Филипп Дзядко: ««Арзамас» – это то, что всегда на стороне человека». Филипп Викторович Дзядко – журналист, главный редактор образовательного интернет-проекта «Арзамас», кандидат филологических наук.
— Филипп, расскажите для начала немного о себе.
— Я учился на классическом отделении РГГУ, пытался выучить древнегреческий и латынь и бегал «налево» – в начало XIX века, занимался поэтом Алексеем Мерзляковым, поэтами пушкинской поры. Параллельно было необходимо зарабатывать деньги, и я стал писать в разные журналы. И однажды, сидя в архиве, читая переписку Мерзлякова и Жуковского, я вдруг понял, что думаю не о том, что именно Мерзляков пишет товарищам в 1803-м году, а о том, что сейчас происходит в новостных лентах. Исследователь литературы во мне стал проигрывать журналисту. Я работал куратором книжных серий, преподавателем латыни, ведущим на радио, вел уроки литературы для учащихся интернатов, вел программу на телеканале «Дождь», а через неделю после защиты диссертации о рецепции античной культуры в русском XIX веке стал главным редактором журнала «Большой город» и наукой уже почти не занимался. А пять лет спустя обнаружил себя на диване, уже уволившимся отовсюду и вяло размышляющим, чем бы заняться. Приходящие в голову идеи я записывал в столбик – и получалось, что все они так или иначе связаны с исторической памятью, либо с частной, либо с общей. Я стал думать, что же мне делать с этими фантомными болями, как совместить любовь к истории и к журналистике. Тогда я повстречал человека, который хотел (и хочет) заниматься просвещением и образованием в России, – Анастасию Чухрай, и вот потихоньку, из разных разговоров с ней стало появляться то, что потом стало «Арзамасом».
— Почему вы назвали свой проект именно так?
— У нас несколько объяснений. Прежде всего, так называлось, наверное, самое прекрасное общество в истории России – литературное объединение начала XIX века, куда входили всеми нами любимые герои: братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский. Молодой Пушкин успел там потусоваться. И хотя это общество просуществовало недолго, оно оказало невероятное влияние на развитие всей русской культуры. То, что мне в нашей культуре больше всего нравится, есть в «Арзамасе»: лёгкое, свободное, дружеское, ориентированное на Европу. На мой взгляд, в любом деле, особенно в медиа, главное – это интонация. Вот та интонация, что была в «Арзамасе», очень ценна, как и присущее им противостояние всему официальному, неживому, серьёзному без причины. Я совершенно не претендую на то, что мы хотя бы в малой степени можем ту интонацию повторить, но нам кажется важным помнить и об этом обществе, и о тех ценностях, которые оно олицетворяло.
Есть ещё одно, наверное, самое важное для меня объяснение: Арзамас – название небольшого российского города, в котором сходится многое из того, что я люблю в нашей стране. Хочется разговаривать со страной, а не с Москвой, как это часто происходит. И мы ищем своего читателя именно в регионах. И наконец: в слове «Арзамас» есть буквы «р», «з», «а», это очень красивые буквы – и звуки тоже, произносить это слово – чистое удовольствие.
— Мне очень импонирует ваш подход – именно так мы живём в «Литературе», так собираемся обустроить новую Гильдию словесников. Свободное сообщество симпатичных друг другу людей, которые заботятся о смыслах и интонации, которые ценят живую жизнь. Есть много учителей-словесников, которые задыхаются в атмосфере официоза, зверино-серьёзного подхода к литературе и хотят, чтобы ученики, читая книги, получали и удовольствие тоже. Нас за слово «удовольствие» ругают новые «беседчики». Кстати, «Беседа» XIX века была создана раньше «Арзамаса», «Арзамас» стал реакцией на неё, таким противоядием. А вы против какого яда?
— Здесь нужно ещё в скобках заметить: члены «Арзамаса» умели язвить над самими собой. Это очень ценное качество – на самого себя смотреть с иронией. Вы совершенно правы, говоря, что тот «Арзамас» начался с противостояния. Но мне бы хотелось, чтобы мы были не против чего-то, а старались бы утверждать какие-то вполне очевидные, любому адекватному человеку понятные и милые ценности.
