Любовь к чтению никак не вяжется с принуждением, поэтому я думаю о том, как этого насилия избежать. Не скажу, что получается всегда, но мы стараемся «не делать друг другу больно».
Одним из путей научить подростков читать программные тексты стал неожиданный проект с Ильёй Бернштейном и Издательским домом «Самокат». В 2015 году я узнала о том, что Илья готовит к переизданию «Республику ШКИД». Подготовка текста была в самом разгаре, я вскочила в последний вагон уходящего поезда, который привез меня и моих учеников в «Ташкент – город хлебный».
Для переиздания «Республики» я писала послетекстовую статью, в которой реконструировала последние годы жизни Григория Белых, основываясь на материалах его дела. Чтобы понять, осилят ли адресаты «Республики» мой текст, я попросила своих учеников о помощи и пригласила поучаствовать в эксперименте. Задача состояла в том, чтобы прочесть с карандашом статью о Белых, отмечая все слова и реалии, понимание которых вызывает затруднения. Затем мы вместе искали ответы и комментировали текст. В таком виде – с комментариями учащихся – статья и вошла в книгу.
Нам с Ильёй этот опыт показался интересным, и тут родилась идея большой и настоящей совместной работы: группе учащихся 7 и 8 класса мы отдали текст повести А. Неверова «Ташкент – город хлебный» для чтения и комментирования. Конечно, у нас с Ильёй был момент сомнения: история довольно тяжелая, есть физиологические подробности, которые безжалостно затягивают читателя в ужас голода 20-х годов. Справятся ли дети? Но эти дети быстро развеяли сомнения и моментально включились в работу. Условия, которые я обозначила на старте, были такие: не пользоваться материалами Википедии, информацию искать в толковых словарях (бумажных и электронных) и четко соблюдать сроки.
Что тут началось! Участники проекта организовали беседу в соцсети, спорили, делились находками, спрашивали меня о том, где искать ответы. Зачастую эти онлайн сессии затягивались до 4-5 часов утра. Работа шла и в школе: на переменах, на уроках литературы. После уроков ребята оставались и продолжали взаимодействие с текстом и с коллегами по проекту. Через месяц я собрала все комментарии, отредактировала и объединила в один файл и отправила Илье Бернштейну, а осенью 2016 года получила авторские экземпляры и устроила презентацию проекта в школе.
Видеть счастливых ребят с книгой, к появлению которой они приложили столько сил, – это дорогого стоит. Вот слова некоторых участников проекта:
Ярослав: «Участие в этом проекте расширило мой словарный запас, заставило задуматься о том, как отличается жизнь подростков 20-х годов 20-го века от нашей жизни. Я попробовал свои силы в комментировании художественного произведения, это ново и необычно. Буду рад участвовать в подобных проектах еще. Я и моя семья были невероятно горды тем, что теперь в нашей домашней библиотеке есть книга, к появлению которой и я приложил руку».
Егор: «Это было очень интересно. Еще тогда, когда я читал статью своего учителя о судьбе одного из авторов «Республики ШКИД», я понял, как много не знаю об истории своей страны, а историю знать необходимо. Затем, уже работая над текстом повести «Ташкент – город хлебный», я узнал и о страшном голоде 20-х годов. Спасибо за возможность участия в такой работе, это было здорово!»
Маргарита: «Работа была интересна тем, что окружали меня интересные люди, я узнала много нового, атмосфера была дружеская. Во время работы мы с ребятами обсуждали какие-то новые слова, встречавшиеся в повести, их происхождение. Участие в этом проекте мне дало возможность раскрыть себя с другой стороны. Когда я получила эту книгу, я была безумно счастлива, горда тем, что я в эту книгу вложила частичку себя».
Салих: «Что я получил от участия в данном проекте? Конечно же, бесценный читательский опыт. Проект познавательный, я узнал значения множества незнакомых слов. Когда мне и моим "коллегам" торжественно вручили книгу, то, увидев там наши имена, я испытал огромное чувство гордости. Если я удостоюсь приглашения в подобную работу еще раз, буду очень рад».
Мария: «Работая над комментариями к этому произведению, я узнала много новых слов и тем самым пополнила свой словарный запас. Для меня работа с текстом "Ташкента" была очень ответственным поручением, поэтому я чувствовала себя очень счастливой, когда выполнила его и получила не только свой экземпляр книги, но и благодарность от Ильи Бернштейна».
Подобные проекты можно включить и в систему уроков литературы в виде игры в издательство. Учащиеся получают текст и одна группа отвечает за комментирование «темных» мест, другая – создает иллюстрации / буктрейлер, третья – отвечает за предисловие или послесловие, на итоговом уроке все материалы собираются в один проект. Таким образом, мы делаем из лимона – необходимости читать и разбирать классические произведения в рамках программы – лимонад, потому как ребятам нравится нестандартная форма работа с текстом.
Еще один интересный проект мы реализовали весной 2017 года. «Живая классика» совместно с издательством «Рипол-классик» предложили мне принять участие в эксперименте по созданию Книги класса. Суть проекта в том, чтобы учащиеся одного класса написали свои тексты, которые затем выйдут в «Риполе» под одной обложкой. Каждый год ребята пишут либо на заданную тему (как сделали некоторые участники проекта), либо на свободную тему (этим путём пошли мы – учащиеся писали о том, что их волнует). В итоге к окончанию школы каждый выпускник получает экземпляр своеобразной летописи класса.
Помимо того, что эти книги – оригинальная альтернатива скучному выпускному альбому, опыт создания собственных текстов очень полезен. У тех 13 из 29 моих учеников, у кого хватило духу взяться за работу, теперь иное отношение к письменным работам: они охотнее берутся за написание сочинений или эссе, ответственнее и внимательнее относятся к слову. Тексты ребят сопровождаются фотографиями, картинками, которые так или иначе дают представление об авторе рассказа, цитатами из любимых произведений, которые ребята подбирали к своим работам самостоятельно.
Марина Терехова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...