«Когда я вырасту, у меня будет две дочки. Я назову их Сьюзен и Люси» - сообщает моя семилетняя племянница. Пройдут положенные годы, и ребенок забудет, что когда-то собирался дать своим детям имена героинь «Хроник Нарнии». Возможен, впрочем, и другой вариант – у нее к тому времени появится новая любимая книга.
Давным-давно, в прошлом веке мы с подругами собирались в гостях у одной прекраснейшей пожилой дамы, специалиста по Льву Толстому. У нее тоже была тайна имени: хотя все без исключения знали ее как Аллу Кузьминичну, в паспорте у нее значилось другое имя – Аэлита. Так другой Толстой – Алексей – повлиял на романтическое воображение ее родителей.
Я лично знаю мальчика по имени Лука – за месяц до его рождения его будущая маму поразила повесть Горького «На дне».
Шекспир обогатил южные народы Гамлетами, Джульеттами, Офелиями, Ричардами. А супруги Голон убедили нас в том, что самое подходяще имя для юной красавицы – Анжелика.
Как только люди получили свободу в выборе детских имен, а произошло это в ХХ веке, они стали искать новые святцы. И находили их в новейшей литературе.
Это удивительное явление уже в 30-х годах прошлого столетия осмысливала Агния Барто:
Назвали Тимуром,
И с первого дня
Геройских поступков
Все ждут от меня.
Литература так сильно влияет на нас, что мы готовы сделать ее частью своей реальной жизни. Наверное, это происходит не только оттого, что имена книжных рыцарей и красавиц кажутся нам романтичными, но и потому, что нам хочется, чтобы любимая история продолжалась. И еще громкие имена для нас – как талисман на удачу.
А книги этой недели, наоборот, совсем не громкие. Они не станут ни лозунгом, ни символом. Их судьба – быть домашними книгами, и в этом их счастье. И если уж мы будем читать их вслух, то совсем тихонько, вполголоса.
Музыка – это не только искусство, не только звуки и ноты. Особенно, если тебе от 13 до 16. Это еще и первая любовь, и сложные отношения, и испытание дружбы – словом, все медные трубы переходного возраста.
Герои рассказов Нины Дашевской – музыканты. Все они еще учатся, еще только начинают, но уже понимают, что музыку нельзя просто исполнять и что ее не будет без человека, без его слёз и радостей, без падений и восторгов: «Давай, — говорю я, — что ты… Как дохлая амёба, играй давай, у тебя же есть внутри!»
В их жизни есть значимые понятия, которых нет у их сверстников. И это – граница между двумя мирами: волшебным миром музыки и обычным миром привычных явлений. Подросток из обычного мира никогда не поймет, какая бездна и какая трагедия для музыканта содержится в слове «бездарность». И что можно быть гениальным вторым. И что музыка – это и есть настоящая жизнь. В общем, ничего он не поймет. «Другие могут сказать: у моего папы «БМВ», и его подрезал один тип, и он… или: мой
папа поймал вот такую рыбу, или: мы с папой ходили на футбол. А Илья мог сказать: мой папа вчера играл за стенкой сонату Бетховена».
Все, что есть в этой книге – не только про музыку. Скорее, про то, что среди нас есть люди, для которых не существует вопроса кем быть и которых уже в их 13 или 16 можно назвать состоявшимися личностями. Потому что искусство – это второй, дополнительный путь, встав на который, человек чувствует, проживает, осмысливает все в двойной мере.
— Ты качаешься? — спрашиваю его. Прямо модель из журнала, никогда бы не подумал!
— Так, — отвечает опять Соныч.
Он молчит, потом закрывает окно. И говорит:
— Слушай, Про… Вот Оля. Оля. У вас… Да?
— Чего у нас? У нас камерный ансамбль, а ты что думал?..
— Не, ты мне скажи… Скажи как есть. Роман? Если ты… По-настоящему — тогда ладно. Если реально роман. А если так…
Он вдруг хватает меня за рубашку и смотрит своими странными глазами, близко-близко:
— Если ты её обидишь… Смотри, Про. Смотри!
Недаром говорят: бойтесь своих желаний. Потому что они сбываются. Особенно те, которые не воспитаны нами, не контролируемы и мимолетны. Ведь есть желания, которые принадлежат одной минуте – чтоб его не было, чтоб они все провалились, чтоб ты замолчал уже, надоел! А потом это проходит, а его нет, они провалились и этот, который так надоедал, равнодушно молчит и не горит ничем делиться.
Вот и с девочкой Ритой произошла та же самая история. Ее младшая сестра, которая и так отравляла ей жизнь, надумала заболеть ветрянкой, и это перед самым Ритиным днем рождения. И теперь день рождения отменили. То есть, он, конечно, наступит, но не будет похож на праздник. А ведь Рита так его ждала. А дождалась карантина…
И вот, когда она сидит и злится на сестру, ей выпадает шанс загадать заветное желание, которое сбудется на следующий день – прямо в день ее рождения. И Рита загадывает…
Книжку Натальи Волковой я отнесла бы к жанру домашней сказки. Ее хорошо почитать на ночь, в то самое время, когда между мамой и ребенком происходит что-то важное, возможно, самое важное за весь день. Почитать – и заодно преодолеть противоречия между старшим и младшим. То есть, разумеется, все противоречия за одно прочтение не исчезнут. Но такая книга может стать серьезным помощником родителям, если они озабочены тем, как складываются отношения между детьми.
Кстати, я частенько использую тот же метод как антидот, если кто-то вызывает у меня раздражение или гнев – просто представляю, что этого человека внезапно не стало в моей жизни. Работает.
На всякий случай, сообщаю сразу: финал у этой сказки счастливый и все у Риты будет хорошо.
Рита могла пожелать чего угодно, потому что ей всегда чего-то хотелось: в кино, в цирк, новую игру, уметь кататься на коньках, научиться рисовать, как подружка Крынкина, поехать летом на море, найти клад, откопать скелет динозавра… В общем, всего и не вспомнишь. Но сейчас Риту терзали совсем другие желания, сейчас ее мучила злость. Поэтому, даже ни на минуту не задумавшись, она выпалила:
— Хочу, чтобы Лерки не было! Ни-ког-да!
А разве акулы говорят? Они ведь только плавают и поедают все на своем пути. Вокруг них нет слов, а только кровь и ужас.
Да и волки тоже – они только воют на луну и поедают все на своем пути.
А вот и нет.
Человек гораздо опаснее и прожорливее. И еще он жадный, ведь волки и акулы не берут лишнего из природы, а человек – сплошь и рядом. Так что еще неизвестно, как выглядели бы акульи и волчьи книги о природном поведении человека.
Если же говорить о языке тела, мимике, запахе и прочих речевых проявлениях акул и волков, то и те, и другие достаточно болтливы. Потому что им постоянно приходится расставлять все по своим местам. Волкам практически каждую минуту приходится доказывать свое право на территорию, место в стае и место для охоты. А акулы? Они постоянно обмениваются информацией о наступающей опасности или грядущем похолодании. И это не просто болтовня на скамейке, ведь от этой информации зависит и качество жизни, и ее сохранение.
Любая книга из серии «О чем говорят животные. Секретная энциклопедия» может стать и отличным источником информации, и просто увлекательным чтением «для себя».
— Дедуля, а ты правда старость в зоопарке провести хочешь?
— Да, внучек. Волка ноги кормят, а какой я теперь охотник – ты сам видишь. На казенных харчах я дольше протяну.
В дикой природе волки живут 8-16 лет. В неволе – 20 лет.
Наталья Вишнякова
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...