С античных времен в поэзии существуют сквозные образы и мотивы, проходящие через несколько эпох. Например, образы дома, моря, осени, звезды и другие.
Обращаясь к подобным образам, каждый поэт встраивается в определенную традицию, расширяет ее, опираясь на опыт предшественников, вносит нечто новое, но основа образа остаётся неизменной. Чаще всего эти образы поэты находят в природе, потому что природа (в отличие от быта) почти не меняется с течением времени и ее образы приобретают глубокое символическое значение.
Центром нашего исследования стал образ кузнечика. Еще поэты древней Эллады обращались к этому образу. В европейской культуре кузнечик – знак восторженного любования красотой реального мира. Он весел, беззаботен, восторжен. В русской поэзии образ кузнечика встречаем у Ломоносова, Державина, Фета, Хлебникова, Заболоцкого, Окуджавы, Тарковского и многих других.
Стихотворение А. Тарковского «Загадка с разгадкой», написанное в 1960 году, позволяет нам сделать дополнения к исследованию образа кузнечика в контексте русской поэзии XVIII-XXвеков. В своей работе мы во многом опирались на статьи О.М. Гончаровой «О чем поет кузнечик»?(2002) и С.В. Федорова «Ионийскую цикаду им кузнечик заменял». Мастерская интерпретации поэтического образа-символа» (2007). Ни в одной из этих работ нет отсылки к стихотворению А. Тарковского «Загадка с разгадкой», что позволило нам еще раз вернуться к образу кузнечика, находящемуся в центре названных исследований.
Цель
Цель исследовательской работы заключается в анализе стихотворения А. Тарковского «Загадка с разгадкой» в контексте стихов М.В. Ломоносова «Кузнечик», Г.Р. Державина «Кузнечик», Велимира Хлебникова «Крылышкуя золотописьмом…» и Б.Окуджавы «Ну, чем тебе потрафить мой кузнечик…». Исследование поможет нам выявить наполнение образа, понять особенности его восприятия А.Тарковским, осознать цель своеобразной игры с читателем. Также задачами исследования стало выявление функций стихотворения Тарковского как интертекста.
По оценке Ролана Барта, «основу текста составляет … его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки». Текст, как в процессе порождения, так и в процессе чтения, понимания, «есть воплощение множества других текстов, бесконечных, или, точнее, утраченных (утративших следы собственного происхождения) кодов». Смысл возникает как результат взаимосвязи разных семантических векторов, направленных в широкий культурный контекст. Таким образом, мы выходим на понятие интертекста, введенное Кристевой в 1967 году. Термин интертекст возник на основе теории М.Бахтина, писавшего о диалоге одного текста с другими текстами, предшествующими и параллельными ему во времени (по материалам статей Федорова С.В.).
Анализируемое нами стихотворение можно назвать интертекстом, так как оно очевидно вступает в диалог с предшествующими ему произведениями, в центре которых находится образ кузнечика. Сам поэт этого и не скрывает, вступая с читателем в игру, загадывая ему интеллектуальную загадку и здесь же давая разгадку. Выполняя экспрессивную функцию интертекста, стихотворение позволяет автору сообщить о своих культурно-семиотических (культурно-знаковых) ориентирах. Адресат (читатель), способный опознать ту или иную отсылку к другому тексту, также вступает в диалог с автором. Возникают отношения «свой/чужой», своеобразный круг собеседников с общей семиотической системой.
Претекстами в стихотворении «Загадка с разгадкой» можно считать стихотворения Анакреонта «К цикаде», «Кузнечик» М.В. Ломоносова, «Кузнечик» Г.Р. Державина, «Кузнечик» Велимира Хлебникова. Их присутствие в тексте А. Тарковского опознается довольно легко: играя с читателем, поэт называет имена поэтов прошлого (Анакреонта, Державина и Хлебникова), вызывая в культурной памяти читателя имя Ломоносова и имена поэтов, обращавшихся к образу кузнечика в XX веке после Тарковского (Б.Окуджавы и Г.Сапгира).
