13265612896589612985691265896125.jpg

Мобильное приложение «Живые страницы» для телефонов и планшетов на платформе Android объединяет гуманитарное знание и цифровые технологии.

«Живые страницы» – совместный проект лингвистов группы Tolstoy Digital, компании Samsung Electronics и школы лингвистики НИУ «Высшая Школа Экономики». Куратор проекта – Фекла Толстая.

gp.png

Методические рекомендации по использованию мобильного приложения «Живые страницы» для чтения романа «Война и мир» со школьниками

С. В. Фёдоров – к.п.н., заведующий кафедрой филологического образования СПбАППО

А. А. Скулачёв – учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников, член ЦПМК ВсОШ по литературе

Чтение романа «Война и мир» на уроках литературы с помощью системы навигации, встроенной в приложение «Живые страницы», заметно облегчает работу учителя и учащихся на уроке. Поиск необходимых эпизодов и цитат может осуществляться по нескольким направлениям:

  • краткое изложение содержания отдельных глав (аналоги есть в большинстве печатных изданий романа-эпопеи, при этом в приложении размечены цветом эпизоды мирные и военные, что дает представление о соотношении этих двух частей текста и возможность легче ориентироваться);

2020-05-0515.53.17.png

  • поиск по ленте времени (позволяет отчетливо представить ход изображенных в романе событий, их логику и последовательность, навигация по ленте времени заметно облегчает ориентацию в тексте романа и дает понимание, какие события романа имеют исторические соответствия, а какие есть художественный вымысел);
  • по судьбам героев (этот способ поиска показывает, кто из героев участвует в том или ином событии и в каких эпизодах пересекаются судьбы двух выбранных героев – такого рода навигацию невозможно представить в печатном издании);
  • по самостоятельно расставленным электронным закладкам (этот способ навигации по тексту позволяет учащимся самостоятельно систематизировать свои читательские впечатления и выстраивать свою логику осмысления романа и выполнения домашних заданий по тексту).
  • по конкретным героям, их портретным характеристикам, историческим прототипам героев, их основным высказываниям и маршрутам перемещений
  • по карте, на которую нанесены места действия эпизодов романа

Использование материалов «Живых страниц» при изучении романа «Война и мир»

Мобильное приложение «Живые страницы» предусматривает чтение романа «Война и мир» по определенным сценариям, разделам. Наиболее полезными для изучения романа стоит считать разделы: Герои / Судьбы / Места / Ход времени

  • Частая сложность для школьников при изучении «Войны и мир», подготовке к экзаменам и повторении материала в том, что это не только один из самых объёмных, но и один из самых многогеройных романов русской литературы. В нём основные «темы» главных героев инструментованы «вариациями» второстепенных; наравне с реальными историческими персонажами (впрочем, никогда не равными полностью прототипам) – вымышленные. Важнейшее подспорье для ученика и учителя поэтому – раздел «Герои», в котором представлен рассказ о герое, его прототипе, дана портретная характеристика и приведены реплики из романа.

2020-05-0515.53.52.png

В школьной практике давно стали естественными темы устного доклада или письменной работы, наподобие следующих: «дорога чести князя Андрея», жизненный путь Пьера Безухова, логика и смыл жизни Наташи Ростовой. Навигационная система «Живых страниц» позволяет мгновенно собрать полную выборку материала о главных героях романа, необходимую, чтобы дать характеристику героя и его эволюции. По тому же образцу учащимся можно предложить построить линию судьбы второстепенных, но чрезвычайно значимых героев романа, например, капитанов Тушина и Тимохина, Платона Каратаева или младшего Болконского.

Этот раздел можно использовать для повторения, для систематизации знаний о герое, для углубления его понимания. Особенно значим в случае с «Войной и миром» разговор о прототипах, ведь многие герои вплетены не только в историческую ткань, но и связаны с семейной и личной историей Толстого; а исторические персонажи не столько прямо отражают реальные события, сколько служат иллюстрациями художественной мысли Толстого. Из раздела легко выйти в «соседние» – «Судьбы героев» и «Маршруты». Так разговор о персонажах становится включённым в целостный мир романа, а для школьника он становится частью поисковой или исследовательской навигации по тексту.

