osipmandelshtamp2.jpg

Это стихотворение открывает первый поэтический сборник Осипа Мандельштама «Камень». Оно – первое; по-видимому, не случайно именно им открывается цикл стихов. Поняв его, мы получим ключик ко многим другим стихотворениям поэта.

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

1908

Прочитайте стихотворение вслух и спросите учеников: что появилось раньше: лес или звук упавшего плода в этом лесу? Действительно, пространство стихотворения рождается, разворачивается вокруг «осторожного и глухого звука плода». Какая часть речи отсутствует в этом стихотворении? Глагол. Это создает вневременную атмосферу, передает тишину, которая существует еще до появления времени, мира, человека. Именно из этой первоначальной немоты (или среди немолчного напева тишины) рождается первый звук. А где именно возникает звук? «СРЕДИ» тишины, в самом ее центре, в сердце. Какими словами передается состояние тишины? Почему она поет? Тишина «немолчно поет», она живая, готовая к принятию первого звука. Какие ассоциации вызывают слова «плод» и «древо»? Это не что иное, как древо познания, добра и зла, мировое древо. Именно с плода этого древа началась сама история человечества.

Попробуем вслушаться в звучание существительных, использованных в этих четырех строках: звук, плод, древо, напев, тишина – какое ощущение они вызывают? Это что-то очень древнее, существовавшее давным-давно, в давние времена. Если бы вам предложили продолжить этот ряд, какое слово вы бы услышали? Жизнь, песня, музыка, стихи, поэзия…

В стихотворении тишина названа глубокой. Что общего между глубокой тишиной и глубоким озером? Если изобразить тишину как озеро, как бы вы изобразили звук в этой тишине? Звук подобен капле, началу жизни, началу безграничного мира. По воде идут круги, звук становится первым знаком этого мира. С него начнется песня жизни, рождается поэзия.

Послушайте стихотворение еще раз. Запишите согласные звуки, которые вы услышите: (з) (в) (к) (с) (т) (р) (ж) (н) (й) (г) (л) (х) (п) (л) (д) (ш) (м) (ч) (б) и т.д. Здесь 35 звонких согласных и 15 глухих. Кроме того, удивительно фонетическое богатство, заключенное в этих четырех строчках. Уже в первой строке использованы 14 согласных, причем только два из них (й) повторяются. Ритм стихотворения напоминает ритм медленного глубокого дыхания, начало первой строки передает ощущение выдоха, связанного с началом, рождением человеческого голоса.

С точки зрения синтаксиса стихотворение представляет собой простое назывное предложение, осложненное однородными членами и причастным оборотом, незаконченное. Так передается ощущение незавершенности, возникает ожидание того, что последует за рождением первого звука. Вселенная, рождающаяся в этих четырех строках, возникает из звука.

В дальнейшем многие стихи Мандельштама уточняют, передают нюансы этой первоначально данной картины. Вспомним стихотворение «Silentium» (1910), отсылающее, в свою очередь, к знаменитому одноименному стихотворению Тютчева: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Мандельштам отвечает: отказом от слов, возвращением к дословесной («первоначальная немота») всеобъединяющей музыке; в этой «первоосновее жизни» сольются сердца, и не нужно будет любви-Афродите связывать их пониманием» (М. Л. Гаспаров). Еще через 10 лет образы звука, древа, плода возникнут в стихотворении «Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» (1920), посвященном первоначальной, неуловимой и ускользающей любви.

М. А. Павлова


Prev Next

19–21 апреля 2023 — ХХV Международные Апрельские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии…

С 19 по 21 апреля 2023 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся юбилейные ХХV Международные...

27 января – 24 марта 2023 — Курс Татьяны Касаткиной «Аналитико-синтетическое чтение произведений…

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, автор 9 монографий и многочисленных научных статей, редактор сборников работ российских и зарубежных ученых...

Январь–февраль 2023 – Конференция для учителей литературы "ММСО.Пушкин"

Январский стрим конференции “ММСО.Пушкин” состоится 31 января в 17:00 Мск и будет посвящён работе с эпическим родом литературы на уроках. В рамках рубрики...

2 февраля 2023 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Что такое литературный…

2 февраля (в четверг) в 18:10 по московскому времени в школе юного филолога НИУ ВШЭ состоится лекция «Что такое литературный...

Осень-зима 2022 года на “Могу писать”

Представляем подборку курсов, запланированных на первый семестр этого учебного года. Курсы адресованы тем, кто заинтересован в углублении своих знаний об анализе...

28 января 2022 г. — Филологический фестиваль Свято-Тихоновского университета

ПСТГУ приглашает всех желающих, от школьников и студентов до "взрослых" словесников на красочный фестиваль филологии! 

25 января - 29 марта 2023 – Пятый методический онлайн-марафон – 2023

Уважаемые коллеги! “Умная методика” приглашает учителей русского языка и литературы на Пятый методический онлайн-марафон – 2023! Марафон стартует 25 января и...

27 декабря 2022 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Восточнославянская мифология…

27 декабря в 18:10 (по московскому времени), на заключительной в этом календарном году лекции, слушатели Школы юного филолога узнают ответы...

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь