С.В. Волков спросил учителей русского языка и литературы и других участников группы в фейсбуке «Методическая копилка словесников», каких современных детских и подростковых писателей они считают лучшими.
Мы уже публиковали топ-5 детских поэтов по мнению участников опроса. Сегодня очередь прозаиков.
2009 — «Правдивая история Деда Мороза»
2012 — «Я хочу в школу!»
2013 — «Типа смотри короче»
2014 — «Охота на Василиска»
2016 — «Пока я на краю»
2018 — «Сиамцы»
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — писатели, чьи книги обращены в основном к подросткам. «Время всегда хорошее», «Типа смотри короче», «Я хочу в школу», «Гимназия №13», «Москвест» читают даже самые нечитающие дети, при этом и читающие проглатывают с удовольствием. Потому что это хорошие книги о сегодняшней жизни, современной школе, о той реальности, проблемах и радостях, которые знакомы всем и каждому. (Дарья Рудановская)
Таня посмотрела в сторону Кислицыной и представила, как в один прекрасный момент к ним в класс придет классная и срывающимся голосом объявит, что Милки больше нет. И как все оцепенеют и заплачут. И что будет с её местом в классе? Неужели на него кто-нибудь осмелится сесть? <…>
Таня, подчиняясь неясному порыву, схватила телефон и написала сообщение: «Мила, приходи ко мне в гости после школы!». («Типа смотри короче»)
2010 — «Манюня»
2012 — «Семён Андреич. Летопись в каракулях»
2014 — «Великан, который мечтал играть на скрипке»
Наринэ Абгарян — один из самых ярких русскоязычных прозаиков 2000-х. Она прославилась прежде всего как автор трилогии «Манюня» — книгах о счастливом детстве и приключениях двух одиннадцатилетних девочек. Эти произведения наполнены уютной теплотой, юмором и ностальгией по светлому прошлому. Они одинаково полюбились взрослым и детям. (Святослав Антонов)
Недели через две нашей тесной дружбы я пригласила Маню домой — знакомиться с моей семьёй.
Маня замялась.
– Понимаешь, — потупилась она виновато, — у меня Ба.
– Кто? — переспросила я.
– Ну Ба, баба Роза.
– И что? — Мне было непонятно, к чему Маня клонит. — У меня тоже бабушки — Тата и Настя.
– Так у тебя бабушки, а у меня Ба, — Маня посмотрела на меня с укоризной. – У Ба не забалуешь! («Манюня»)
1965 — «Оруженосец Кашка»
1966 — «Валькины друзья и паруса»
1970 — «Тень Каравеллы»
1971 — «Алые перья стрел»
1975 — «Мальчик со шпагой»
1978 — «Колыбельная для брата»
1981 — «Журавлёнок и молнии»
1983 — «Голубятня на жёлтой поляне»
1987 — «Острова и капитаны»
1991 — «В глубине Великого Кристалла»
Крапивин и сегодня — один из самых спорных писателей. Кто-то видит в нём моралиста и педагога, а кто-то — ниспровергателя педагогики. Одни ценят в нём подвижника русской военно-морской истории, другие — пацифиста и антимилитариста. Кто-то любит Крапивина-фантаста, но не понимает Крапивина-бытописателя послевоенного детства... Вокруг большого писателя всегда своя мифология. (Дмитрий Шеваров)
Я придвинул каравеллу к лампе, нацелив бушприт на мыс Доброй Надежды. Тень нашей каравеллы темной бабочкой легла на Индийский океан... <…>
Там, где ляжет Тень Каравеллы, будут трудные дороги, соль разъест на ладонях кожу, морозы сожгут лицо, солнце обуглит плечи. Тысячи загадок лишат человека покоя и сна. Но не будет там в жизни уныния и ленивой скуки. («Тень Каравеллы»)
2011 — «Семь невысоких гномов»
2013 — «Скрипка неизвестного мастера»
2014 — «Около музыки»
2015 — «Вилли»
2016 — «Я не тормоз»
2017 — «Вивальди. Времена года»
2018 — «Тео — театральный капитан», «День числа Пи»
Сквозная тема книг Нины Сергеевны — музыка. Писательница также часто рассказывает об одиночестве и размышляет о природе дружбы: после публикации «Скрипки неизвестного мастера» она получила много отзывов от маленьких читателей, которые писали, что им бы тоже хотелось иметь друга. Дашевская считает, что сейчас дети сильно загружены дополнительными занятиями, не имея возможности просто погулять и поговорить друг с другом (ЛитРес)
«Внизу, в городе, по пустынному пляжу шли двое.
— Послушай, — сказала вдруг она. — Остановись и послушай. Будто пианино играет. Там, на горе. Слышишь?
— Что ты, — засмеялся он, — откуда здесь пианино! Это телевизор, или радио работает где-то. Тебе показалось.
— Нет, не радио… Пианино, живое, я слышу. И море какое тихое сегодня, смотри…» («Дом над морем»)
2009 — «Дом, в котором…»
2014 — «Сказка про собаку, которая умела летать»
2015 ― «Два рассказа»
Мариам Петросян рассказала читателям, что в их жизни есть волшебство. Нет, она не придумала очередного "Гарри Поттера", а создала абсолютно новую и в то же время всем знакомую вселенную, где есть Дом - наш привычный мир - и Лес как параллельное сказочное пространство (Константин Мильчин)
Мальчики, не верьте, что в раю нет деревьев и шишек. Не верьте, что там одни облака. Верьте мне, ведь я Старая Птица, и молочные зубы сменила давно, так давно, что уже и не помню их запах. Мысленно с вами всегда, Ваш Папа Стервятник («Дом, в котором…»)
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в три тура — один очно-заочный и два...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.