onegin

Что есть важные тексты – понятно. Что жизнь и литература причудливо и чудесно совпадают, образуя счастливые сюжеты – тоже.

Поэтому бывает важно не составить методический конспект, а просто зафиксировать появившиеся идеи, ходы, дорожки совместных с учениками размышлений. Вот и решил собрать дневниковые записи об уроках по «Евгению Онегину», которые произошли в этом году в 9-х классах.

* * *

Из того, что проговаривается на уроках по "Онегину". Буду стараться записывать. Уроки все так себе: невозможно про этот текст говорить. Или просто это я так чутко сейчас всё воспринимаю... Но любопытные штуки всплывают.

Две перечислительные конструкции в 1 главе через строфу друг от друга -- характеристика деревни от Онегина и от Автора:

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

//

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля!

Онегин каждым словом закрывается, Автор каждым словом -- размыкает пространство (цветы - деревня - поля).А последняя строфа -- "бантик" на 1 главе: в её начале герой летел из Петербурга в деревню, в её финале глава летит из деревни в Петербург. Но снова -- авторское начало свободно, онегинское -- несвободно. С этими детьми мы почти год назад ездили на практику в Пушкинские Горы, которая называлась "В поисках свободы и счастья". Кажется, всё нужное происходит.

* * *

Уроки по "ЕО". С двумя 9-ми классами интересно и по-разному говорили о том, почему вторая глава заканчивается описанием могилы и рассуждениями о смерти. Автор не только предупреждает нас о том, что всё не будет так счастливо, как во второй главе, но и будто бы говорит героям: цените жизнь, вы молоды, дружите, цените каждый миг этого счастья. Немногие из них услышали его... Умный Кирилл из маткласса сказал, что могила Дмитрия Ларина, Ленский на могиле и рассуждения о смерти -- это такой типичный финал романа (или можно вспомнить "Вечер" Жуковского), но Пушкин его, создавая свободный роман, переносит из финала почти в начало.

А героев он друг другу дарит -- чтобы каждый из них восполнил благодаря другому то, чего у него нет. Так Онегину перепадает от Ленского поэзии, от Татьяны -- природы, Ленскому от Онегина -- скуки, Татьяне от Онегина -- тех книг, которые она сама не читала, Лариным от О и Л -- европейской культуры.

* * *

Сегодня были не уроки по "ЕО", а праздник. Извечный спор (сколько ему лет? не столько ли, сколько ЕО изучается в школе?) между мальчиками, защищающими Онегина, и девочками, защищающими Татьяну.

Из мелочей, волнующих меня больше, чем детей, но всё равно радостных. "Дева" в строфе про приход Татьяны к нечистой силе -- почти мученичество (и дальше будет искушение) Татьяны. В строфе про Онегина на именинах увидели "взБЕСить" и "ЧЕРТить" (в душе!). Так день Ангела-хранителя для Татьяны превращается в день коварного искусителя.Онегин раскрывает в героях то, чего в них не было: в Татьяне -- влеченье к демоническому, в Ольге -- кокетливость, в Ленском -- ревность. Но ни в одном из них -- до конца и полностью, они все остаются собой. Ленский и Ольга, в соседних строках покрасневшие (хоть и по разному поводу) -- они будто бы единое целое, даже сейчас.

* * *

И не кончается строка, поздравим друг друга с берегом.

Говорили о финале романа. Как размыкается книга в жизнь, как финал отсылает нас к началу (обращение к читателю -- только теперь к каждому, а не конкретному; "жить торопится" -- "блажен, кто праздник жизни рано"; примечания после "конца" заставляют нас будто бы снова перечитать роман), как читатель становится свободным вместе с автором (как читать дальше; как делать дальше роман -- частью своей жизни; жить дальше без него, но в жизни); как Онегин одновременно "запирается" автором в комнате Татьяны и освобождается тем, что автор дарует ему разомкнутое пространство Путешествия.

"для ума внимательного нет границы -- там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака". Во вторник надо как-то попытаться дать заключительный урок по роману. Пока не придумал.


Prev Next

4–10 августа 2024 — Научно-практический семинар в Пушкинских горах для учителей гуманитарного цикла

Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...

1–10 июня 2024 — Программа «Литературное творчество» для школьников 8–11 классов (Сургут, Ханты-Мансийский…

С 1 по 10 июня в Сургуте (ХМАО — Югра) в «Школе 21» пройдёт дополнительная образовательная программа для школьников «Литературное...

4 марта – 3 июня 2024 – Конкурс эссе "Музей сегодня"

Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня".  Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на  учеников 9-11 классов, заинтересованных в...

Зима-весна 2024 года на сайте уроков русского языка «Могу писать»

Дорогие коллеги! Ознакомьтесь с информацией о текущих курсах для учителей русского языка и литературы, которые проходят на сайте «Могу писать»...

21 апреля 2024 – Акция "Я покажу тебе музей" в Пушкинском

21 апреля в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей". Музей для школьника часто место, куда можно прийти на экскурсию...

18–20 апреля 2024 — ХХVI Международные чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии…

18–20 апреля 2024 г. в городе Старой Руссе (Новгородская область) в музее романа “Братья Карамазовы” состоятся XXVI Международные чтения “Произведения...

15–17 апреля 2024 — Профессиональная программа повышения квалификации «Экспозиционная и выставочная деятельность в…

ГМИРЛИ имени В.И. Даля приглашает сотрудников музеев, выставочных залов, культурных центров и библиотек, а также всех интересующихся литературой и оформлением...

27 марта 2024 — Всероссийский методический семинар «От смысла к тексту и обратно»

Преподаватели русского языка, литературы и иностранных языков из частных и государственных школ приглашаются принять участие во Всероссийском методическом семинаре «От...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь