754324657543hgfndhgs.jpgКогда мы читаем новый для нас текст, наше лукавое сознание просеивает его идеи таким образом, что на первый план выходят те мысли, образы, чувства героев, которые мы ищем в данный момент в окружающей действительности, которыми занята наша голова. Наверное, поэтому я прочла новый роман Е. Водолазкина как произведение о чувстве вины. Герои этого писателя всегда далеко не идеальные люди: таким были Арсений из «Лавра» и филолог Соловьев из «Соловьева и Ларионова». И вот еще один филолог, но при этом музыкант, Глеб Яновский, который тоже не рыцарь без страха и упрека.

Глеб видит, как его свойственник Егор калечит (а возможно, и убивает) незнакомого человека, – и никому не говорит об этом. Может быть, ему вообще свойственна трусоватость, тем более что, пересекая границу Украины во время Майдана он, говорящий долгое время только по-русски, инстинктивно переходит на границе на украинский.

Он пытается работаsть учителем в школе – это быстро ему надоедает, поскольку герой ищет чего-то иного, более интересного и перспективного. Мать он оставляет, уезжая учиться в Ленинград. Для бабушки, которая его вырастила, он так и не находит нужных слов при последнем свидании перед ее кончиной. Девушка, с которой у него был первый любовный опыт, бросила его ради другого, и за это он оскорбляет ее. Многое свидетельствует о том, что он очень любит комфорт, богатство: у него есть квартира и дача в Германии и прислуга, он покупает огромную квартиру на Мытнинской набережной в Петербурге с великолепным видом на Зимний и Неву, ездит в дорогих машинах, бывает в шикарных ресторанах.

Обо всем этом мы знаем из записей, сделанных его летописцем Нестором с его слов. Герой вспоминает это все, делает на этом акцент потому, что это все его мучает? Или это акценты летописца? По законам постмодерна (а в романе постоянная игра именами, названиями, смыслами, характерная именно для этого направления), ответ может быть разным в зависимости от нашего угла зрения, читательского опыта и даже от того, в какой точке повествования мы находимся. Но чувство вины в романе тесно переплетено с мотивом смерти, а о смерти герои думают и разговаривают постоянно.

Тема искупления звучала и в «Лавре», и в «Авиаторе», но нигде она не была столь безысходной. На протяжении всего романа герой звонит матери и разговаривает с ней, и лишь в конце мы узнаем, что ее давно нет в живых. Глеба настигает неизлечимая болезнь, он не может больше играть, и думая, что он провинился перед Всевышним за что-то (вспомним, как часто мы вопрошаем в горе: за что? что мы делали не так? перед кем виноваты?), он пытается искупить вину помощью тяжелобольному человеку.

Странно варьируются значимые имена героев. Арина-утопленница / Ирина – погибшая мать Глеба / «Царица Ирина», которой герой дает автограф. В Царице Ирине и содержится намек на разгадку (одну из): эта греческая владычица была христианкой, воспитывала одна сына, муж ее бросил и ушел к другой, она была сослана и рано умерла – очень много аллюзий на судьбу матери Глеба. Имя Ирина переводится как «мир». Вот и нет мира в душе героя, и война кипит вокруг него: Украина и Россия, две его родины, враждуют. В жизни его две Анны: одна сходит с ума, другая, Ганна, уходит от него (может, найдет Левко?). Так Анна -- «благодать» -- исчезает. А Вера умирает.

Можно дешифровать и мужские имена: к примеру, убийцы с Майдана носят имена самых чтимых православных святых – Николая и Георгия. И это наводит на невеселые размышления…

Часть романа, связанная с музыкой, наименее проработана автором. Глеб умеет наслаждаться своим творчеством, любит атрибуты своего дарования: славу и самовыражение. Но создание искусства всегда сопряжено со страданием и трагедией – это есть в лучших произведениях мировой литературы о музыкантах: «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Доктор Фаустус» Т. Манна. В истории Глеба-музыканта эта сторона его личности не показана вовсе. Я бы сказала, личность его мелковата для крупного музыканта, малоинтересна.

Зато стилистически «Брисбен», -- наверное, самое филигранное творение писателя, и читать его – истинное наслаждение. Слова сливаются в темы и лейтмотивы, бесконечная игра намеками, значениями, образами сплетается в прихотливый узор – как в фугах и прелюдиях Баха. Роман полифоничен, голос Нестора звучит контрапунктом к голосу Глеба и неведомого повествователя, обнаруживающего себя в последних главах.

В романе вроде бы есть еще одна тема – национальная. Но на самом деле, она самоотрицается. Украина, Россия, Германия, фантомная Австралия, дающая аллюзию в том числе и на Новый Свет Свидригайлова, -- эскизны и больше фон и антураж самого героя, чем реальные страны. В России «жутко жуку жить на суку», а на Украине существительное женского рода «путь» предопределяет ее суверенность – но по большому счету, это неважно, потому что настоящее отечество не земное, а небесное. На земле царствует смерть, а наверху – жизнь. Правда, есть еще Брисбен… Но есть ли он?.. Туда вроде можно добраться самолетом, но до аэропорта надо взять такси… In the death car, we're alive…


МЫ В СОЦСЕТЯХ

VK
FB

Prev Next

4 марта – 13 мая 2019 г. - Вебинары "Подготовка к ЕГЭ по…

Каждый понедельник, в 18 ч. мск., на сайте «Могу писать» анализируем один текст и обсуждаем со школьниками, что можно написать...

20 февраля – 12 мая 2019 г. – Выставка "Литературные войны 1920–30-х гг…

В Доме И. С. Остроухова в Трубниках, отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, начала работу выставка «Литературные...

8-10 апреля 2019 г. - ХХI Международные Апрельские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в…

Сообщаем, что 8-10 апреля 2019 года в городе Старая Русса (Новгородская область) в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского (набережная Достоевского...

25–31 марта 2019 г. – Третий этап марафона для учителей «Умной методики»

Компания «Умная методика» приглашает учителей русского языка и литературы на завершающий этап онлайн-марафона, который пройдет в дни школьных каникул с...

23 марта 2019 г. — методическая школа учителей-словесников «Петербургский урок»

23 марта 2019 года состоится Пятая Всероссийская методическая школа учителей-словесников «Петербургский урок». Начало в 10-00 в Президентском Лицее № 239, ул...

23–27 марта 2019 г. – Cеминар «По чеховским местам Москвы и Таганрога»

С 23 по 27 марта общество «Пушкинский проект» проводит семинар «По чеховским местам Москвы и Таганрога». Проект состоит из  двух циклов...

19 марта 2019 г. - Занятие ШЮФ НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Как сердцу…

19 марта состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»:...

13 – 19 марта 2019 г. - Курс Ольги Елецкой «Вариативные стратегии преодоления…

По наблюдениям логопедов, в обычных классах стало очень много дисграфиков. Как учитель должен понять, запустил ученик русский язык из-за лени...

МАЙ-ИЮНЬ 2018

Lit 03 04 20156438 Cover

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь