654363463463463460.jpg

Николай Успенский (двоюродный брат Глеба Успенского, также включенного в нашу подборку) — писатель, чья биография в какой-то степени даже интереснее его творчества. В литературу он вошел прежде всего как автор рассказов о крестьянах, написанных конце 1850-х - в начале 60-х годов, по поводу которого Чернышевский написал свою программную статью «Не начало ли перемены?».

Автор статьи подчеркивал, что если прежде «в повестях и очерках из народного быта и характеры, и обычаи, и понятия сильно идеализировались», то Успенский «пишет о народе правду без всяких прикрас». Успенский фактически был объявлен представителем нового литературного направления. Однако после громкого дебюта молодого писателя ждал целый ряд неудач и разочарований, связанных в первую очередь с его трудным характером. Он умудрился рассориться как с редакцией журнала «Современник», где помещал свои первые рассказы, так и впоследствии с целым рядом  литераторов, принявших участие в его судьбе. Последние свои годы он доживал в бедности.

Успенский родился в 1837 году в семье священника в Тульской губернии, учился в Тульской духовной семинарии, и затем, с 1856 года — в петербургской Медико-хирургической академии. Здесь уже проявился его конфликтный характер. Как отмечает Сергей Чупринин в своей статье «Разночинец», где превосходно описана биография писателя, «не проучившись в академии даже года, Успенский бросил ее, свой разрыв с мечтами о высшем образовании и докторской карьере ознаменовав вполне бурсацкой выходкой: препарируя руку трупа, он изрезал ее на куски, изломал выданные ему инструменты, разбросал их по палате -- и ушел. Куда ушел? Зачем? Почему? Были собраны на экстренное заседание профессора академии, и... святотатца изгнали из ее стен с позором».

После ухода из академии Успенский обратился к литературной деятельности и поначалу был принят с распростертыми объятиями в журнале «Современник», руководители которого высоко отзывались о начинающем писателе. В 1861 году он отправился за границу на средства, вырученные от издания книги его рассказов, однако по возвращении поссорился с редактором «Современника» Некрасовым из-за денежных разногласий. В своих воспоминаниях Успенский лаконично излагает суть этого конфликта: «Возвратившись в Петербург, я узнал из достоверного источника, что Некрасов напечатал мои рассказы в количестве 6000 экземпляров ценой по 1 рублю за каждый, а я ограничился поездкой за границу, которая стоила мне только 1000 рублей». Ссора приняла серьезный оборот и повлекла разрыв Успенского с журналом.

rgfgfdgdfgfdgfd2.jpg


Дальнейший жизненный путь литератора связан с целой серией скандалов, подчас имевших какую-то трагикомическую форму. Такова, например, история с попыткой Тургенева помочь начинающему писателю. Тургенев передал Успенскому участок земли в своем имении. Предполагалось, что Успенский сможет поселиться там, вести безбедное существование и заниматься литературой. Однако, по словам самого литератора, его «одолела скука». «Купив землю, я выстроил себе среди поля избенку и нанял караульного, который ходил ко мне ночевать... А была осень... Вокруг моей хижины бушевал порывистый ветер и завывали волки...», - вспоминал Успенский. В результате он решил продать землю, и Тургенев вынужден был сам выкупить участок у своего протеже.

После разрыва с «Современником» Успенский продолжал печататься в умеренно-либеральных журналах. В сущности, он не изменил своей прежней манере беспристрастного описания народной жизни, однако его новые произведения попали под огонь прежде дружественного «Современника», а затем со временем и вовсе перестали привлекать внимание критики.

В целом его творчество достаточно точно и емко охарактеризовал Павел Анненков: «Успенский поставил себе задачей изображение жизни не в подобранные, так сказать, ее минуты, не в чертах, глубоко скрытых на дне ее, а как она мечется в глаза сама собою. Его замечательная способность схватывать на лету каждое явление, со всеми мельчайшими подробностями, его спокойный юмор и откровенная веселость, без напряжения и усилий поддержать ее, тотчас же отличили выгодным образом его рассказы от других произведений в этом роде... Всего более нравилось в рассказах нашего автора отсутствие того мистического существа, которое являлось у прежних писателей под именем народа, стояло за всеми их комическими или безобразными лицами и как будто искупляло их нелепости и их преступления одним своим присутствием. В рассказах г. Успенского это таинственное существо было упразднено; народ разбился на множество отдельных личностей, более или менее пошлых, смешных и карикатурных: он сделался яснее и понятнее, и суждение о нем значительно облегчилось».

На закате своей литературной карьеры Успенский поместил в журнале «Развлечение» возмутившие современников воспоминания об известных русских писателях. В этих мемуарах, выдержанных в основном в ироническом тоне, правду трудно отличить от выдумки. Следует, кстати, признать, что истории Успенского написаны остроумно, живо и увлекательно, так что их можно рассматривать как своеобразный сборник анекдотов. Например, Некрасову Успенский приписывает следующий рассказ о начале его карьеры, когда поэт бедствовал и жил на квартире в нижнем этаже на Васильевском острове: «Лежа на полу на своей шинели, я сделался предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон. Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою, у которых я был учителем. Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил от своих сапог ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти».

В 80-х годах Успенский окончательно опускается, погружается в пьянство, голодает и бродяжничает. Один из известных эпизодов его биографии — путешествия с маленькой дочерью, гармошкой и чучелом крокодила, с которым писатель давал представления в трактирах, распевая частушки и произнося от его лица монологи. В конце концов, не выдержав жизни в нищете, Успенский зарезался.


Prev Next

19–21 апреля 2023 — ХХV Международные Апрельские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии…

С 19 по 21 апреля 2023 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся юбилейные ХХV Международные...

27 января – 24 марта 2023 — Курс Татьяны Касаткиной «Аналитико-синтетическое чтение произведений…

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, автор 9 монографий и многочисленных научных статей, редактор сборников работ российских и зарубежных ученых...

Январь–февраль 2023 – Конференция для учителей литературы "ММСО.Пушкин"

Январский стрим конференции “ММСО.Пушкин” состоится 31 января в 17:00 Мск и будет посвящён работе с эпическим родом литературы на уроках. В рамках рубрики...

2 февраля 2023 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Что такое литературный…

2 февраля (в четверг) в 18:10 по московскому времени в школе юного филолога НИУ ВШЭ состоится лекция «Что такое литературный...

Осень-зима 2022 года на “Могу писать”

Представляем подборку курсов, запланированных на первый семестр этого учебного года. Курсы адресованы тем, кто заинтересован в углублении своих знаний об анализе...

28 января 2022 г. — Филологический фестиваль Свято-Тихоновского университета

ПСТГУ приглашает всех желающих, от школьников и студентов до "взрослых" словесников на красочный фестиваль филологии! 

25 января - 29 марта 2023 – Пятый методический онлайн-марафон – 2023

Уважаемые коллеги! “Умная методика” приглашает учителей русского языка и литературы на Пятый методический онлайн-марафон – 2023! Марафон стартует 25 января и...

27 декабря 2022 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Восточнославянская мифология…

27 декабря в 18:10 (по московскому времени), на заключительной в этом календарном году лекции, слушатели Школы юного филолога узнают ответы...

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь