238756023975927359723097592375972351.jpg

Основное произведение сибирского писателя Ивана Кущевского — «Николай Негорев, или Благополучный россиянин» (1871) — один из романов, открывающих новую страницу в истории русской литературы.

Если ключевой темой литературы 60-х годов было изображение молодого поколения нигилистов, так называемых «новых людей», то на рубеже 70-х тенденция меняется. На передний план выходит новый тип героя — ренегата-отступника, ради личного благополучия предающего идеалы «шестидесятников». Постепенно формируется целый пласт литературы, где представлены герои такого рода; произведениями на эту тему, помимо Кущевского, отметились, в частности, Александр Шеллер-Михайлов, Надежда Хвощинская, Константин Станюкович. Характеры и мотивация подобных персонажей при этом существенно различались и получали подчас совершенно неожиданную интерпретацию.

Герой романа Кущевского Николай Негорев — классический представитель подобного типа. Характерно даже само слово «благополучный», вынесенное в заглавие: этот эпитет, наряду с характеристикой «благонамеренного», в литературе о «ренегатах» получил резко негативную окраску, поскольку благополучия подобные персонажи достигали ценой подлостей или предательства. В романе Николай противопоставлен представителям типа «новых людей» - его брату Андрею Негореву и Сергею Оверину, организующим революционное тайное общество. Повествование при этом ведется от лица Николая, что помогает автору представить глубокий психологический анализ своего персонажа. Кущевский показывает, как скрытный и расчетливый Николай, на словах сочувствующий своему брату и Оверину и с удовольствием пускающийся в либеральное фразерство, на деле постепенно дистанцируется от них. Практически на всем протяжении романа Николаю благодаря его осторожности удается вести себя достойно, и только под конец он показывает свое истинное лицо, пускаясь на подлости ради карьеры. Роман читается легко и написан в ироничной, нередко язвительной манере (что удивительно при трагической судьбе Кущевского и тяжелых обстоятельствах, при которых писался текст). Завершается роман ядовито описанной сценой — солидный барин Николай Негорев выгоняет из дома своего пьяного и оборванного бывшего товарища и сдает его в полицию:

«Не знаю, как назвать то чувство, с которым я смотрел в окно на парадное шествие из ворот моего дома... Городовой с дворником вели под руки оборванного, пьяного Новицкого; впереди шел Савельев, размахивая руками и, очевидно, ругаясь...

Господи! когда-то эти были моими товарищами! когда-то мы все были равны!»

Большое внимание уделено в романе обучению Негорева в гимназии и университете. Порядки в этих заведениях и сам учебный процесс изображены Кущевским в лучших традициях «Очерков бурсы» Помяловского; при этом Кущевского отличают выдержанные в тоне мрачного сарказма описания не только школьной, но и университетской науки. Например, подготовка к экзаменам описана в романе так: «Студент шестидесятых годов, твердящий взубряжку, не хуже бурсака, университетские записки, может быть принят за карикатуру, но я должен оговориться, что так делали все, и я впоследствии, чтобы выдержать экзамен, заучивал слово в слово бессмысленный набор фраз юридической энциклопедии. Рассказывать своими словами мысли профессора Герца не было никакой возможности за полным отсутствием каких бы то ни было мыслей в его перечислениях и фразистых бесконечных периодах, где разные ученые термины, путаясь в бестолковой сумятице, производили невыразимую философскую чепуху».

К сожалению, тяжелые жизненные условия не дали развернуться таланту Кущевского, и «Негорев» остался его единственным крупным произведением. Судьба писателя складывалась похоже на других литераторов-разночинцев 60-х годов: проведя юность в провинции (в Барнауле и в Томске), он в середине 60-х перебирается в столицу, где оказывается вынужденным бедствовать и голодать. Как вспоминает писатель в автобиографическом рассказе «В Петербург!», вначале он занимался почти исключительно физическим трудом: «работал на патронном заводе, был котловщиком на чугунолитейном заводе, служил матросом на пароходе, торговал апельсинами, работал на бирже». Попав в больницу после падения в холодную воду, Кущевский познакомился там с журналистом, который посоветовал ему взяться за литературную деятельность. Начало было успешным: очерк Кущевского был принят в «Современнике». Однако впоследствии, поставленный в необходимость практически непрерывно писать, он вынужден в основном сотрудничать в газетах и не имеет возможности заниматься крупными произведениями.

Интересна история создания «Николая Негорева»: закончить роман Кущевскому удалось, только вновь оказавшись в больнице. Вот как вспоминал об этом сам писатель: «Увлекшись романом и бросив всякую другую работу, я остался без куска хлеба и, на мое счастье, попал в больницу. Здесь я продаю больничные порции, чтобы покупать свечи, сижу часто голодный и работаю, но работа продвигается вперед очень медленно и может скоро совсем затормозиться: вечера становятся темнее, сразу сгорает целая свеча, а чтобы купить ее, нужно отдать суп за три дня». К счастью, Кущевский сумел-таки закончить «Негорева», хотя ему и приходилось торопиться в своей работе.

«Негорев», опубликованный в 1871 году в журнале «Отечественные записки», имел определенный успех, но Кущевскому все-таки не удалось поправить свои денежные обстоятельства. В последние годы жизни ему приходилось отдавать все силы текущей газетной работе; он постоянно публикует фельетоны, рассказы и очерки, берется за новый роман «На службе Отечеству», но не успевает завершить его. Кущевский много пьет, заболевает водянкой и умирает в 1876 году, не дожив до 30 лет, в той самой больнице, где был написан «Негорев».

Дмитрий Никитин


Prev Next

3 октября - 26 декабря Занятия Школы гуманитария ПСТГУ для старшеклассников

Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...

12 октября – 7 декабря 2024 г. – Курс "Мир в зеркале культуры. Афины…

Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...

20 ноября 2024 — Всероссийская интеллектуальная командная игра для старшеклассников «Литературная планета» (Санкт-Петербург)

Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый  очно-заочный и второй...

20 ноября 2024 — Встреча «Как говорить с детьми о репрессиях» (Москва)

В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...

6 ноября 2024 — Старт курсов повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации…

Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...

27–31 октября 2024 г. — Семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места писателя»…

Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...

26–29 октября 2024 — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных педагогов…

26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...

20 октября 2024 — Дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» и презентация…

20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь