло, такая штука, с которой надо бороться!»
Когда-то, давным-давно, Герман и Гриша ходили в одну группу детского сада. И даже вместе боролись против садистки-воспитательницы. Но потом жизнь мальчиков пошла по разным траекториям. У Германа хоккей, первый поцелуй и мама. А у Гриши – недовольный сыном отец-военный, аллергия на шерсть и руки из одного места. Что может быть общего у таких разных парней? Но жизнь снова сводит их в одной точке и даже за одной партой. При этом Гриша Германа помнит, а тот его – нет. И все время удивляется, что Гриша смотрит него заговорщицким взглядом, как будто они друзья.
А они – не друзья. И вот однажды происходит нечто непредсказуемое: на уроке труда Гриша вызывается испытать фрезер с горизонтальным шпинделем. И, конечно, тут же происходит несчастный случай. Не страшный. Но с кровью. А у Гриши при виде крови перед глазами – одни звездочки. Как он дойдет до дома? Учительница литературы Леокадия Альбертовна отправляет Германа проводить пострадавшего. И Герман оказывается в гостях у своего странного соседа по парте…
Два пятнадцатилетних парня. Две судьбы.
Яркий, самолюбивый, самостоятельный Герман Бабочкин и слабохарактерный, неуверенный в себе Гриша Столяров. Бабочка и Звездочёт. Один сидит ровно, а у другого как будто гвоздь в стуле.
Действительно, что может быть общего у таких разных людей? Разве что надвигающийся ЕГЭ. И любовь к книгам. И еще дневники, в которые Леокадия Альбертовна заставляет их записывать значимые события из жизни. Тем более, что через год они должны будут обменяться паролями от дневников: Гера узнает, что о нем (и о себе) думал его друг Звездочет, а тот, возможно, поймет все о Гере Бабочкине. И здесь будет всё, от момента, когда Леокадия Альбертовна посадила их за одну парту, и как Звездочет бесил Германа, и как тот издевался над странным Звездочетом, а потом вдруг почувствовал, как будто ему перелили литр Гришиной крови.
Крови в повести много. Она то и дело капает, проливается, оставляет след на полу. И – сгущает действие, обостряет чувство жизни, предсказывает будущую трагедию.
Повесть о дружбе, о родителях, среди которых попадаются и предатели, и откровенные садисты, о лучших из учителей, о первой любви, о таланте и литературе, о выборе профессии и – в широком смысле – пути, о семейном тепле и о родном доме, в котором нас ждут или в который совсем не хочется возвращаться. Но пока они вместе – Бабочка и Звездочет – с ними все обязательно будет хорошо. Обязательно.
Звездочёт, хах! Но вообще, конечно, странно. Потому что я с людьми по жизни плохо уживаюсь. Не могу находиться в длительном контакте – сразу напрягаюсь. А если еще и не знаешь, о чем поговорить, так вообще беда. Но с этим было иначе.
Я вроде и не знал, о чем с ним говорить. Ну серьезно, О ЧЕМ…С НИМ…ГОВОРИТЬ?
Но мне и не пришлось догадываться. Потому что молчать оказалось удобнее. Как будто это – самое естественное состояние в мире – ехать в одном лифте с чучелом и молчать. Так мы и ехали.
А он вдруг сказал:
–Ты не бойся, у меня дома никого нет. Все на работе.
А я подумал, с чего мне бояться? Я может только для того и шел, чтобы «всех» увидеть. Посмотреть, что там за семейка Адамсов.
Странно, когда все начинается с исчезновения.
С нуля.
С пустоты.
Вот только что человек был, дышал, зевал, икал, смеялся, задавал ненужные вопросы, наступал всем на ноги - и вдруг его нет.
Ванни Дрого исчез 29 апреля 1955 года. Прошло тридцать лет, и только один человек продолжал искать Ванни - старший лейтенант Дино Дрого, его отец.
И если бы сын пропал в реальном мире, Дино давно уже нашел бы его. Но Ванни исчез в лесу Невельхем, "в туманном царстве, скрывающемся за Вратами. Сгинул в неизведанных землях Амалантры", стал жертвой безликого когтистого демона, самого страшного из всех.
Дино бросается след за сыном, но опаздывает: ему достается только тело Ванни. Тело, из которого вынули душу.
Так начинается эта порой жутковатая, порой романтическая, а порой и волшебная история о детях, путешествующих по царствам Амалантры. Их четверо и рассчитывать они могут только на себя самих. Ни один взрослый не придет им на помощь. Зато на каждом шагу их подстерегают слуги Шулу - воплощения самого Зла.
В этих жестких условиях жизни им предстоит сражаться и взрослеть, учиться понимать себя и других, осознавать ценность собственной жизни, открывать в себе и использовать скрытые сверхвозможности.
Последние слова в книге: "Не бойся, все хорошо..." Первое - "исчез". Между этими двумя точками - долгий, полный головокружительных преображений путь. Пройти его сможет только человек с горячим, любящим и отзывчивым сердцем - таким, как у героев этой книги.
Отец! Наконец-то! Те, кому хоть раз приходилось потеряться в незнакомом месте, сразу поймут, насколько напуган был Ванни и как заколотилось от радости его сердце, когда он подумал, что нашёлся.
— Папа, я здесь! — закричал он во всё горло и ринулся к отцу. Но чем ближе он был к высокой худощавой фигуре, стоявшей возле дерева, тем яснее понимал, что что-то не так.
Почему папа такой высокий?
Почему у него такие длинные руки?
Почему у него такая странная фигура?
Почему он не двигается?
Эти вопросы беспорядочно проносились у мальчика в уме, не давая сосредоточиться. Ответ появился внезапно.
И Ванни он совсем не понравился. Перед ним стояло существо в два раза выше обычного человека. Лица у него не было — лишь там, где должен был находиться рот, зияла страшная щель, похожая на открытую рану. Существо было в чёрном костюме и галстуке. Его тощие лапы свисали ниже колен. Оно тянуло к нему свои когти.
Мастерские творческого письма (Creative Writing School, CWS) открывают писательскую программу «Год большого романа». Курс подойдёт тем, кто вынашивает идею романа...
Ученики 9–11 классов, интересующиеся литературой, историей или английским языком, приглашаются на смену «Наполеоновское погружение» в подмосковный детский лагерь «Искраград», где...
8–10 апреля 2025 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся ХХVII Международные чтения, посвященные произведениям...
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
19 января 2025 года в 16:00 состоится лекция с презентацией книги «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...