Николай Помяловский известен как автор трех произведений: дилогии о разночинце «Мещанское счастье» и «Молотов» (1860-61), а также хрестоматийных «Очерков бурсы» (1863), где впервые была подробно и беспристрастно описана школьная жизнь в середине XIX века.
Картина получилась до того ужасной, что Писарев, сравнивая в своей статье «Погибшие и погибающие» бурсу Помяловского с каторгой в «Мертвом доме» Достоевского, делает вывод, что последняя лучше. «Очерки» повлекли за собой целый поток произведений о духовных и светских учебных заведениях, в которых авторы продолжали опыт Помяловского. В этом направлении отметились, в частности, Федор Решетников, Григорий Недетовский (О.Забытый), Иван Кущевский.
Повести об «образованном пролетарии» Молотове — одна из первых в русской литературе попыток вывести на сцену «новых людей», происходящих из социальных низов. Писатель ставит своего героя в необычное положение. Молотов — сын рабочего, однако отец его рано умирает, Молотова забирает на воспитание профессор, в результате чего герой Помяловского получает высшее образование и оказывается «не связанным ни с какой почвой». Сам автор характеризует своего героя так: «У Егора Иваныча никого и родни не осталось, и вышло так, как будто он и не был мещанского рода, хотя он и не думал от того отказываться. Он был счастливейший homo novus («новый человек»)».
Дилогия посвящена попыткам Молотова реализовать себя в жизни в соответствии со своими представлениями о порядочности. Персонаж Помяловского — человек здоровый и сильный, но дюжинный, не имеющий никаких необыкновенных способностей; перепробовав различные занятия, он под давлением нужды в конечном счете делается чиновником. В результате Молотов приходит к практическому взгляду на жизнь, занимаясь нелюбимой службой, но довольный осознанием того, что имеет «и деньги, и совесть». «Я теперь вполне обеспечен, потому что при даровой квартире и дровах за управление домом, могу проживать ежегодно до полутора тысячи рублей, сыт всегда достаточно, одет прилично, помещен в тепле. <...> Мое сребролюбие благородно, потому что я никогда и ничего не крал, ни от кого не получал наследства, у меня ничего нет подаренного, найденного, заработанного чужими руками. Все, что у меня есть в комнатах, в комодах, на плечах, в кармане, - все добыто моей головой и руками”, - объясняет свое положение Молотов. Помяловский дает в своих повестях фактически развернутый анализ устройства социальных взаимоотношений, показывая, что у Молотова, как у «человека толпы», не было другого выхода, кроме как стать чиновником, чтобы перед ним «не стоял каждый час неотразимый, мучительный, иссушающий мозги вопрос: "Хлеба, денег, тепла, отдыху!"
«Очерки бурсы» Помяловский написал, основываясь на собственном опыте: он сам, сын дьякона, 14 из 28 лет своей жизни провел в бурсе. В «Очерках» подробно описываются взаимоотношения учеников, бытовые детали их жизни и, главное, сам учебный процесс, который Помяловский характеризует термином «долбня»: «Главное свойство педагогической системы в бурсе - это долбня, долбня ужасающая и мертвящая. Она проникала в кровь и кости ученика. Пропустить букву, переставить слово считалось преступлением». В результате такой системы обучения «голова ученика переставала действовать любознательно и делалась похожа на какой-то аппарат, в котором стоит пожать пружину - и вот рот раскрывается и начинает выкидывать слова, а в словах - удивительно! - нет мысли, как бывало прежде».
В «Очерках» также подробно разобрана принятая в бурсе системе телесных наказаний и дикое самодурство преподавателей. Так, Карася (ученик — прототип самого Помяловского в «Очерках») «случилось, драли четыре раза в один день – а в продолжение училищной жизни непременно раз четыреста». В качестве характерного примера педагогической системы в «Очерках» можно привести одного из учителей, Долбежкина: «У него было положено за священнейшую обязанность в продолжение курса непременно пересечь всех - и прилежных и скромных, так чтобы ни один не ушел от лозы». Единственного ученика, сумевшего избежать наказания, Долбежкин приказывает в конце курса отодрать «за то, что его ни разу не секли».
По свидетельству современников, воспоминания о бурсе отравляли жизнь Помяловского и способствовали развитию у него алкоголизма. Писатель умер в 1863 году от гангрены, не успев реализовать замысел нового романа «Брат и сестра».
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...
Что общего и в чем различия между музейной педагогикой и театральной? Как рождается событие и какова роль в этом: сцены...
С 1 по 10 июня в Сургуте (ХМАО — Югра) в «Школе 21» пройдёт дополнительная образовательная программа для школьников «Литературное...
Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня". Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на учеников 9-11 классов, заинтересованных в...