238648238040230497239749732947923-7.jpg

Георгий Шилин – один из немногих писателей, которые уже в советское время смогли ввести в «поле зрения» литературы целую новую область: он написал роман о жизни прокаженных.

Его можно назвать своего рода «летописцем» этих, как он их называет, «людей с львиными лицами»: роман, действие которого происходит в 1920-х годах в лепрозории, включает в себя исторический экскурс и отличается потрясающим обилием научных подробностей. Возможно, что в художественной литературе это самое глубокое, подробное и вдумчивое исследование быта прокаженных и их переживаний, связанных с болезнью и изгнанием из общества. При этом Шилин отличается каким-то особенным простым, гуманным и теплым отношением к своим героям: он старается стереть грань между больными и здоровыми, показать, что прокаженные - такие же люди, как все остальные, только поставленные в необычное положение. В определенном смысле, он относится к ним просто как к «бедным людям», продолжая в литературе линию писателей XIX века, изображавших забитых и несчастных людей – только в данном случае сами беды их специфические. При этом если в XIX веке произведения о «маленьких людях» обыкновенно были мрачны и их герои представлялись горемыками, беззащитными под ударами судьбы, которых ждут только все новые и новые несчастья, то роман Шилина выдержан в оптимистическом ключе.

Роман озаглавлен просто - "Прокаженные". Действие в нем происходит в лепрозории, расположенном в степи, вдали от города. Он разделен аллеей из лип на две части – здоровый и больной двор. Первый из них описан как «семь белых домов, никогда не теряющих своей великолепной белизны». Это в какой-то мере выражает и характер его обитателей, представленных как своего рода подвижники, посвятившие свою жизнь больным и медицине.

Основную группу персонажей составляют сами пациенты. Здесь Шилин сумел собрать целый «букет» неожиданных деталей и удивительных историй – с одной стороны бытовых, житейских, а с другой – имеющих специальный медицинский оттенок.

15-Шилин 1.jpg


Среди прокаженных есть целый ряд странных, самобытных личностей, состояние и ход мысли которых преображаются под воздействием мучающей их болезни. Например, один из них, священник Протасов, видит в микроскопе «свою лепру», увеличенную в несколько сот раз, и после этого проникается идеей самостоятельно найти лекарство от нее. Для этого он начинает изучать истории болезни других пациентов и изменение их состояния: «Его интересовали сотни вопросов, связанных с условиями, в которых жили исцелившиеся прокаженные. В своих исследованиях он доходил до того, что пытался установить - сколько шагов они делали в сутки, сколько дыханий производили в минуту, какое количество воды потребляли ежесуточно, в какое время и сколько раз в сутки они ели, как реагировали на боли, каково было их моральное состояние и т. д. и т. п».

Нередко у Шилина прокаженные с какой-то торжественностью жалуются на свои страдания, указывая на его наиболее тяжелые и болезненные особенности. Так, один из них даже сравнивает себя с Христом: «Если существовал Христос и на самом деле нес бремя креста, он был счастливее прокаженного, ибо знал, что скоро последует смерть. Если каторжанин несет бремя каторги, он знает - оно не вечно, а я моему бремени не вижу конца».

Еще один персонаж, художник Кравцов, занимался в городе рисованием вывесок. В лепрозории он делает неожиданное заявление, утверждая, что даже рад своей проказе: «Он говорил, будто проказа его не угнетает. Наоборот, он удовлетворен. Ремесло кончилось. Довольно мазни на вывесках и церковных стенах! Теперь он может рисовать не по заказу, а по желанию. Теперь его уже не тревожат "житейские скорпионы" и ему не надо зарабатывать на хлеб насущный. Он будет отныне работать не для желудка, а во имя искусства». Кравцов рисует наполненные светом пейзажи, но вскоре выясняется, что тайком по ночам он создает болезненные картины о жизни прокаженных. Оказывается, что художник в действительности страдает от неизвестности, связанной с историей его заражения: «Ты не поймешь мучительного чувства прокаженного, не знающего источника своего заражения, не имеющего даже повода заподозрить кого-нибудь. Целью моей жизни стали поиски этого источника. Я почти забросил работу. Я все думал над причиной, искал ее даже во сне и не мог отыскать». Кравцову удается выяснить, что проказой был болен любовник его жены, но та заявляет, что тот был не причиной болезни Кравцова, а жертвой: якобы, болезнь передалась через нее любовнику от мужа. Размышления над вопросом, кто кого заразил, доводят художника буквально до умопомрачения, и он выражает свои чувства в тайных «темных» картинах.

Еще один из персонажей романа, иностранец Гольдони, додумывается до своеобразной инверсии – «революции прокаженных» - за совершение которой начинает агитировать других больных: «Такой революции люди еще не делали. Но против кого она будет направлена? Против чего? Она должна быть направлена против тех условий, которые созданы для прокаженных тысячелетиями. Да, на земле нет никаких иных классов, кроме двух: здоровых и прокаженных. Когда-нибудь прокаженные создадут свое собственное государство, в котором не отыщется ни одного здорового, ибо все здоровые будут изгнаны. Тогда не надо будет кланяться здоровым и принимать от них милостыню. Долой здоровых!».

В романе жизнь прокаженных в первые годы советской власти показана на фоне строящегося социалистического общества; в книге присутствуют необходимые элементы и персонажи произведений соцреализма, однако эта атрибутика «вставлена» в жизнь лепрозория. Один из ключевых эпизодов романа посвящен непосредственному «столкновению» двух миров – когда в лепрозорий приезжает инструктор комсомола, который заявляет, что хочет проводить среди прокаженных «комсомольскую, партийную работу». «Мы проводим революцию, и в лепрозории тоже должна быть новая жизнь. Для нас не существует ни прокаженных, ни непрокаженных. Для нас или все капиталисты и буржуазия, или все трудящиеся и угнетенные», - безапелляционно заявляет он. Доктор, заведующий лепрозорием, сначала спорит с ним, заявляя, что «не позволит записывать в партию людей, больных проказой». Однако затем они находят взаимопонимание, и в ходе повествования комсомольцы многое делают для улучшения условий жизни в лепрозории. Фактически, в описании Шилина им удается связать с окружающей жизнью изолированный остров, которым был прежде лепрозорий.

Шилин написал также роман о советской Карелии «Ревонту-лет» и ряд повестей и рассказов. Найти их сейчас трудно, однако, судя по повести «Камо», он в своем творчестве помимо «Прокаженных» приближается к «традиционному» соцреализму.

Шилин был репрессирован и умер в возрасте 45 лет в 1941 году.


МЫ В СОЦСЕТЯХ

VK
FB

Prev Next

27-28 декабря 2018 г. - семинар: Как читать художественный текст? Анализ словесных и…

Участникам Апрельских чтений и желающим участвовать в будущих чтениях! 27-28 декабря 2018 года в здании «Гимназии № 4» по адресу: Великий Новгород...

11 декабря 2018 г. - Занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема: «Метод…

11 декабря состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Метод ассоциаций и вопросов, или Как можно читать художественный...

4 декабря 2018 г. - Занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия:…

4 декабря состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Сто лет одиночества» и магический реализм. Роман Габриэля Гарсиа Маркеса...

1 декабря 2018 г. – Мастер-класс «Моделирование образной реальность в обучении»

Гильдия словесников приглашает на первый на мастер-класс из цикла «Методическая копилка». Попробуем перенести в реальность наши виртуальные обсуждения, запросы и...

до 30 ноября 2018 г. – Всероссийский литературный конкурс "Книгуру"

Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим...

27 ноября 2018 г. - Занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. «Модный приговор»:…

27 ноября состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Модный приговор»: мода в жизни и творчестве Гоголя

20 ноября 2018 г. – Школа юного филолога НИУ ВШЭ: «Фольклористика как наука…

20 ноября состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Фольклористика как наука о нас и о жизни».Почему...

16 ноября 2018 г. – Конференция "Педагогика текста 2018"

16 ноября 2018 года в Санкт-Перебурге состоится конференция «Педагогика текста 2018: Классическая литература в современном школьном образовании». Исследовательские вопросы: Как работать с...

МАЙ-ИЮНЬ 2018

Lit 03 04 20156438 Cover

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Подписаться на рассылку

Обратная связь