22 февраля в московской гимназии №1514 прошла третья «Свободная встреча свободных учителей в свободное время».
Преподаватели русского языка и литературы из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Ижевска, Великого Новгорода, Самары, Москвы и Московской области собрались, чтобы обменяться опытом и получить радость от общения друг с другом.
В холле гимназии их встречали Илья Бернштейн, редактор и независимый издатель, и книги, которые он привез. Полистать и купить можно было книги из разных серий. Например, «Как это было» - автобиографическая проза про 30-40-е гг. XX века с комментариями современных историков. «Книги для детей и взрослых» - как говорит сам Илья, это «серия книг моего детства, которые, с моей точки зрения, сейчас «выпали» из чтения».
Илья Бернштейн
Редактор, независимый издатель
Детская литература воспринимается литературоведением как что-то несерьезное - для меня это важный вопрос, и сейчас я пытаюсь это изменить, привлечь к комментированию детских книг «взрослых» литературоведов. Сотрудничаю с Олегом Лекмановым, например. Мне кажется, что для литературоведов здесь есть интересные возможности, и они продиктованы не тем, что когда-то вызвало уход в детскую литературу взрослых ленинградских писателей. Здесь это достижение свободы.
"Игру в бисер" провела Яна Лагузинская, сотрудник Отдела образовательных программ Третьяковской галереи на Крымском валу. Разделившись на насколько команд, участники встречи подбирали культурные ассоциации в соответствии с жесткими правилами игры. Александр Демахин, автор концепции «Игры в бисер», использует её на уроках. Преподаватели обсудили возможность делать так же не только в классе, но и в музее.
Светлана Бычкова
Преподаватель гимназии №4, Великий Новгород
Мы играли впервые, и игра меня ошеломила. Очень долго «въезжали», а в процессе почувствовали себя детьми - это самое замечательное состояние, которое мы испытали. Когда, наконец, поняли, что делать, игра уже закончилась. Проиграли, но это нас нисколько не огорчило. Самое главное - мы поняли, как нужно играть. Четверо из нашей команды были из одного региона, и лишь одна коллега была из Москвы, но в команде работалось хорошо.
Денис Подкопаев
Преподаватель школы №2089, Москва
Я думаю, что эта игра очень полезна для изучения литературных произведений и просто для приятного времяпрепровождения. Я даже задумался о том, чтобы не столько со школьниками поиграть в неё, сколько со своими друзьями.
Ирина Лукьянова
Преподаватель школы «Интеллектуал», Москва
Было любопытно, легко, интересно, это хорошая возможность вылететь за пределы классной комнаты, немножечко «отвязаться». Игра - это всегда выход за пределы какого-то обычного способа действия. А если условия заданы достаточно жестко, то это еще и хорошая возможность показать себя не так, как обычно.
Яна Лагузинская
Сотрудник Отдела образовательных программ Третьяковской галереи на Крымском валу
В Отделе образовательных программ Третьяковской галереи на Крымском валу, где я работаю, поставлена цель - ответить на запросы школ, сделать проекты, которые будут интересны и полезны учителям, историкам и словесникам. А у искусствоведов и учителей-словесников разные подходы, разные взгляды.
У нас была выставка Боровиковского: понятно, что туда поведут школьников, они проходят сентиментализм. Но сентиментализм в учебнике МХК и сентиментализм в учебнике литературы - это два разных набора слов. Соединить их на конкретном примере так, чтобы было убедительно и логично – особая задача.
Искусствоведам, которые относятся к искусству как к самоценному, не требующему дополнительных объяснений высокому языку, то, чем мы занимаемся, может иногда казаться профанацией. Зато это интересно. По крайней мере, учителя после наших занятий уходят довольные.
Встретиться с преподавателями приехали авторы нового учебника «Поэзия» - Наталия Азарова, Владимир Плунгян, Кирилл Корчагин и Светлана Бочавер. Они рассказали про учебник и ответили на вопросы аудитории.
Владимир Плунгян
Один из авторов учебника «Поэзия», доктор филологических наук, заместитель директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН
У этой книги есть две важные особенности. Во-первых, в ней очень активно присутствует современная поэзия, и это сознательная установка авторов. Тексты современные сами по себе трудно воспринимать даже человеку, начитанному в поэзии XIX и XX веков. Несмотря на это, учебник настойчиво пытается ввести такие тексты в культурный обиход. Иногда это может вызвать некоторое отторжение – оно естественно, его пугаться не надо.
Вторая особенность – в книге много, может быть, даже большая часть внимания уделяется не традиционной литературоведческой проблематике, а, скорее, языку поэзии. Вообще, язык – один из главных героев этой книги. Поэзия в целом и особенно современная поэзия вся является непрерывным экспериментом с обыденным языком. Авторы книги –лингвисты, вероятно, это так и объясняется. Ну и институционально эта книга - издание Института языкознания и Институт русского языка имени Виноградова РАН.
Наталья Ванюшева
Преподаватель экономико-математического лицея № 29, Ижевск
Раздел учебника, который я открыла в первую очередь, - это так называемый «медийный» раздел: про связь поэзии с архитектурой, живописью, кино. Я очарована тем, что этот раздел есть, что он структурирован, что, наконец, нашелся коллектив авторов, который потрудился «собрать» этот учебник. Я уже точно знаю, что буду делать с детьми «выход в искусство» через мастерские, вне уроков.
