5 марта 2017 года в школе №1466 имени Надежды Рушевой состоялась Пятая свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время. География участников встречи, как всегда, охватывает всю страну от Сахалина до Санкт-Петербурга.
Началась свободная встреча (после долгих радостных неформальных разговоров: ведь наши встречи – это и просто про коллег, которые очень рады друг друга видеть) с презентации нового проекта «Веримаг. Мобильный класс». На примере урока Марины Павловой по стихотворениям Цветаевой о Москве и Ахматовой о Петербурге были показаны возможности системы, которая позволяет выстраивать урок с планшетами у учеников без использования интернета и wi-fi. С помощью этой платформы школьники могут следить за ходом урока, обсуждаемыми текстами, смотреть медиа-материалы (как в нужном им ритме, так и «управляемые» учителем), а также выполнять тестовые задания и задания с открытым ответом, которые учитель может мгновенно оценивать (и отслеживать прогресс каждого ученика и класса в целом).
Затем участники встречи поделились своими новыми находками – в жанре «Педагогической мозаики», который стал уже традиционным для Свободных встреч. «А я делаю так…», - рассказывали учителя, и эти локальные находки всегда оказываются невероятно ценными для всех. Наталья Ашкарина (Новосибирск) рассказала о том, как строится работа с заданиями по визуализации текста (облако смыслов, символический рисунок, визуализация системы персонажей). Анна Полякова (Санкт-Петербург) поделилась заданиями для учеников физико-математических классов: изображение художественного пространства формулой, эволюции героя – графиком. Ирина Евлампиева (посёлок Пола, Новгородская область) рассказала о работе с ученическими исследованиями, вырастающими из ощущения ученика, что он «споткнулся» на непонятном в тексте, а также об Апрельских чтениях, на которых ученики выступают с научными исследованиями творчества Достоевского. Лариса Дмитриева (Пермь) показала возможности работы на уроках литературы и русского языка с платформой онлайн-обучения «LearningApps».
В лекции Татьяны Кучиной (Ярославль) речь шла о современной поэзии. По какой бы теме ни выступала Т.Г.Кучина, это всегда не просто интересно, но – блистательно. В этот раз это была современная поэзия, алгоритмы ее анализа и интерпретации. Именно алгоритмЫ – при том, что многие учителя обычно составляют (или заимствуют) какой-то один «волшебный» алгоритм, применение которого якобы откроет секреты любого поэтического текста. Т.Г. на конкретном примере стихотворений Льва Лосева («На кладбище, где мы с тобой валялись…»), Алексея Цветкова («Однажды солнце село навсегда…»), Тимура Кибирова («Хорошо бы сложить стихи…»), Сергея Гандлевского («Мне тридцать, а тебе семнадцать лет…») показала возможность разных путей к глубинным смыслам текста: каждый текст сам подсказывает эти возможности, «цепляет» читателя какой-то одной «странностью», особенностью – и от этой – в каждом тексте своей – точки, иногда, казалось бы, второстепенной, начинается движение в глубь стиха. У Л.Лосева, например, это звукопись, у А.Цветкова - необычная субъектная структура и возникающий при прочтении широкий ассоциативный ряд – от «Слова о полку…» до пушкинского «Пророка». Анализируя стихотворения Т.Кибирова, С.Гандлевского, Т.Г. показывает, как расширяет, а иногда и кардинально меняет смысл произведения знание интертекста: чем эрудированнее читатель, тем больше смысловых переплетений он в этом тексте увидит. Лекция продолжалась полтора часа, и если поначалу многие из нас смотрели на предложенный текст с недоумением и скепсисом, то постепенно все мы подключились к процессу, почувствовали себя учениками-первооткрывателями – и позавидовали студентам, работающим с Т.Г. постоянно.
Мастер-класс Юлии Малковой (Санкт-Петербург) был посвящён развитию эмоциональной лексики (и картины мира) у школьников. Юлия Малкова предложила целую систему работы с эмоциональной лексикой: осмысление базовых эмоций, выстраивание градации эмоций, разложение сложных эмоций на «слагаемые», определение чувства по словарной статье, работа с чувствами-концептами, составление лестницы эмоций, графика эмоций в художественном тексте, интерпретация экспрессивного синтаксиса, составление словаря эмоций писателя и текста, авторских эссе и аналитических работ по лирическим произведениям…
Ирина Лукьянова (Москва) говорила о работе с гиперактивными детьми. Есть такие удивительные дети: они ни минуты не сидят спокойно – все время что-то крутят в руках, вертятся, подскакивают с вытянутой рукой, не дослушав вопроса, рисуют в тетради целые картины возле ряда однокоренных слов. На языке науки это называется СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. На уроке, когда сидит 30 человек, хотя бы парочка таких деток доставляет нам массу проблем – чем их занять. унять, утихомирить хотя бы на время? Как добиться, чтоб они записывали домашнее задание, не пропускали буквы и цифры, укладывались в урок на контрольной и писали сочинение не 6 часов, а два урока? Всему этому была посвящена лекция Ирины Лукьяновой, преподавателя из школы «Интеллектуал». Были описаны разные приемы работы с такими детьми – прежде всего, это четкое структурирование задания, поэтапное его выполнение, создание «островка безопасности», обучение самоконтролю и многое другое. Очень мне понравилась «жетонная система» для мотивации учеников: сделал что-то как надо – получи конфету (жетон, плюсик). Но в то же время высветилось главное, без чего все эти прекрасные «методические лекарства» не помогут, не подействуют: надо садиться с этим ребенком и делать работу вместе, пока он не выучит алгоритм. Помогать, не делая за него. Быть для него, иносказательно говоря, волшебным помощником. Это трудно, да и времени нет, но без этого – никуда. И огромное спасибо Ирине Лукьяновой за тот волшебный клубочек, который она нам бросила, чтоб мы не совсем заплутали в чаще педагогических проблем.
