Один шестиклассник, а ныне вполне взрослый работник телевидения, однажды написал: «Сердце может любить, чувствовать, понимать. Сердцу нет преград. Каждая дверь для него открыта. Любить можно вечно. Ради чувств сердце взбирается на скалу. Но только ради чувств.
Сердце – главное во всей жизни.
Сердце – железо
И победитель.
Сердце – отважный
Вождь в городке».
Часто, когда взрослые пытаются убедить ребенка взяться за чтение, говорят: «Читай книжки – будешь умным». Убедительно? Ничуть.
Ни один ребенок не считает себя дураком. И не принимает навязываемую ему идею о собственном несовершенстве, которое нужно срочно вылечить с помощью печатного слова.
Безусловно, книга – источник знания. Но далеко не единственный. Потому, если мы хотим, чтобы он читал, нам нужны другие стимулы. Их можно даже не высказывать. Их нужно ясно осознавать.
Часто человек читающий – и читающий традиционную, бумажную, книгу – оказывается в одиночестве. Я сама не раз наблюдала попытки таких одиночек завязать знакомство с ровесниками: «Ребят, а вы читали …?» И чаще всего эти попытки неудачны. Даже если и читали, отвечают неохотно и совершенно не считают это поводом для знакомства и общей территорией.
А значит, активное чтение требует некоторой отваги и преодоления базового подросткового страха – страха быть не со всеми. И читающий волей-неволей превращается в отважного вождя в городке. Того, который бьется до конца и чья верность, твердость, отвага смогут спасти этот симпатичный, но такой, в сущности, слабый городок.
Роль одиночки роднит читающего с героями книг этой недели. Им тоже приходилось преодолевать собственный страх быть не со всеми – будь это общество античных героев или викторианская Англия, русская ремесленно-художественная среда или самый безнадежный класс в школе. Смогут ли они победить?
И сможет ли человек читающий победить человека-как-все?
Это было время, когда мы еще ничего не упрощали: ни текст, ни иллюстрации. И, думаю, не один школьник, чье детство пришлось на 50–60-е годы, мог сказать: «Вот это книга!»
Такая книга требует от автора глубокой культуры и обширного знания, выходящего далеко за пределы изложенного здесь древнего мифа. Такая книга требует от читателя сложности, вдумчивости и определенной отваги; а читательская отвага – это отдельный вопрос. Словом, она исключает всякое скольжение по поверхности.
Ни один из героев Тудоровской не становится простой функцией, винтиком сюжета, марионеткой автора. Одиссей печалится, воодушевляется, испытывает страх, повелевает, ждет благословения, ощущает счастье. Гектор, Парис, Елена, Кассандра, Ахиллес – все они живы, современны, лишены неподвижности статуй. Да, их речь непроста, их монологи напоминают о гекзаметре. Но они могут говорить так и только так, иначе рвется ткань правдивой истории, на которой так настаивали античные авторы и которая ткется в повествовании Елены Тудоровской.
Всем, кто интересуется античностью, нужно прочитать эти книги – и «Троянскую войну», и «Приключения Одиссея». Приложить усилие, вчитаться и стать одним из них, героев огромных страстей и необъятных чувств.
Кассандра ничего не ответила и только сумрачно взглянула на брата. Ее строгий вид смутил Париса, но он повторил настойчиво:
– Неужели меня может постигнуть неудача? Мне помогает могущественная богиня.
Кассандра ответила:
– Охотнее всего я предсказала бы тебе неудачу, Парис. Лучше бы ты не ехал, лучше бы никогда не следовал советам богини! Ахейцы страшно отомстят тебе за твою дерзость. Я вижу детей Приама, вовлеченных в кровавую битву с войсками данайцев.
Они невыносимы. При этом они бестолковы и бессмысленны. Они всех раздражают. Их предупреждали: «Если эти дети не будут работать, они окажутся в четвертом «В»». Они не принялись за ум – и оказались в четвертом «В». На самом дне школы.
Но однажды мистер Картрайт сообщает им, что их класс должен принять участие в школьной ЭКСПО и представить экспериментальную работу на тему «Развитие ребенка». Для этого каждому вручается небольшая набитая мукой кукла – мучной младенец. Отныне они должны следить за своими младенцами денно и нощно, как родители следят за своими новорожденными.