Ирина Добрынина
Преподаватель гимназии «Горностай», Новосибирск
Стихотворения современных авторов – это, конечно, большой плюс. Голос современной поэзии мы подчас слышим очень плохо, равно как и голоса старых поэтов школьники слышат плохо. Может быть, современная поэзия будет хорошим мостиком к поэзии старой. Сложно сказать, как отнесутся к этому учебнику в регионах, но, бесспорно, найдутся те, кому это будет интересно.
Одновременно с презентацией учебника «Поэзия» был небольшой концерт барочной капеллы «Золотой век», а после - круглый стол "Изучение лирического текста на уроках литературы" с Надеждой Шапиро, преподавателем школы № 57. Участники обсудили, как говорить о поэзии с учениками. Юлия Силинг из школы «Муми-Тролль», например, говорила о поэзии как удивлении, Ирина Коган из Самарской академии Наяновой объяснила, почему она за спонтанность в изучении классики, а Ирина Лукьянова из школы «Интеллектуал» коснулась нейропсихологического аспекта восприятия стихов.
Наталья Ванюшева рассказала про игру, которую она вместе с преподавателем литературы из Санкт-Петербурга Татьяной Рыжковой придумала для того, чтобы вовлечь школьников в чтение. Оригинальная игра для пятого класса основана на книге «Земля Санникова» Владимира Обручева, при этом по ходу игры интрига сохраняется, а участники получают шанс «выйти в культурное пространство» и применить знания из естественнонаучных дисциплин.
В завершение встречи, которая длилась целый день, было время для коротких рассказов участников о своем опыте. Сергей Лавлинский, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ, рассказал об изучении гротеска (текст презентации).
Лариса Дмитриева, преподаватель из Перми, поделилась опытом использования инструментов Google на уроках. Антон Скулачев, преподаватель литературы гимназии №1514, рассказал об образовательных поездках. Например, поездка во Владимир учеников Антона Алексеевича называлась «Белое на белом». Юлия Петрухина из лицея «Вторая школа» (Москва) говорила о том, «как мы с девятым классом «Евгения Онегина» читали», показывала творческие работы своих учеников и пришла к выводу, что «играть и развлекаться на уроках нужно как можно больше».
Римма Храмцова, преподаватель литературы в гимназии №1514, вспомнила, как обсуждала с учениками стихотворения про утреннее пробуждение двух авторов - Осипа Мандельштама и Александра Кушнера. Ирина Коган предложила взглянуть на стихотворение «Наша Таня громко плачет…» с точки зрения ритма и рифм. Марина Павлова из гимназии №1514 раздала всем рассказ Эдуарда Кочергина «Поцелуй» как один из вариантов «текста на один урок» (читайте конспект ее выступления).
Елена Магич, тоже из гимназии №1514, рассказала о подготовке образовательной экспедиции по следам Дон Кихота. Елена Квашнина, директор Дома учителя из Екатеринбурга, поделилась опытом подготовки урока о современной книге, на чтение которой хочется мотивировать ребят. За основу был взят принцип игры «За семью печатями». Денис Подкопаев предложил свое прочтение рассказа Чехова «В вагоне».
Елена Романичева
Главный научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ
Завершающая часть была одной из самых интересных. Все очень хорошо выстроилось по законам действия – когда все устали, каждый стал рассказывать свое, и очень интересное. Мне показалось очень важным то, о чем говорила Юлия Петрухина из лицея «Вторая школа», и мне очень понравился выбор рассказа Кочергина – это тоже достаточно необычная веешь. И все было живое – это самое главное.
Галина Щербакова
Преподаватель гимназии №4, Подольск
Большинство людей, приходящих на встречи словесников, я знаю. Мы вместе бываем в Пушкинских Горах, слушаем там лекции, обсуждаем, разговариваем, в интернете общаемся на странице «Методическая копилка» на фейсбуке. Когда я прихожу сюда, я прихожу к своим друзьям. С одной стороны, знаю, что от них ждать, с другой стороны, всегда бывает что-то новое, что придумывают на уроках, чтобы детям было интересно, чтобы они любили литературу.
Организовали эту встречу свободных учителей преподаватели гимназии №1514 – Римма Храмцова, Марина Павлова и Антон Скулачев.
Антон Скулачев
Преподаватель гимназии №1514, Москва
Мне кажется, что все получилось! Как всегда, иначе, чем было задумано, но получилось замечательно. И главное, насколько эта встреча удивительно нужна людям, которые на один день сюда приезжают со всей страны. Но, с другой стороны, это понятно – как важны в условиях общественной духоты такие места, где можно собираться и говорить о насущном.
Римма Храмцова
Преподаватель гимназии №1514, Москва
Хочется профессионального общения, хочется брать, а когда берешь, то понимаешь, что у тебя есть, что отдать. Когда-то я отчетливо поняла, что учитель вне профессиональной среды мёртв. В нашей гимназии мы формируем среду, нас много, но мы видим, как трудно бывает работать некоторым преподавателям. Поэтому мы стараемся делиться тем, что у нас есть. Люди приходят, сидят до конца, значит, им это нужно, значит, это будет продолжаться.
Текст: Милена Рублева, Денис Маслаков
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в три тура — один очно-заочный и два...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.