— Но если вам приходится утверждать очевидные, понятные вещи, это значит, что вообще-то вокруг творится нечто недолжное…
— Конечно, мы все находимся внутри катастрофы – этической, наверное, прежде всего. Вообще понятие нормы уже давно, не первый год, в нашей стране смещено, и всякий раз приходится говорить: «Слушайте, этого не может быть, это абсурд». Когда мы обсуждали темы нашего «Арзамаса», то всерьёз думали о том, а не стоит ли напоминать, что, скажем, мыть руки перед едой это хорошо или что бить ребёнка – это плохо. Или – школа это не институт насилия, а литература создается не для того, чтобы воспринимать её как послание генсека, заучивать из-под палки, а для того, чтобы люди думали, радовались, переживали, узнавали что-то. Мы живём в стране, которая на стороне государства. А «Арзамас» – на стороне человека. Да здравствуют маленькое, частное, хрупкое – это и есть культура, именно она объединяет людей. Мне очень важно, что наши курсы бесплатны, они доступны каждому. Я уверен, что они могут заинтересовать любого: литература, история, искусство – это для всех, это одновременно способ развлечься и научиться. И если есть какой-то способ с катастрофой сражаться, оркам противостоять, то это, простите за патетику – учить и учиться. Это не ради красного словца: что ещё может связать огромную несчастную страну, если не живая культура? Хочется быть рядом с её связными – с учеными, учителями, теми, кто ежедневно, несмотря ни на что, налаживает связи между разными группами и поколениями.
— Расскажите про суть вашего проекта, вашей идеи.
— Первая задача была верифицировать гуманитарное знание, сказать, что литература, искусство, история – это не сборник баек, случайных впечатлений, а наука, то, в чём можно и нужно разбираться. Расхожее мнение «я все про историю знаю, я и сам историк, у меня у самого есть вот столько историй», – это мнение ошибочное и очень вредное. Общество, которое ничего не читает, но считает, что одинаково хорошо разбирается в политике Сталина и во взглядах Льва Толстого заблуждается. Большая часть представлений почерпнута из СМИ, которые совершенно не заботятся о том, чтобы сообщать научно выверенную информацию. Мало кому придёт в голову утверждать, что он лучше всех знает, как устроено ядро Земли – как-то уже научились понимать, что для этого нужно быть специалистом. А в случае с историей, например, репрессий или войн – все знатоки. Так нельзя относиться к гуманитарному знанию.
Вторая вещь – интонация. Многим не повезло, им попались скучные учителя. И у человека в результате остаётся набор не согретых никаким чувством знаний. Вспоминая школу, он вспоминает запах сосисок из столовки, темное декабрьское утро, когда хочется спать, а тебя пичкают ненужными сведениями, скуку зубрёжки. Это всё не способствует желанию людей заниматься гуманитарными науками. С учебниками тоже у нас не всегда всё хорошо, много вялого, неживого. Вместе с тем все, кто любит эту область знаний, прекрасно понимают, что нет ничего на свете интереснее, чем история или литература. И нужно находить способы это объяснять всем на свете. По сути дела, мы занимаемся переупаковкой знакомых всем сведений. То, что содержится в школьных учебниках, можно рассказывать миллионами разных способов, так, чтобы самому ленивому и нелюбопытному человеку было интересно засунуть свой нос дальше нас.
Вообще мы создаём «входные билеты» в знание. Мы записываем курсы выдающихся учёных – так, чтобы их захотели увидеть все желающие, прежде всего те, кто не имеет возможности услышать наших лекторов вживую – люди из регионов или других стран. Кому-то это поможет в подготовке к экзаменам, даст темы в разговоре с друзьями, поможет в выборе профессии или в рефлексии о судьбах родины – как угодно. Гуманитарное знание ведёт к свободе, в конечном итоге.
— Как все эти идеи воплощаются конкретно? Вот заходим мы на сайт «Арзамаса» – и что там?
— … И вы находите несколько десятков курсов на самые разные темы. Каждые две недели появляется новый курс, как будто открывается новая аудитория в академии. Курс – это несколько коротких видеолекций и вспомогательные материалы к ним. Курсы посвящены очень разным темам: история живописи, средневековая Европа, Древняя Русь... Вот «Мифология Южной Америки» Юрия Берёзкина, величайшего антрополога нашего времени, рассказывающего об удивительной, незнакомой нам культуре – как репортаж с другой планеты, а вот курс блестящего филолога Константина Поливанова о «Докторе Живаго», об эпохе, которой посвящён роман, о том, как его читать, о Нобелевке Пастернака… И так каждую неделю вы получаете новый, совершенно неожиданный кусок знания.
— Вы одинаково структурируете каждый свой выпуск, есть у вас матрица? Или она тоже меняется каждую неделю?
— У нас довольно строгая структура: курс это набор из нескольких видеолекций, прочитанных учёными, и вспомогательные материалы в разных жанрах. Эти лекции совсем короткие, 15-20 минут каждая. Мы их называем «эпизоды», потому что они складываются в один образовательный сериал: вернувшись из школы или с работы, вы можете включить сериал о страданиях какого-нибудь гоблина с телеканала НТВ, а можете включить «Арзамас» – сериалы о приключениях Жанны Д’Арк, завоеваниях Суворова или восстании декабристов. А рядом с этими лекциями – разнообразные материалы, которые помогут лучше узнать тему или эпоху, о которой идёт речь – образовательные игры и тесты, шпаргалки по истории авангарда и путеводители по Древнему Новгороду… Их для нас пишут профессиональные историки и литературоведы.
Мой любимый проект «Арзамаса» мы назвали «Идеальный телевизор». Это довольно наглая история. В интернете есть огромное количество замечательных видео-материалов, которые так или иначе относятся к гуманитарным знаниям. Мы решили пофантазировать и придумать, как бы выглядел на телевидении идеальный канал. Всё, что лежит в открытом доступе, мы нашли, собрали и классифицировали: там и Виктор Астафьев о войне, и Бродский о поэзии, и Лотман, и Высоцкий, и Лихачёв… Теперь у нас всех есть действительно идеальный телевизор!
— Скажите, у вас никогда не возникало ощущения бессмысленности и ненужности всего, что вы делаете? Обратная связь у проекта есть? Она силы даёт?
— Я вообще склонен к тому, чтобы периодически задаваться вопросом: зачем я этим занимаюсь? Честно говоря, гуманитарным наукам я очень обязан – это довольно удобный способ для выведения себя из состояния одиночества или отчаяния. Лучшего рецепта, чем открыть «Фигаро» или бутылку шампанского, по-прежнему никто не изобрёл. И в этом я вижу, наверное, основной смысл «Арзамаса», потому что мы всё время предлагаем всем разного «Фигаро» и разные способы открытия этого «Фигаро». А мне остается шампанское (смеётся). Самое важное сейчас в медиа — борьба за внимание аудитории. Убеждать, что надо смотреть именно нас, с каждым днем все сложнее. Очень сложно нащупать баланс между тем, чтобы быть доступными, и тем, чтобы не терять в качестве. Вот один из важных для меня вопросов: можно ли говорить с читателем на «ты»? Мне кажется, что категорические нет. Представьте, что я прихожу в чужой дом и начинаю там тыкать. С другой стороны, если посмотреть цифры популярных проектов, там все разговаривают на «ты». Ну, реклама устроена так, что она рассчитана на массовую аудиторию, она разговаривает с человеком на «ты». Вообще культура какого-то панибратства, она повсеместна. Если вы хотите делать популярный проект, то возникает вопрос: а где граница, которую вы не готовы перейти?
— Вы их как-то для себя оговаривали, эти границы? Есть то, что Вы себе не позволяете? Как, например, не свалиться в пустопорожнюю развлекательность в ущерб смыслу?
— Наверное, всё время надо помнить, что и зачем ты рассказываешь, не мешает ли форма содержанию, не делаешь ли ты шутку ради шутки. Но если вам не нравится, что мы, скажем, о династии Романовых рассказываем через игру «Мемори», то рядом мы показываем лекцию Льва Лурье о Петрограде перед революцией – он говорит на ту же тему, но иначе. И кстати говоря, это едва ли не главный наш хит. То есть мы стараемся сделать материалы, которые будут удобны самым разным людям.
— А сколько пользователей вас смотрит?
— С среднем 450 тысяч человек в месяц, это число растёт. Очень вдохновляющая штука – письма читателей, из них становится понятно, что людям нужен живой разговор о литературе и искусстве. Мы получаем много писем от учителей, которые говорят, что с нашей помощью им удобно вести занятия. И зная, в каких обстоятельствах часто существует учитель сегодня, в бесконечной бюрократизации, бессмысленных проверках, низких зарплатах, я понимаю, что самое классное, если эта вещь может быть полезной для них.
— А кстати, чем ваш проект может быть полезен для учителей?
— Я думаю и отдельными курсами, и подходом как таковым. Например, полезен курс «Русская литература XX века»: в нём о каждом писателе рассказывает учёный, который занимается его творчеством. Специалист выбирает хрестоматийное или характерное для этого автора произведение, даёт ключи к нему, помогает его понять. Ещё советую посмотреть наш специальный курс для школьников – «Русская классика. Начало», он о русской литературе XIX века, лекции читают замечательные, известные на всю страну учителя-словесники – рассказы по 10 минут!
А ещё из того, что мне пишут сами учителя, следует две вещи. Во-первых, мы стараемся придумать такие формы для подачи информации, которые удобно осваивать самому ленивому ученику. Ему интересно это читать: это модно выглядит и современно сделано. Это те же самые знания, которые он и так должен получать, но только иначе поданные. Во-вторых, эта вещь хороша для дополнительного образования. Не всегда на уроке хватает времени, чтобы рассказать что-то специально интересное, какое-то ответвление от той или иной темы. И многие учителя говорят своим ученикам: посмотрите «Арзамас».
Ну и наконец – мы просто с учителями заодно – и за одно: за интересный рассказ о самом важном и интересном.
— Хотя кажется, что «Арзамас» был всегда, но правильно ли я понимаю, что вам на самом деле всего год?
— Мы открылись 29 января 2015 года. Так что сейчас у нас важная дата. И много, очень много планов и надежд. Будем осуществлять их вместе.
Беседовал
Сергей Волков
© Фото с сайта: Всероссийская олимпиада школьников
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...