«Как ты можешь забыть, что было в книжке? – искренне удивляется N. – Когда я была в твоем возрасте, моей любимой книгой был «Робинзон Крузо». И я, когда читала, я вся была там: рубила дрова, ела, мерзла, гребла, строила хижину. Я жила в книге! А ты говоришь, что прочитал и забыл! Как это вообще возможно?!»
Действительно, есть такая проблема: ребенок честно читает, строчку за строчкой, но, закрыв книгу, так же искренне не может вспомнить, о чем читал.
Я видела, как детей заставляют есть, когда они не хотят, и как – делать уроки. Как убеждают выйти из дома в выходной и пойти с родителями в музей. Как стучат по мозгам своим мелким родительским молоточком, чтобы в жаркий летний день усадить ребенка за упражнения по английскому. Но чаще всего я видела, как заставляют читать.
Почему-то именно чтение стало камнем преткновения в очередной серии блокбастера о противостоянии поколений. На знаменах отцов начертано: «Они не читают!» и «Ребенок должен дружить с книгой!». «Только не читать!» – на заменах детей.
При этом и библиотеки не пустуют, и детские издательства не простаивают. На фестивалях и книжных ярмарках у стендов с детскими книжками всегда аншлаг. Тогда почему же родители вновь и вновь поднимают свои знамена?
Я думаю, от обиды. Раньше в глагол читать входили очень многие ценности: и эрудиция, и образование, и культура, и «быть интересным человеком». Это поддерживалось как снизу, так и сверху, на этом строились многие педагогические приемы – школьные и семейные. Потом изменились ценности – даже не изменились, а просто перестали распространяться на все общество, став частным делом, и изменилась школа – то самое «сверху», которое когда-то так помогало родителям правильно ориентировать ребенка.
У педагогических приемов своя скорость изменения, они часто не успевают перестроиться. Ценности изменились – приемы остались. А между ними оказались дети без потребности в чтении книг и родители с потребностью в детском чтении. Последние хотят быть уверенными в том, что все будет хорошо – как в любимых книгах. И потому доверяют книгам воспитание детей. А дети не хотят воспитываться таким образом. Ну, не производит на них впечатление книга сама по себе! И родителям это очень обидно.
Но если родители сами читают, если дома говорят о книгах, это становится общей территорией. Тогда и дети наверняка будут читать. Безо всяких знамен. Не думая, что они делают что-то важное и серьезное. Просто по любви.
Иногда удивительные истории начинаются с того, что человек встречает на улице волшебника.
Вот и Тимофею с Егором, совсем не друзьям, одинаково не посчастливилось: странно одетый человек просит Тимофея нарисовать пейзаж. А Егор – так, мимо проходил. Пейзаж нарисован и одобрен незнакомцем. Но странное дело: стоило только Тимофею поставить подпись под рисунком, как все трое – художник, волшебник доктор Туреску и случайно проходивший мимо Егор переносятся прямо внутрь нарисованного пейзажа, в далекий мир, куда не ходят ни автобусы, ни поезда.
И все у них плохо, очень плохо, пока на пороге не появилась исседонка Рата. Жительница Исседонии, если так понятнее.
С этого-то и начинаются головокружительные приключения, в которых особую роль играют краски, а исход многих сложных ситуаций зависит от живописного мастерства Тимофея и смелости Егора. Им предстоит многое исправить и наладить, кое-кого спасти, кое с кем побороться. Но главное – им, таким разным, предстоит подружиться. И вернуться в тот самый день, из которого они выпали в реальность доктора Туреску – 4 ноября, когда Егору впервые в жизни поставили четверку по физкультуре.
Приключения, которые так быстро проносятся и так стремительно меняют свою траекторию, что читателю приходится самому с головой уходить в книгу, как в параллельную реальность.
– Интересно получается, – хмыкнул Егор. – Сначала он говорит: «просьба» … А теперь слышал? «Задание»! Он тебя что? Нанял, что ли?
– Нет, – отмахнулся Тима и сел за стол, разложив перед собой краски и альбомы. – Не мешай мне.
– Даже окон нет, – Егор провел пальцами по шершавой серой стене. – Как ты думаешь, где мы?
– Не знаю. Он же сказал, что мы у него в гостях. Значит, мы дома у доктора, – не отрывая глаз от листа, на котором уже появились дымчатые стены и пестрый пол, ответил Тимофей.
