3408760834760734076034706734760374673496sdjgb1.jpg

Наблюдая за литературными героями, мы обращаем внимание на их жизненную позицию. Что движет ими, какие цели ставят перед собой, какой путь выбирают? Одни путешествуют по жизни «с казенной надобностью», задаваясь вечными вопросами «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Другие бегут под защиту Захара, на свой мягкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает». Третьи вообще смысл своего существования видят в обретении богатства и получении удовольствия. Однако симпатизируем мы все-таки тем героям, кто не превращает свою жизнь в тлен. Согласимся здесь с Иммануилом Кантом, который считал, что «жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и нравственности, не имеет никакой цели».

Итак, цель – это то, к чему стремится человек, чего он хочет достигнуть в жизни. Синонимы: стремление, намерение, жизненные ориентиры, идеал, мечта… Средство: способы, приемы, методы достижения цели.

Счастлив тот, кто имеет цель

и видит в этом смысл жизни.

Фридрих Шеллинг.

В словаре В.И. Даля читаем: «Цель конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее».

Говоря о жизненных ориентирах человека, следует затронуть и вопрос о смысле бытия. Античные философы, к примеру, Аристотель видел основу существования человека в познании и мышлении, а Диоген – в стремлении к покою и созерцанию. Мы легко найдем литературных героев, чья жизненная позиция отражает суть их идей. С древнейших времен известна и философия гедонизма, полагавшая смысл жизни в получении удовольствия. Иммануил Кант видел смысл жизни в стремлении человека выработать в себе добрую волю. Имея волю, человек будет ставить перед собой те цели, которые сделают его жизнь свободной и счастливой. Как мы помним, к свободе  стремился лермонтовский герой Мцыри. Немецкий философ Фридрих Ницше выдвинул теорию сильной личности, «духовной аристократии». Он считал, что только гении должны служить примером во всем для остальных людей. Наш небольшой экскурс в историю философии можно продолжать, но уже видно, что смысл жизни определяется теми целями, которые ставит перед собой человек.

Какие же это цели? Попробуем их классифицировать. К первой группе, без сомнения, отнесем благородные (благие), высокие, возвышенные цели.  Человек, преследуя их, стремится: служить добру, правде, Отечеству; изменить мир в лучшую сторону, избавить его от страданий и пороков; применить свои знания, способности на благо людей; реализовать свои творческие способности.

В следующую группу определим те цели, о которых принято говорить «благими намерениями вымощена дорога в ад»; когда человек, движимый эгоизмом, тщеславием, желанием славы, богатства, власти, вступает на ложный путь. 

В последней группе окажутся низкие, утилитарные, корыстные цели, которые в конечном итоге уродуют человека, превращают его в обывателя с низменными интересами и страстями.

* * *

Верный путь — тот, который ведет к жизни, к солнцу.

Альбер Камю

Какие произведения выбрать для сочинения на эту тему?

Здесь локомотивом могут стать программные тексты, которые изучаются в школе, «прицепом» пойдут схожие по проблематике произведения (из классической или современной литературы). Можно выбирать книги по принципу сближения или контраста. При этом важно помнить, что межтекстовые коммуникации сами по себе не возникают: следует найти смысловые элементы соединения – сходные темы, мотивы, аллюзии, даже художественный прием может стать опорой для перехода от одного текста к другому.

Например, «Белую гвардию» М.Булгакова можно соединить с  «Капитанской дочкой» А.Пушкина. У Булгакова «все меряется Пушкиным и вдохновляется Пушкиным» (И. Золотусский). «Белая гвардия» начинается эпиграфом, взятым из «Капитанской дочки»:  «Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, — закричал ямщик, — беда – буран!» Буран, о котором предупреждал ямщик Гринева, стал предвестником новой исторической беды – революции и гражданской войны.   Как поведут себя русские офицеры, их близкие – наследники Гринева и Маши Мироновой? Алексей Турбин, полковники Малышев и Най-Турс, юнкер Николай Турбин, Елена, смешной и нелепый Лариосик. Какая идея их объединяет? Может быть, идея сохранения Дома как оазиса культуры, вечных ценностей, традиций? Идея сохранения семьи, нравственной чистоплотности человека? Заметим, благородные герои Пушкина и Булгакова – гвардейские офицеры, дворяне, «белая кость», цель которых –  служение Отечеству, своим внутренним идеалам.

Выбирая эпизоды, где речь идет об этих героях, следует обратить внимание на их жизненную позицию: кто они, каковы их стремления, поступки, надежды, разочарования, ошибки. Можно поразмышлять над такими вопросами:

  1. В романе есть эпизод, где один из героев задумывается над словами Достоевского: «Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя». Как Вы понимаете смысл этой цитаты в контексте романа «Белая гвардия»? С какими героями романа вы свяжете это высказывание? И почему?
  2. Роман заканчивается жизнеутвержающе, но остается нерешенным один вопрос: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Как бы вы ответили на финальный вопрос автора?