Людмила Великова (Москва) представила свои учебники «Русский язык. Навигатор», рассказала о способах работы с этими учебникам в старших классах. Первый из них, выпущенный Людмилой Викторовной, проиллюстрированный знаменитым художником Андреем Бильжо, был (Как оказалось, не без смешных приключений!) издан в 2004 году. Второй, проиллюстрированный художником Сергеем Любаевым, вышел в прошлом году. Людмила Викторовна познакомила аудиторию не только с историей создания и издания своих книг (Здесь тоже не обошлось без курьёзов: например, в издательстве не хотели принимать обложку книги, так как Пушкин на ней даже в цилиндре меньше остальных писателей!), но и объяснила, по какому принципу они устроены. Рассказала о том, как лучше приучить детей к работе с взаимодиктантами, и том, какие результаты это даёт. Не без удовольствия учителя, собравшиеся на занятии, слушали лихо закрученную историю (диктант) о приключениях современного молодого человека по фамилии Чижиков, вдохновенно прочитанную автором «орфографических сериалов».
Тимофей Лукашевский (Москва) поделился идеями о том, как можно говорить со школьниками о современной поэзии. Она явно предлагает новый способ разговора автора с читателем, новую оптику и новую субъектную структуру. В качестве основной была предложена фигура Григория Дашевского, тексты которого Тимофей Лукашевский считает переходными между поэзией «традиционной» и «современной» (стихами поэтов молодого поколения). Тексты Дашевского были подробно разобраны с точки зрения их субъектной структуры, «голоса» субъекта или его отсутствия, и одной из сквозных тем – рефлексии речи, самой природы высказывания.
Встреча завершилась (а для многих началась) экскурсией по Музею Нади Рушевой. Удивила не только экспозиция, но и живое слово экскурсовода – Натальи Усенко, создателя Музея и его хранительницы. Музей мемориальный, с подлинными рисунками, фотографиями и вещами Нади Рушевой. «Большой» музей, Пушкинский Государственный, десять лет назад передал «маленькому» более 1200 рисунков художницы. Мы увидели несколько десятков уникальных рисунков Нади Рушевой. Тут и пушкиниана (только на рисунках Нади Рушевой можно увидеть совсем маленького Пушкина, Пушкина на руках у матери и Пушкина с сестрой), и Лицей, и Гончарова (кстати, любимица Нади), и «Маленький принц», и знаменитый кентаврёнок с венком, и иллюстрации из многих других творческих циклов. А еще – книги, целая полка. Что читала Надя – не менее важно, чем то, что она рисовала. Четыре тома Кассиля, два – «Юности», Ефремов, Гайдар, Блок, Зальтен, множество книг по искусству… Истоки становления художника-графика – в них.
И вот разве можно ныть и жаловаться на судьбу, если она дарит тебе такие подарки, как люди. Сопереживающий всем и видящий перспективы каждого – Сергей Волков. Соединяющая всех нас с текстом любого автора – Татьяна Кучина. Внимательный и доброжелательный, очень тонко чувствующий текст и аудиторию Тим. Мои открытые мужественные коллеги из Великого Новгорода и разных городов, несущиеся на встречу из разных мест на очень разнообразных видах транспорта. И удивительный, готовый откликнуться на многое новое-неожиданное и очень доброжелательный зал. Это чудо не просто было вчера, оно уже есть во всех нас. Отдельный низкий поклон всей школе и Наталье Владимировне Усенко. Она была легкой порхающей феей при встрече, заботливой хозяйкой,принимающей гостей как друзей и мужественно переносящей груды книг, вдохновенным экскурсоводом, вдохновляющим проводником в мир Нади Рушевой, фотографом, прекрасным лицом нашей встречи.
Ирина Евлампиева
таких праздников у филолога, как лекция Татьяны Геннадьевны Кучиной, бывает немного. Сравню - считаю, что это не будет преувеличением, с разборами конкретных текстов, какие случалось слышать в исполнении М.Л. Гаспарова. Такие лекции запоминаются на всю жизнь.
Евгения Абелюк
Вчера состоялась наша Пятая Встреча свободных учителей. Хочется, потому что приятно, думать, что это уникальное явление. И действительно, это банальное, но уникальное явление в "методической" действительности. Без иерархии, без награждений в виде сертификатов. И в этом её главный плюс. Вчера выяснилось по итогам регистрации, что мы собрались из 25 городов. От Сахалина до Санкт-Петербурга. Многие прилетели-приехали на один день. Значит, это нужно. Есть лекции, есть блоги, есть интернет, который преодолевает пространство и время. Однако надо зачем-то прилететь из Красноярска. Чтобы посмотреть друг на друга, обняться, сказать не так много слов, но сказать, глядя друг другу в глаза и слыша интонацию. Надо прилететь из Тюмени, из Новосибирска, из Волгограда, из Крыма, даже если не получится посидеть за одним столом за обедом или за чашкой чая в перерыве, но – увидишь знакомую спину или затылок в коридоре, мельком заденешь друг друга, проходя между рядами, улыбнёшься извиняясь... Возникнет ощущение: мы – вместе, мы – рядом.
Римма Храмцова
Все материалы встречи доступны на сайте Гильдии словесников. В скором времени будет открыт доступ и к видеозаписям встречи.
Текст: А.А.Скулачев, Н.А.Борисенко, С.Л.Каганович, Л.В.Касько, И.В.Кочергина
Фотографии: А.А.Скулачев, Л.В.Касько, Н.В.Усенко
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...