Невольно оказавшись в роли родителей, подростки ведут себя по-разному. Кто открывает в себе нежнейшего отца, кто-то спешит избавиться от обузы, кто-то настолько вживается в роль, что предлагает остальным себя в качестве няни – за небольшие деньги, естественно.
Важно, что за 18 дней эксперимента ребята смогут пережить целую гамму сложных чувств, о которых они раньше даже не подозревали. Возможно, это поможет им в отдаленном будущем, когда они станут настоящими отцами. Но и ближайшее будущее уже не будет видеться им таким, каким виделось до эксперимента с мучными младенцами.
– Будто ты настоящий? Отлично, я буду вести себя так, будто ты настоящий! Если бы ты был настоящий, если бы ты был мой, я бы выкинул тебя в канал!
И, у всех на глазах, он занес ногу, подбросил мешок и ударил.
Плюх!
Сидя на скамейке, Саймон вспомнил, как быстро скрылся под водой рваный мешок и развеялась с дорожки просыпавшаяся мука. Не прошло и минуты, а от младенца не осталось и следа, кроме нескольких печальных пузырей, всплывших на поверхность.
Саймон крепко прижал свою куклу к груди.
– Я многого не знаю, – сказал он ей. – Но я точно знаю одно: я никогда с тобой так не поступлю. Никогда.
Серия «Что придумал…» – прекрасная возможность узнать историю своей страны через биографии ее самых талантливых представителей.
Но дело даже не в этом. Работы Фаберже – это волшебство в чистом виде. Обычное, достижимое волшебство. История, выходящая далеко за пределы формулы «Терпенье и труд всё перетрут». У Фаберже к этим ингредиентам добавлялись талант, тонкий вкус, уважение к своему делу и бесконечное, всепобеждающее чувство красоты. И – постоянное движение к новым достижениям.
Книга о знаменитом ювелире прекрасно и разнообразно иллюстрирована. Ее интересно листать с любого места, и буквально каждая страница ошеломляет неожиданным фактом, удивительным механическим секретом. Прошло больше ста лет, а реакция на «игрушки» Фаберже остается неизменной и коротко формулируется междометием «ах».
Секрет этого «ах» – скрупулезная ручная работа, часто занимавшая несколько лет, и именная адресация: уже на стадии производства за каждой вещью стоит образ ее будущего владельца. И это качество Фаберже не менее редко и ценно, чем его произведения, потому что показывает нам ремесло в его идеальном, самом высоком значении.
А чтобы процесс создания чуда был еще нагляднее, в конце книге найдется подробная схема «Как работал Карл Фаберже».
Правила ювелира:
- Мужчины обязаны уважительно обращаться к женщинам и девушкам, работающим на фирме.
- Всем работникам фирмы запрещено сквернословить в течение рабочего дня и вести между собой неприличные разговоры.
- Подмастерьям нельзя кричать, браниться, ссориться, драться и производить какой-либо шум.
- В помещении фирмы не разрешается курить.
- Во время работы всем работникам запрещено рассказывать анекдоты.
- Запрещено собираться в группы и вести разговоры на отвлеченные темы.
Говорят, природа отдыхает на детях великих детей. В семье лорда Байрона вышло по-другому. Его единственная дочь Ада унаследовала его гений. Гений – но не склонность к литературе. Совсем наоборот: с самого детства девушка обожала складывать, вычитать, делить… И еще изобретать. Все время что-то считала и чертила. И мечтала.
Аде повезло – мать полностью поддерживала ее увлечение математикой, ее не пугало, что дочь называют «невестой науки» и «заклинательницей чисел». Для девочки приглашали лучших учителей-математиков, у нее была возможность вращаться в научных кругах, общаться с величайшими учеными ее времени.
О том, как сложилась судьба Ады Байрон и кем она стала, когда выросла, рассказывает эта книга, опровергающая уверенность большинства школьников о том, что программирование – это достижение современности.
Много долгих дней и ночей просидела мама у кровати дочери, читая вслух ее любимые книги. Болезнь отступила, но дала осложнения: девочка осталась обездвиженной и ослепла. Леди Аннабелла не давала Аде грустить и все время подкидывала ей математические задачи. Сколько будет 82-25? 18х47? 96:13? Числа роились в голове у Ады, словно пчелы.
Наталья Вишнякова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...