Это даже не разбор по составу, это рассказ об эволюции. О том, как все началось, когда первобытный человек создал звучащий инструмент – флейту. И о том, как все изменилось, когда средневековый монах изобрел ноты. И о том, во что все это превратилось и как работает.
Чем медные духовые отличаются от деревянных? Какой инструмент называют самым струнным из неструнных? Как переводится слово «горн» и как это связано с назначением инструмента? Правда ли, что дирижер, стоя спиной к публике, просто танцует перед оркестром? На каком инструменте нужно научиться играть, чтобы напугать кого-нибудь ночью?
Самое главное – в книге не только изложены факты из истории оркестра. У авторов книги получился по-настоящему зримый рассказ. Оркестр можно не только изучить, его можно рассмотреть с разных сторон, в мельчайших деталях – буквально потрогать руками.
Историю развития одного из самых сложных рукотворных организмов – появление инструментов и музыкальные события – можно проследить на нескольких диаграммах в конце книги. Это в качестве закрепления материала. А в качестве практического занятия читатели смогут дать самим себе ответ на вопрос: кого же все-таки мы называем обитателями оркестра?
Все знают гиппогрифа — существо, которое является помесью льва, орла и коня. Кто-то из счастливчиков прочёл о нём у древнегреческого писателя Лукиана, другие познакомились с ним в книгах о Гарри Поттере.
Вот такой музыкальный гиппогриф вышел в 1840 году из мастерской музыкального изобретателя Адольфа Сакса. Сакс создал инструмент, в котором он соединил мундштук от кларнета, только что созданную уже известным вам Теобальдом Бёмом новейшую систему клапанов для флейты, аппликатуру для гобоя и заменил деревянный корпус на металлический.
Книга, которая рассказывает – обходясь при этом без текста в его строгом понимании – о том, насколько разнообразен мир вокруг нас. Буквально вижу, как Марк Мартин брался за каждую новую страницу своего труда, как населял белый лист МНОГОчисленными живыми существами, шумящими и гремящими машинами, видами одинаково непроходимых городов и джунглей, летящими попугаями, бьющими фонтанами, китовыми хвостами, разноцветными рынками. Мир для него – удивительная смесь ВСЕГО, и всего в нем – МНОГО.
Каждый разворот посвящен определенному уголку планеты. Из Нью-Йорка, «бурлящей смеси народов и культур», «города, который никогда не спит», мы переносимся в Токио, где нас встретят «толпы очень занятых людей и МНОЖЕСТВО торговых автоматов», затем в австралийский Алис-Спрингс, «край безбрежных лазурных небес и обширных красных пустынь», оттуда – в Рейкьявик, «родину МНОЖЕСТВА чудес природы и странных соусов». А там и до Москвы рукой подать – до «города миллиардеров, борща и бабушек», где соборы похожи на пирожные, собаки ездят на поездах, а в метро тянутся к свету самые длинные эскалаторы в мире.
В какой части мира можно увидеть, как с жутким гвалтом летают туда-сюда стаи волнистых попугайчиков? В каком городе можно поторговаться на рынке золотых рыбок? Где находится самый оживленный перекресток на свете? И где растет Ходячая пальма? Нам не объясняют мир – что откуда произошло и почему так называется, но показывают его в щедром МНОГОобразии.
И вот к какому выводу приходит автор: где бы вы ни оказались, в какую бы пустыню – песчаную или ледяную – вас ни забросила судьба, в ней все равно будет очень МНОГО всего. И это МНОЖЕСТВО настолько прекрасно, что он него захватывает дух.
Сколько интересного можно обнаружить в путешествиях по городам и лесам, пустыням и океанам! Всё, что для этого нужно, – хороший гид и немного любопытства…
Наталья Вишнякова
Мастерские творческого письма (Creative Writing School, CWS) открывают писательскую программу «Год большого романа». Курс подойдёт тем, кто вынашивает идею романа...
Ученики 9–11 классов, интересующиеся литературой, историей или английским языком, приглашаются на смену «Наполеоновское погружение» в подмосковный детский лагерь «Искраград», где...
8–10 апреля 2025 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся ХХVII Международные чтения, посвященные произведениям...
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
19 января 2025 года в 16:00 состоится лекция с презентацией книги «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...