Читающий школьник серьезно рискует заработать себе внутреннее косоглазие: одной стороной лица он читает современную ему литературу «не из учебника», другой обязан входить в курс программной литературы, «о которой спросят на оценку».
Нет ли тут противоречия?
Для меня нет. Я вообще счастливый в этом плане человек. У меня есть возможность перечитывать старые книжки новыми глазами – глазами и голосами пятнадцати- шестнадцати- семнадцатилетних. Услышать яростное возмущение от нравов города Калинова (кстати, не таких уж однозначных), краем глаза заметить слезы на сцене прощания Штольца с отцом, поймать базаровские, обломовские, онегинские интонации.
А это искреннее удивление от того, что Василий Львович Пушкин писал мегаактуальные для XXI века стихи!
Каждый раз чтение классики становится подтверждением ее подлинности. Не слишком ли она сложна для современного школьника? Не отбрасывает ли она назад человека, устремленного вперед, в будущее? Не перебрать ли нам проржавевший от отсутствия перемен механизм, не пересмотреть ли школьную программу?
Мне все время кажется, что сложна, отбрасывает, перебрать. И каждый раз чтение очередной «глыбной» книги со школьниками превращается в необыкновенное приключение с очень и безусловно счастливым концом. Несмотря на то, что книги не всегда могут предложить нам хеппи-энд. Да и хеппи-энд получается не без горечи: «Капитанская дочка» – история любви, которая состоялась, но сколько трупов!
Иногда момент книги совпадает с моментом жизни. «Запомни это состояние: тебе пятнадцать лет, ты влюблена и ты читаешь «Онегина».
Постарайся не забыть эти слова об Обломове, вспомни их через 20 лет, запиши где-нибудь. Не чтобы поспорить со своей юностью. Чтобы понять. Чтобы увидеть мудрость любого вольного чувства, выраженного без оглядки на чье-то мнение. Чтобы жить.
И будь счастлив».
Собака не может быть заместителем мужа, подруги или работы. Собака – это собака. В этом убеждается Лука, герой книги Паолы Дзаннонер. Однажды его спасет собака – и он этого не забудет.
Собака имеет право на дом, семью, тепло и заботу. В этом твердо убеждена Мари, героиня этой книги. Однажды она найдет коробку с выброшенными новорожденными щенками – и это круто изменит ее жизнь.
Два очень молодых человека – один оканчивает школу, другая учится на первом курсе института – идут другу к другу, пока рассказывается эта история. А ведут их собаки: преданные, умные, чуткие.
Воспитанные «Белым Бимом» и «Хатико», м часто боимся взять в руки книгу о собаках. Со щемящим чувством ждем трагической развязки. Чувствуем, насколько собака зависима от человека – от его щедрости, бескорыстия и доброты. И одновременно – от глупости, жестокости, тщеславия. Наверняка каждый знает такого придурковатого соседа, который бьет собаку и науськивает ее на других, или соседку, которая безостановочно целует свою одуревшую от тисканья собачку и борется за чистоту породы – ведь беспородная собака ничего не стоит. Лично мне эти персонажи знакомы.
Авторы часто предлагают нам поплакать над собачьей долей. От этого мы должны стать более милосердными и понимающими. Мы плачем – становимся милосерднее и чутче – а оплаканная нами собака, как будто выполнившая свое историческое предназначение, так и остается собакой с несчастливой судьбой. И все наши, собранные в одно море, слезы не меняют жизнь брошенного щенка «неправильной» породы.
«Зорро в снегу» – о том, как много человек может сделать для того, чтобы собака стала счастливой. И о том, как бесконечно щедра в этом отношении собака. Над этой книгой вы не станете проливать слезы. У нее другая цель. Насколько она достижима – зависит от вас.
Лука пьет воду из фляги, и ему кажется, что по телу разливается магический эликсир. Перед его глазами видение: за спинами мужчин он четко видит двух фей с сияющими нимбами на длинных волосах. Двух молчаливых фей, от которых пахнет мхом.
Мужчина говорит кому-то:
- Ты видишь наше местоположение? Хорошо, дождемся снегохода, похоже, с парнем все в порядке.
В ответ раздается треск:
- Спасательное подразделение уже в пути. Пять минут.
Лука понимает, что говорят по рации. Значит, это не простые туристы. Он спрашивает:
- Кто вы?
- «Альпийская помощь», - отвечает мужчина. Он до сих пор роет снег. Теперь одна из фей встает и подходит к нему поближе. Она тоже хочет помочь и начинает копать, быстро перебирая лапами.
- Но это же… собака! - вырывается у Луки.
О, этот ужас взросления! Виола находится в самом его эпицентре, а это все равно, что качаться на расшатанном маятнике.
Цвет и деревья, бабушки, шмотки, прыщи, дружба и почти дружба, распухший от записей дневник, это противное тело, эти отвратительные волосы, эти странные родители, долгожданные вечеринки и ожидаемое разочарование после них. Но главное – мысли, мысли, мысли. Очень много мыслей.
Виола думает о жизни и смерти, о старости и памяти, о том, где находятся души до рождения, о том, кто она на самом деле и еще о том, какой она хочет быть.
Любая книга от такого обилия мыслей превратилась бы в невкусную жвачку. Но не эта. Дело в том, что это графическая история. А значит, она на 70% нарисована и только на 30% выражена в словах.
И значит, мы не просто прочувствуем, но проследим, как растет и взрослеет эта девочка. Не случайно на обложке Виола прячется в спальный мешок. Или, наоборот, освобождается от него. Гусеница рано или поздно становится бабочкой. А вот насколько она будет прекрасной, во многом зависит от листьев, которыми ее кормили, пока она еще была куколкой.
КОГДА-ТО Я БЫЛА:
- лучшей подругой
- лягушкой в школьном спектакле про Ноев ковчег (Почему именно ЛЯГУШКОЙ?)
- девушкой Йохана (всего лишь 5 дней)
- некой особой 16 лет, которая называла себя «Девушкой мечты» в сети
Я НИКОГДА НЕ БУДУ:
- взрослой
- накрашенной куклой с куриными мозгами
- той, которая использует других (как, например, …)
- бедной
В школе его дразнили Баунти – черный снаружи, белый внутри. И, хотя с тех пор прошло много времени – он окончил университет, женился, уехал в Париж, стал практикующим психологом, – но прошлое то и дело возвращается к нему, и никогда заранее не узнаешь, в чьем обличии оно появится перед тобой на этот раз.
Каждый день Спасителя Сент-Ива расписан по часам. К нему приходят люди, ищущие спасения от одиночества, предательства, непонимания. А чаще всего – от самих себя. Они не ждут, что он им поможет. Они ждут, что он их спасет.
И никто не догадывается, что за тяжелой портьерой в крохотном коридорчике, связывающем кабинет с квартирой Сент-Ива, каждое их слово жадно ловит маленький мальчик. Это Лазарь, сын Спасителя.
Его кожа гораздо светлее, чем у отца, а глаза голубые, как у его погибшей матери. Он ходит в школу и однажды заводит хомячка. И еще у него есть хобби – подслушивать человеческие истории. Каждый день недели – это человек. Девушка-подросток или взрослая женщина с маленьким сыном, отец сразу двух семейств или девочка, которой совсем не хочется быть девочкой. С понедельника до воскресенья происходит круговращение людей и их проблем – неделя за неделей, неделя за неделей.
Но однажды к забору дома Сент-Ива подбрасывают черную коробку с крестом на крышке…
Не стоит думать, что это документальная запись приемов психолога. Круг проблем, который поднимается в книге, гораздо шире. Насилие. Расизм. Равнодушие. Трусость. Инфантилизм. И многое другое – не напрямую, в полутонах, но и этого достаточно.
Несмотря на тяжелые темы, это книга со счастливым концом. Неужели всё? Но нет. На обложке ясно написано: «1 сезон».
Мари-Од Мюрай написала уже четыре сезона саги о Спасителе. Собственно, это последнее, что она написала на данный момент. Следовательно, все, что описано в этой истории, сверхактуально, сверхсовременно.
Книга будет интересна, скорее, старшим школьникам. Но и младшим никто не запрещает подслушать, о чем говорят взрослые.
Габен улегся, но, убедившись, что Сент-Ив больше его не побеспокоит, включил компьютер и выключил только в три часа утра. Спаситель заснул за очередной книгой по психологии «Человек, который принял жену за шляпу». Но около часа ночи его разбудила ужасная мысль: «Я не позвонил матери Марго!» Профессиональная совесть, как тень отца Гамлета, навестила его в положенный час.
– Че-е-е-ерт! – простонал он.
На протяжении двух часов, пока он не мог заснуть, с ним общались разные его пациенты, и среди них – мадам Угно, которую гнобил начальник отдела. Спаситель заснул с утешительной мыслью, что он негодный психолог; никому ни в чем не может помочь и пора ему менять поле деятельности и вывеску:
Доктор Спаситель.
Гадает на кофейной гуще.
Возвращает любовь.
Избавляет от импотенции.
Результат гарантирован.
На следующее утро после третьей чашки кофе Сент-Ив вновь обрел веру в себя и в Зигмунда Фрейда.
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Учителя русского языка и литературы приглашаются к участию в научно-практическом семинаре «Как преподавать „Преступление и наказание“: концепты романа», который состоится...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...