Название стихотворения интригующее, оно сразу привлекает внимание читателя, который должен не только понять стихотворение, но и решить предложенную загадку. Столь необычное название придаёт особую значимость образу, некую таинственность всему стихотворению.
Интересна композиция стихотворения. Четыре из шести строфы начинаются с вопросительного местоимения «Кто?». Используя анафору (единоначатие) Тарковский нагнетает напряжение, интригует читателя. Последняя строфа является финалом, итогом и отгадкой. «Головастый внук Херона», «полувсадник» «полуконь» - это кузнечик.
Кузнечик— «насекомое конёк, кобылка, Gryllus, коник, прузик»— так говорится об этом существе в словаре Владимира Даля. Действительно, кузнечик мордочкой своей неуловимо напоминает коня, детскую деревянную лошадку. Его стрекотание часто называют музыкой, связывают с поэтическим творчеством. Он подобен маленькому крылатому Пегасу, от удара копыта которого на горе Геликон возник источник вдохновения Гиппокрена (Иппокрена) (буквально “лошадиный источник”). Искупавшись в нём, музы водят хороводы и поют чудесные песни. Ссылка!
Образ кузнечика, «вынимающего из рук Анакреона скачущий огонь», отсылает читателя к стихотворению «К цикаде» античного поэта. Кузнечик— родственник насекомым цикадам, наполняющим своим неумолчным стрекотанием южные дни и ночи. В античности цикады считались существами, посвящёнными Аполлону и музам, именно в их стрекотании видели прообраз поэтического творчества эллины. Жители Аттики даже сделали это небольшое насекомое своим символом. А поэт Анакреон (Анакреонт), живший ок. 570–478 до н.э., написал стихотворение «К цикаде». Как отмечает М.Л.Гаспаров, «до сих пор словами «анакреонтическая лирика» называются беззаботные стихи про вино и любовь. Сам Анакреонт, писавший на ионическом диалекте, тоже представляется потомкам мудрецом, учителем жизни доброй, простой и радостной. Таким его изображали и позднейшие поэты». Древние греки, любившие составлять списки знаменитостей, внесли имя Анакреонта в список девяти великих лириков (по числу девяти муз). «Анакреонтические стихи» писали (и переводили) М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин.
Тарковский называет своего героя «Головастый внук Хирона/Полувсадник-полуконь», заставляя читателя обратиться к культурной памяти античности. Хирон – кентавр из греческой мифологии, получеловек, полуживотное, ученик Аполлона и в свою очередь учитель таких героев как Геракл, Ясон, Ахилл, Диоскуров, Орфей, Асклепий, Патрокл и другие. Хирон в отличие от других кентавров – буйных и враждебных, был мудрым и добрым. Таким образом, кузнечик становится другом людям, но в тоже время не забывает своего природного происхождения. Он сам оказывается учителем для многих поэтов. Державин называет его «философом» и «пиитом», Тарковский благодарит его за то, что кузнечик сберёг для него «норовистый смычок».
В вольном переложении стихотворения «К цикаде», которое Г. Р. Державина назвал «Кузнечик» персонаж предстает перед читателем ещё не внуком Хирона, но уже “нежным сыном Аполлона”, “философом”, “Пиитом”.
В стихотворении Тарковского чувствуется особый эмоциональный настрой. Ощущение лёгкости, поэтического восторга и восхищения не покидает поэта, а вместе с ним и читателя, на протяжении всего стихотворения. Эта радостная интонация характерна для всех стихов о кузнечике. Авторы восторгаются своим героем: «Мой кузнечик, мой кузнечик!» - обращается к своему герою Тарковский, «Счастлив золотой кузнечик, что в лесу куешь один!» - завидует Державин, «Кузнечик дорогой, коль много ты блажен» - Ломоносов, «О лебедиво!/ О озари!» - восклицает Хлебников. Окуджава продолжает: «Прислушаться - он от скорбей излечит, / А вслушаться - из мертвых воскресит!» Все поэты подчёркивают лёгкость, весёлость и беззаботность кузнечика.
Сопоставляя тексты, мы замечаем, что все поэты почитают кузнечика за своего «природного» брата, воспевают его. Тарковский открыто говорит: «Кто Державину докука, Хлебникову брат и друг». У Державина читаем: «Песнопевец тепла лета». И поэт, и кузнечик – певцы прекрасного. Хлебников также подчёркивает близость образа кузнечика поэтическому творчеству: «Крылышкуя золотописьмом…». Слово «золотописьмо» говорит о принадлежности кузнечика к поэтическому творчеству. Братство поэта и кузнечика очевидно для Окуджавы: «Ты тоже из когорты стихотворной/Из нашего бессмертного полка». Показательно, что стихотворение Окуджавы посвящено поэту Юлию Киму. Семиотическое поле образа кузнечика включает в себя «поэта» и «создания природы».
В стихотворениях Тарковского, Ломоносова и Державина повторяется сравнение кузнечика с царём и богом. У Ломоносова читаем: «Но в самой истине ты перед нами царь», у Державина - «О! едва ли не подобен,/Мой кузнечик ты богам» и «Апполона нежный сын!» Тарковского называет кузнечика «Царь, циркач или божок». Таким образом, кузнечик предстаёт перед нами уже в третьей ипостаси: не только как поэт и природное создание, но как царь и бог.
Необычная сущность кузнечика, изображённого поэтами разных эпох, у Тарковского подчёркивается любопытным смешением лексики разных пластов. Так, в тексте встречаются неологизмы: «шатучий», «коленчатый»; диалектизмы -«глечик» (что означает «горшок или кувшин»). В стихотворении соединяются, сталкиваются слова, означающие для нас античность: «Хирон, Анакреон, ионийская вода», и лексика, характерная только для XXвека: «ультразвук, антенна». Тарковский еще раз подчёркивает , что в мире природы кузнечик – «презренна тварь», а в мире поэтическом – бессмертный царь и бог, собрат поэтов. Здесь уместно вспомнить сравнение из первой строфы: «И торчит, как треугольник». Можно предположить, что оно основано не только на зрительном эффекте, но и подсказано внутренним наполнением образа.
Цветовое наполнение образа также соответствует общей идее стихотворений. В текстах Тарковского и Окуджавы доминирует зелёный цвет: «Кто, коленчатый, зелёный…», «Твоих зелёных братьев и сестёр?». Этот цвет символизирует природное начало кузнечика. Тексты Державина и Хлебникова объединяет другой цвет: «Счастлив золотой кузнечик», «крылышкуя золотописьмом». Золотой - цвет божественный, царский.
В стихотворении Тарковского активно используется звукопись: «Золотой, зубчатый лук». И это неслучайно, ведь в самом слове кузнечик слышится звук «з». У Тарковского кузнечик несёт лук из «храма ультразвука». Звукопись подчёркивает, что кузнечик – певец в мире природы и тем близок поэту. Тот же прием находим у Хлебникова, который играет звуками «з» и «р»: «Тарарахнул зинзивер».
Что же касается понятия “ионический (ионийский) строй”, то и оно связано со звуками - с музыкальными ладами. Ионийский— старинный музыкальный лад, соответствующий современному мажору, символ светлой, радостной поэзии. На ионическом диалекте пишет и Анакреон. Ионийская вода имеет еще одно толкование, отсылающее читателя к античности. Именно в ионийских школах возникли первые идеи древнегреческой философии. Основоположником Милетской школы стал Фалес. Основная идея философов ионийских школ – мысль о единстве всего сущего, о происхождении вещей из некоторого единого первоначала. У Фалеса этим первоначалом была вода. Тогда получается, что Тарковский приписывает кузнечику ещё и философское значение (как и Державин: «Ты философ! ты пиит», принимая глечик, поэт может отсылать к идеям философов Древней Греции.
Стихотворение А. Тарковского наполнено неожиданными метафорами и сравнениями, связанными с кузнечиком: «прозрачный школьник», «торчит как треугольник шатучем лопухе», «циркач». Кузнечик – образ игривый и забавный. Поэт подчёркивает его внешнюю простоту и лёгкость. Вместе с тем роль кузнечика в лирическом сюжете очень важна. Он передаёт лирическому герою чудесные (волшебные) предметы, – «скачущий огонь», «золотой лук», «норовистый смычок». Благодаря этому лирический герой приобщается творчеству, ощущает свое единство с поэтами разных времен.
Образ кузнечика проходит через многие эпохи, преодолевая время. Тарковский о нём пишет: «Кто стрекочет, и пророчит,/ и антеннами усов/Пятки времени щекочет,/Как пружинками часов?» Идею о бессмертии кузнечика мы найдем и у Окуджавы: «Ты тоже из когорты стихотворной,/Из нашего бессмертного полка». Так кузнечик становится и символом непрерывной поэтической эпохи.
Обратимся к последней строфе стихотворения. Кузнечик протягивает лирическому герою ионийскую воду, подсказывая, что все в мире имеет единое начало. Принимая кувшинчик-глечик с водой из Гиппокрены, лирический герой Тарковский причисляет себя к поэтическому сообществу, утверждает единство поэтов и поэзии от античности до наших дней.
Размышляя над смыслом финала стихотворения, вспомним еще одну метафору: кузнечик – «герб державы луговой», то есть символ природы. Здесь образ кузнечика претерпевает трансформацию – из «прозрачного школьника» превращается в «герб державы луговой». Примечательно, что впоследствии Окуджава сравнит стрекотанье кузнечика с гимном: «едва твой гимн пространства огласит». Так возникает в стихотворении Тарковского мотив, который продолжит другой поэт: природа – особая держава, главные символы которой связаны с певцом-кузнечиком. Думаем, что и на гербе поэзии, если бы он был, обязательно нашлось бы место «моему кузнечику».
Данную работу можно считать продолжением исследований, сделанных О.Гончаровой и С.Федоровым на основе стихотворений русских поэтов, посвященных образу кузнечика. Выявлено, что основными функциями стихотворения А. Тарковского как интертекста являются экспрессивная (сообщение поэта о своих культурно-семиотических ориентирах) и поэтическая (в данном случае предстающая как развлекательная – опознание ссылок превращается для читателя в увлекательную игру). А.Тарковский вступает в своеобразный диалог с предшественниками и дает повод для включения своего стихотворения в интертекст для поэтов следующих поколений.
Исследование помогло нам понять смысловое наполнение образа. Кузнечик - символ природы и поэзии, он несет радостное ощущение счастья, свободы, поэтического вдохновения. Шутливое стихотворение дает повод для серьезного размышления о единстве и взаимосвязи поэтов разных времен, об общих для всех поэтических истоках, о беспечности и мудрости поэта, о бессмертии самой поэзии.
Арсений Тарковский
1960
Г.Р.Державин «Кузнечик» (перевод стихотворения Анакреона)
Счастлив, золотой кузнечик,
Что в лесу куешь один!
На цветочный сев лужечик,
Пьешь с них мед, как господин;
Всем любуяся на воле,
Воспеваешь век ты свой;
Взглянешь лишь на что ты в поле,
Всем доволен, все с тобой.
Земледельцев по соседству
Не обидишь ты ничем;
Ни к чьему не льнешь наследству.
Сам богат собою всем.
Песнопевец тепла лета!
Аполлона нежный сын!
Честный обитатель света,
Всеми музами любим!
Вдохновенный, гласом звонким
На земли ты знаменит,
Чтут живые и потомки:
Ты философ! ты пиит!
Чист в душе своей, не злобен,
Удивление ты нам:
О! едва ли не подобен,
Мой кузнечик, ты богам
1802
Булат Окуджава Юлию Киму
Исследовательская работа ученицы 8 класса гимназии 1514 Массух Елизаветы
Научный руководитель - М.А.Павлова
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...