Если роман «Белая гвардия» не прочитан, можно посоветовать ученикам тексты небольшого объема, которые легко восстановить в памяти или прочитать заново.  Благие цели ставят перед собой, к примеру, герои Экзюпери и Ричарда Баха – Маленький принц и чайка Джонатан Ливингстон. Цель первого – познание мира и осознание степени своей отвественности за него. Чайкой Джонатаном Ливингстоном движет желание самосовершенствоваться, изучить все возможности полета для того, чтобы свободно перемещаться в пространстве и времени.

Проблематику сказки Экзюпери помогут осмыслить наводящие вопросы:

  • Почему возникли доверительные отношения между летчиком и Маленьким принцем?
  • О чем задумывается Маленький принц, совершая путешествие на ту или иную планету? Какие проблемы он там видит?
  • Кто из героев, по мнению Маленького принца, служит благу, а чья деятельность является бессмысленной?
  • Какой смысл вкладывет автор в размышление Маленького принца: «Вот бы с кем подружиться…Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих...»
  • Какое открытие делает Маленький принц после встречи с Лисом?
  • В чем видит свое предназначение главный герой?

Повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» можно рассмотреть на другом смысловом уровне, связав её с рассказом . Персонаж Л.Андреева, опытный офицер-летчик Юрий Михайлович Пушкарев, стремился в мир безграничной свободы, в сверхреальность, где стирается граница между жизнью и смертью. Этот новый мир у писателя и драматурга Андреева открывается человеку созерцательному через любовь, общение с природой; человеку, способному увидеть чудесное в обыденном через интуитивное прозрение. Нетрудно заметить, что оба текста содержат «идею сверхчеловека», повествуют о сверхвозможностях героев – реального и фантастического. Но если чайка возвращается на землю и передает свой духовный опыт другим птицам, то у героя Леонида Андреева жизнь трагически обрывается.

Спасением вечных ценностей озабочены герои книги М.Зуссака «Книжный вор» и рассказа Р. Брэдбери «Улыбка». Можно и на этой параллели выстроить свое размышление о благородных стремлениях литературных героев.

* * *

Никакой  человек не может быть средством

 для целей другого человека.

Эрих Фромм

Произведения можно объединять и по принципу контраста. Возьмем повесть А.Пушкина «Пиковая дама», главный герой которой для достижения своей цели вступает в игру с потусторонними силами. Германн – небогатый военный инженер, сын обрусевшего немца, живущий на одно жалованье. Личность целеустремленная, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Его жизненное кредо – «расчет, умеренность и трудолюбие». Очевидно, что в доме конногвардейца Нарумова, где собирались любители сыграть в карты, он был частым гостем, при этом карт в руки никогда не брал. Игра занимает его, но Германн «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее». Тем не менее, мистическая история о трех картах, рассказанная Томским, захватила его «огненное воображение». В голове рисовались планы, как подступить к старой графине и выведать у нее тайну. Здесь следует обратить внимание на историю взаимоотношений графа Сен-Жермена и графини Анны Федотовны. О Сен-Жермене в высшем свете ходили разного рода «чудесные слухи»: «он выдавал себя за вечного жида, изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Заметим, Германн в характеристике графа выпускает важные слова – «вечный жид» и «выдавал себя»; слух уловил «философский камень» и «жизненный эликсир». Остановимся на этом ключевом моменте текста. В понимании средневековых алхимиков, изобретатель философского камня способен неблагородные металлы превращать в золото, а жизненный эликсир обеспечит ему вечную молодость. Уместно вспомнить и средневековую легенду о «вечном жиде» Агасфере, который отказал в просьбе Иисуса Христа отдохнуть у его дома – слишком тяжел был путь на Голгофу. По одной версии, Агасфер прогнал неверного и даже ударил его, по другой – зная о том, какая участь уготована Сыну Божьему, издевательски предложил ему передохнуть на обратном пути. За свой поступок Агасфер был осужден на  проклятие и скитание. Он никогда будет знать ни смерти, ни покоя, ни прощения. Не зря графиня неохотно приняла дар «вечного жида» Сен-Жермена – знала, какой путь может быть уготован ей. Возможно, для того, чтобы избавиться от тяжелой ноши, она раскрыла тайну трех карт Чаплицкому, но и того не спас выигрыш – закончил жизнь в нищете. И эта история прошла мимо Германна.

Так к чему же стремится он? Какой путь избирает для достижения своей цели?

Сказать, неблаговидный, ложный, неправедный – значит, ничего не сказать. Путь этот дьявольский. Что стоит за разгадкой «тайны трех карт» (философского камня), для Германна вполне очевидно –  богатство, власть и вечная жизнь. Но автор повести смысл трех карт понимает иначе. Вспомним, Томский как будто невзначай бросает, что на счету Германна было три злодейства. Какие же злодейства, где и когда, совершает он? Не знаем, что было в прошлой жизни пушкинского героя, но к своей цели он  идет кривой дорогой – так ходит тот, кто пытается обмануть, обольстить. Бедная воспитанница графини Лизавета Ивановна становится жертвой коварных планов военного инженера. Влюбленная Лиза, сама того не ведая, указала в записке этот кривой путь: идите прямо, затем налево, потом опять направо… Так, Германн через предательство любви оказался в покоях старой графини, где и совершилось убийство, пусть и невольное. Три злодейства – это три карты, за которыми стоит ложь, предательство и убийство…

Посоветуем ученикам найти те сюжетные линии, детали, художественные приемы в «Пиковой даме», которые помогут им связать одно произведение с другим по принципу контраста. Например, а) с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита; б) с рассказом Х. Л. Борхеса «Роза Парацельса».

В первом варианте связующим звеном может стать мотив «иного измерения». Обратим внимание на любопытные детали в «Пиковой даме», с первого взгляда незаметные, но о многом говорящие. В сцене ожидания Германна у дома графини мы читаем: «Швейцар запер двери. Окна померкли». Буквально через несколько строк: «Германн вошел в ярко освещенные сени». На это несоответствие указал читателям С.Г. Бочаров в книге «Сюжеты русской литературы». Вряд ли можно упрекнуть Пушкина в стилистической небрежности – смысл здесь литературный, пишет он. Германн, проникая в дом сквозь запертые двери, оказывается вне времени, где человеческие жизни повязаны дьвольским договором. Этот же прием использован Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в главе «Великий бал у Сатаны» (гл. 23). «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха». Гости Воланда – воскресшие фальшивомонетчики, алхимики, государственные изменники, детоубийцы – выходят из камина, напоминающего «холодную пасть». Как Германн проникает в потусторонний мир сквозь «ярко освещенные сени», так и на Маргариту «бал падает в виде света». Только задачи у них разные: Германн совершает «три злодейства», продав душу дьяволу, Маргарита, движимая любовью, вступая в сговор с Воландом, спасает своего Мастера. Герой Пушкина в поисках разгадки философского камня, желании обладать целым миром, проходя через ложь, предательство, коварство, обречен на сумасшествие.  Герои Булгакова, Мастер и Маргарита, пройдя через испытания, страдания, любовь, обретают  вожделенный покой.

У аргентинского писателя-интеллектуала Хорхе Луи Борхеса в рассказе «Роза Парацельса» иное представление о человеке, который пытается познать тайну  философского камня. Ученик, пришедший к знаменитому алхимику Парацельсу, не просит у него ни золота, ни излечения от болезни, ни любви, ни веры... Им движет желание обучиться «искусству, ведущему к Камню». Готов заплатить за обучение,  проделать долгий путь вместе с учителем, пересечь пустыню – все для того, чтобы увидеть землю обетованную. То есть, Камень в представлении ученика – место, где человек обретает полное душевное равновесие, счастье и покой. Но для того чтобы он поверил алхимику, что философский камень им изобретен, Парацельс должен продемонстрировать чудо – оживить брошенную в огонь розу. «Мне нужна Вера», – говорит ученик, вкладывая в это слово свой смысл. Не обретение веры в свои возможности, силы, а вера в чудо. Так возникает тема сделки: в «Пиковой даме» – с дьяволом, в «Розе Парацельса» – с великим магом. И там, и там вмешательство потустронних сил должно привести к желанному результату. Однако мудрый Парацельс отказывается демонстрировать путнику свои магические способности, говоря, что Камень – это Путь и начало Пути.  В художественной картине мира Борхеса метафоры пути и встречи обладают символическим значением: путь – это «порядок вещей», из чего складывается жизнь человека, движение к истине; встреча – «озарение», «просветление». Ни того, ни другого мудрый Парацельс не заметил в ученике. Он слишком недоверчив, слаб, поддается соблазнам. Камень в «Розе Парацельса» – это  путь к истине. Какую дорогу человек выберет, какие цели поставит, на каком её отрезке откроются/не откроются «вещие зеницы», наступит/не наступит просветление души, зависит дальнейшая его жизнь. Парацельс после ухода ученика оживляет цветок. Смысл его финального жеста в том, что человек сам творит свой образ. Роза – это жизнь: она может сгореть, превратиться в тлен, а может и воскреснуть в руках творца. 

Нелли Пащук


Prev Next

3 октября - 26 декабря Занятия Школы гуманитария ПСТГУ для старшеклассников

Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...

12 октября – 7 декабря 2024 г. – Курс "Мир в зеркале культуры. Афины…

Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...

20 ноября 2024 — Всероссийская интеллектуальная командная игра для старшеклассников «Литературная планета» (Санкт-Петербург)

Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый  очно-заочный и второй...

20 ноября 2024 — Встреча «Как говорить с детьми о репрессиях» (Москва)

В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...

6 ноября 2024 — Старт курсов повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации…

Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...

27–31 октября 2024 г. — Семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места писателя»…

Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...

26–29 октября 2024 — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных педагогов…

26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...

20 октября 2024 — Дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» и презентация…

20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь