3298579823698569283659.jpg

Григорий Недетовский – писатель, псевдоним которого О.Забытый (то есть отец Забытый) оказался «пророческим».

Такие авторы, как, например, Писемский, Глеб и Николай Успенские, Помяловский, Решетников хотя и не пользуются сегодня популярностью у широкого круга читателей, но все же прочно заняли определенную нишу в истории русской литературы; Недетовский же находится на периферии интересов даже узкой профессиональной аудитории.

Работал он преимущественно в 1870-80 годах, в том числе печатался в журнале "Отечественные записки" в период, когда его редактировал Салтыков-Щедрин. Мне удалось ознакомиться далеко не со всем творчеством Недетовского – найти его тексты достаточно сложно. Издано было всего несколько небольших сборников этого писателя, в интернете можно найти подборку рассказов, половина из которых – в дореволюционной орфографии. Ключевое же произведение, повесть «Миражи», мне удалось прочитать только благодаря публицисту Ивану Смеху, который отыскал ее в интернет-архиве журнала «Отечественные записки» за 1881 год (в книжном виде опубликован только небольшой фрагмент повести).

Недетовский происходил из семьи священника, по профессии был преподавателем русского языка и словесности. В рассказах его в основном изображается жизнь духовенства; сюжеты их незатейливы, подчас они напоминают даже просто бытовые зарисовки – однако остаются при этом живыми и колоритными. Написаны рассказы в ироническом ключе, Недетовского принято считать «обличителем нравов» духовенства – однако в действительности его ирония скорее не злая, а добродушная.

Повесть «Миражи» посвящена судьбе Николая Рокова, который заканчивает академию (высшее учебное заведение в духовной сфере), становится педагогом в семинарии, затем женится и делается священником. В ней разбирается одна из ключевых в работах Недетовского тем – оправдания человеческой слабости, и писатель показывает себя в этом вопросе человеком гуманным и снисходительным. «Миражи» – наиболее интересное произведение Недетовского, и на нем стоит остановиться подробнее.

Вся повесть фактически описывает череду отступлений Рокова перед обстоятельствами, его решения сводятся в лучшем случае к компромиссу, а зачастую и вовсе представляют собой капитуляцию перед окружающим его злом; в результате Роков сам становится заложником этих обстоятельств, загоняет себя в необычную «жизненную ловушку». Недетовский при этом, подробно описывая и анализируя каждый шаг Рокова, не осуждает его, а напротив, относится к нему с симпатией и участием, подчеркивает, что несмотря на свою слабость Роков остается честным человеком.

Лучший фрагмент "Миражей", который и был опубликован в книге – приезд Рокова в семинарию, куда он устраивается преподавателем церковной истории. При приезде Рокова оказывается, что свободной кафедры по его предмету нет; ректор семинарии при этом предлагает ему временно преподавать словесность и латинский язык, а на возражения и опасения Рокова отвечает фразой, которая могла бы стать буквально афоризмом: «Человек с высшим образованием ничем не должен затрудняться. Он должен знать все».

Далее открывается целый ряд эпизодов, в которых Роков вынужден идти на уступки и покоряться обстоятельствам. Так, ему не удается устроить литературные вечера для школьников из-за запрета ректора, не получается спасти от исключения ученика, отсутствовавшего до 10 часов вечера и вернувшегося в общежитие пьяным. После ряда его поражений в семинарии в городе, где живет Роков, открывается вакантное место священника. Он не хочет становиться священником, но вновь не выдерживает характера и поддается уговорам жены и ее отца.

Это решение Рокова уже подводит к трагической развязке повести. Принимая его, он не думает о возможности для православных священников жениться только один раз. Однако ему приходится вспомнить об этом, когда спустя два года его жена неожиданно умирает от лихорадки. Роков оказывается фактически осужден на безбрачие. Это угнетает и мучает его; особенной остроты его страдания достигают из-за общения с молодой вдовой, которая явно к нему расположена и к которой его тянет «неудержимая сила». Его вызывают к архиерею из-за толков о связи его со вдовой, и Рокову приходится дать «святое слово», что он оставит всякое общение с этой женщиной. Его страдания становятся невыносимыми; прочитав в газете о самоубийстве священника, который «не вынес безвыходного положения своего вдовства», Роков решает последовать его примеру.

Недетовский в «Миражах» сумел талантливо представить целую человеческую жизнь, описав ключевые моменты развития своего героя. Кроме того, несмотря на некоторую отрывочность и незавершенность образов второстепенных персонажей, Недетовский продемонстрировал недюжинное мастерство в построении композиции; он дал в Рокове яркий, цельный характер, сумев показать внутреннюю логику его развития и скрытые «пружины», приведшие его к трагическому финалу. В целом, на мой взгляд, Недетовский может быть смело причислен ко «второму ряду» русских писателей, идущих вслед за классиками, и «Миражи» заслуживают того, чтобы обязательно быть изданными целиком.

Текст: Дмитрий Никитин


Prev Next

1–7 августа 2021 г. — Междисциплинарный семинар для учителей гуманитарного цикла в Пушкинских Горах

Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект» приглашает учителей, школьников и их родителей на недельный семинар в Пушкинских горах. В программе — лекции и круглые столы по истории русской...

15 января – 26 мая 2021 - Курсы для преподавателей русского языка и…

Сайт  «Могу писать» начинает новый сезон. Представляем подборку курсов, запланированных на второй семестр этого учебного года. Возможно, появятся новые курсы...

1 февраля – 17 мая 2021 - Бесплатная подготовка к ЕГЭ-сочинению на сайте…

На сайте «Могу писать» стартует ставший традиционным бесплатный курс подготовки к ЕГЭ-сочинению по русскому языку. Этот курс проводится на сайте...

22–29 апреля 2021 – Вебинары по работе с трудным поведением детей и подростков

Гильдия словесников запускает цикл вебинаров "Как помочь ученику, которому трудно". На апрель и май запланированы встречи о трудном поведении детей...

27–29 апреля 2021 г. — Вебинар повышения квалификации «Инновационные методики преподавания русской литературы в школе»

Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект» приглашает принять участие в онлайн-семинаре для учителей-словесников «Инновационные методики преподавания русской литературы в школе». В программе — лекции о произведениях и авторах из школьной...

С 28 апреля 2021 г. — Цикл онлайн-семинаров «Пушкин и его эпоха» Пушкинского дома (Институт…

Весной 2021 года Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом) открывает цикл онлайн-семинаров «Пушкин и его эпоха». Курс посвящён обсуждению наиболее интересных...

27 апреля 2021 г. — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Как и зачем в…

27 апреля в Школе юного филолога НИУ ВШЭ пройдёт занятие на тему “Как и зачем в XXI веке переводят Катулла?”. Героем лекции...

20–22 апреля 2021 г. – XIII чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI…

20-22 апреля 2021 года в городе Старая Русса (Новгородская область) в Музее романа «Братья Карамазовы» (Набережная Достоевского, 8) пройдут ХХIII...

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь