hbrofebob27.jpg

Бывают на свете счастливые люди, которые способны унять класс одним движением бровей, а то и одним взглядом. Причем без всяких предварительных мучений, а просто «отродясь». Такой им сделала подарок педагогическая фея-крестная. И то, о чем здесь идет речь, их совершенно не касается – ну так они, скорей всего, и не читают нашу рубрику: тот, кто все может «по наитию», в советах не нуждается.

Зато среди читающих наверняка есть те, кто способен провести урок точно по напечатанному в методичке (прочитанному на лекции и т.п.) плану. Думаю, что таких учителей гораздо больше, нежели стихийных гениев педагогики, и то, о чем я сейчас попытаюсь рассказать, покажется им странным… Дело в том, что в первые годы работы столкновение с чужим (готовым) планом вызывало у меня своего рода учительский паралич. Не знаю, много ли еще коллег обладает таким неудобным свойством, но на всякий случай начну именно с разговора об этой крайности, которая предельно осложняет жизнь начинающему словеснику. До сих пор помню, как ужасно действовали на меня лекции, которые (из человеколюбия!) раз в две недели читались в Институте повышения квалификации. После них все в моих руках делалось мертвым и фальшивым. А получалось только то, что контрабандой вырастало само собой из какого-то неведомого сора и отчаянных попыток оживить свое мертвое царство.

Лекции (методички и другие вспомогательные ресурсы), конечно, ни в чем не виноваты. Виновато неправильное к ним отношение. Совсем незачем каждый раз всю черновую работу делать заново своими руками. Можно и нужно пользоваться чужими наработками: они вам годы жизни сэкономят, и от ошибок подстрахуют, и вообще ум хорошо, а много умов – лучше. Все так. Но не нужно забывать и то, о чем предупреждает наука «общая дидактика». То, каким будет именно ваш урок именно в этом классе, определяется тремя главными факторам: 1) особенностями изучаемой темы; 2) особенностями класса; 3) вашими личными особенностями как педагога.

Это значит, что ни одну тему, ни один урок нельзя раз и навсегда «методически решить». Нет одинаковых учителей и одинаковых классов. Чужой конспект в большинстве случаев придется перекраивать. И даже если вы написали свой, совершенно оригинальный, войдя в класс, взгляните сначала на ребят, а уж потом – в свои бумажки. Это бывает поначалу очень страшно – оторваться от спасительного (такого «правильного») плана и попытаться поймать какой-то «нерв», существующий только здесь и сейчас. А поймав, вдруг сказать совсем не то, что было запланировано, и на тему «вырулить» совсем с другого боку. Да, понимаю: это путь рискованный и трудоемкий. Бывает, что пять классов в параллели – и все уроки сложатся по-разному. Зато они будут живыми.

Иначе говоря, урок литературы нельзя вести точно по заготовленному плану в 80 случаях из 100 (оставим 20 на наши полулегальные лекции и «контрольные мероприятия»), даже если вы в принципе способны на такое. Мы задаем вопросы – да, может быть, одни и те же. Но отвечают нам живые дети – и всегда по-разному.

Конечно, мы можем уподобиться туповатой компьютерной программе и принимать только один ответ (тот, что записан в нашем плане), а остальные отметать. Такое часто приходится видеть на «открытых уроках» – и какое же это плачевное зрелище, коллеги. Жаль и детей, и учителя, и хочется надеяться, что, когда им не нужно ломать эту комедию, разговор в классе идет по-другому, по-человечески.

Урок литературы – это диалог. Учитель должен уметь слышать то, что говорят ученики, оценивать плодотворность их идей, соотносить сказанное с тем, к чему он сам хотел бы привести урок, прикидывать: а вдруг ребята предложили лучший вариант? Вдруг их ответ тоньше, глубже, интересней, чем мы рассчитывали получить? Особенность литературы в том, что «правильный» ответ у нас далеко не единственный. Правильных бесконечно много (хотя и неправильные тоже встречаются).

Грустный пример приходит в голову. В одном из тренировочных вариантов ЕГЭ был приведен отрывок из «Недоросля» и задан вопрос (для ответа одним словом): «Какой прием применил автор?»

Дети в недоумении стали перечислять: инверсия, метафора, риторический вопрос, просторечье, книжная лексика, ирония… Все, разумеется, с примерами из этого отрывка.

Вы знаете ответ, да? От нас ждали слова «диалог». На мой взгляд, лучше бы ответ был «проза» – тогда бы вышла симпатичная аллюзия на «Мещанина во дворянстве». Но составитель теста почему-то не увидел, какие открываются богатые возможности для интеллектуальных игр.

Вот так бывает сплошь да рядом. Спросишь: «В чем особенности мира Тютчева?» – а кто-то ответит: «В его мире другая сила тяжести – меньше обычной. И человеку там легче подняться над землей и вообще  над всем земным, обыденным и материальным». Назвать этот ответ «неправильным» может лишь тот, кто начисто лишен поэтического слуха. Но предсказать его заранее вряд ли сумел бы даже самый опытный учитель.

У нас всегда возможны варианты.

Текст: Оксана Смирнова

Изображение: Homer Winslow The Country School


Оставьте свой отзыв или комментарий

МЫ В СОЦСЕТЯХ

VK
FB

Prev Next

20.04.2017 - Пройдут ХIХ Международные Апрельские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей…

Уважаемые коллеги! Сообщаем, что 20–22 апреля 2017 года в городе Старая Русса (Новгородская область) в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского (набережная...

18.01.2017 - Начало второго семестра Школы юного филолога НИУ ВШЭ

18 января начинается второй семестр Школы юного филолога НИУ ВШЭ. В последний день святок («раз в крещенский вечерок») нас ждет...

15.01.2017 - День учителя в Переделкино.«Все ёлки на свете, все сны детворы». Живопись…

15 января в 16:00 состоится очередной День учителя в Переделкино. Занятие проведёт Антон Алексеевич Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, член Гильдии...

21.12.2016 - Очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ

Тема занятия: «Поэтика экранизаций (к окончанию Года российского кино)» В России экранизация – ровесница кинематографа. Можно ли перевести литературное произведение на...

14.12.2016 - ШЮФ НИУ ВШЭ Тема занятия: Жизнь как сюжет: из опыта великих…

14 декабря состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: Жизнь как сюжет: из опыта великих «жизнетворцев».  Некоторые биографии читаются...

12.12.2016 - Открытая лекция Эрика Булатова в Москве

12 декабря в Высшей школе экономики пройдёт открытая лекция известного художника-авангардиста Эрика Булатова, одного из основателей соц-арта. Лекция будет посвящена...

07.12.2016 - Занятие ШЮФ НИУ ВШЭ «Григорий Дашевский: как читать современную поэзию и…

7 декабря состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Григорий Дашевский: как читать современную поэзию и зачем...

30.11.2016 - Занятие ШЮФ НИУ ВШЭ "Что не писано пером: о древнерусской эпиграфике…

30 ноября состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: "Что не писано пером: о древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах". Каждый знает...

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2016

septembre201640percent

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Подписаться на рассылку