  • Важнейшим методическим принципом изучения романа «Война и мир» традиционно является принцип, который Ю.М. Лотман называл со-противопоставление. В романе со-противопоставляются эпизоды-события, герои и даже психологические и духовные состояния человека (взлеты и падения). Раздел «Судьбы» позволяет мгновенно структурировать материал вокруг конкретного героя романа.

2020-05-0515.56.56.png

Раздел «Судьбы» позволяет сделать сопоставление героев рельефным и содержательным. Например, при отсутствии очевидных пересечений судеб князя Андрея Болконского и графа Николая Ростова их со-противопоставление в романе играет важную роль. Внешне это проявляется в том, что первый едва не стал мужем Наташи Ростовой, а второй стал мужем Марьи Болконской. Толстому, вероятно, было важно показать различия и в то же время значимость каждого из героев. Один предстает как рефлексирующий интеллектуал, сознательно выстраивающий свою судьбу, другой как органическая натура, действующая по зову сердца. Каждый из них хорош и плох по-своему, но оба вместе они представляют два дорогих для писателя человеческих типа, к первому в романе относится Пьер Безухов, ко второму Денисов.

Использование навигации «Живых страниц», если мы предложим учащимся выбрать из списка героев князя Андрея и Николая Ростова и проследить пересечения судеб этих героев, позволит четко выстроить контрастное сопоставление по строго определенным параметрам, согласующимся с композиционной структурой романа. Например, поведение Николая Ростова и князя Болконского в Шенграбенском сражении, или мечты Николая Ростова и князя Андрея перед Аустерлицем, или помещичий быт Николая Ростова и князя Андрея. Более того, отбор материала, который сделает за нас компьютер, позволит сконцентрировать внимание не на техническом аспекте сбора этого материала, а на принципах его организации в романе. Учащимся может быть предложено самостоятельно сформулировать по каким параметрам Толстой сравнивает героев.

Такая же работа может быть проведена и в отношении сопоставления Пьера и князя Андрея, Наташи Ростовой и Элен, Наташи Ростовой и Марьи Болконской, Долохова и Денисова, Кутузова и Наполеона, Тихона Щербатого и Платона Каратаева и многих других.

  • Раздел «Места» – визуализация художественной географии романа. Острая необходимость ориентации в географическом пространстве «Войны и мира» возникает и из-за того, что герои перемещаются вместе с армиями на огромные расстояния, и потому что многие названия несовременны и сложны для понимания школьниками, и оттого, что повествование «перескакивает» с места на место. Актуальное для читателей Толстого географическое воображение восстанавливается этим разделом; а для школьников соединяются вместе разрозненные точки – например, Лысые Горы (пространство «частное») и Смоленск (пространство «большой истории»). «Выдуманные» точки обозначены синим, и их расположение очень точно соотнесено с современной картой. Красные флажки – реальные географические точки.

2020-05-0515.57.18.png

Этот важный эффект романа (сопряжение людских «судеб скрещений» и маршрутов истории) был подчёркнут, например, П. Фоменко в спектакле «Война и мир. Начало романа», где часть действия происходила на фоне огромной карты Европы. В приложении карту Европы можно изучить по состоянию на 1807, 1810 и 1815 год, а также, например, маршрут Наполеона и Александра.

2020-05-0515.57.39.png

  • Материалы «Живых страниц» помогают нам заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть, как изучение истории и биографий участников войны 1812 года отразилось на страницах романа и поставить проблему соотношения реальности и вымысла в художественном произведении. История в романе Толстого изображена особым образом – это история с человеческим лицом. Наглядно в материалах «Живых страниц» это представляет раздел «Ход времени». Этот раздел позволяет увидеть, как причудливо в романе сосуществуют события реальной истории и события вымышленные, как писатель вплетает в историю судьбы своих героев. Таким образом, мы можем рассмотреть важнейшую для писателя проблему: человек и история или человек в истории.

Мы можем наглядно увидеть, как так называемая большая история проходит через личную судьбу человека и какой след оставляет в его биографии, как большая история как катализатор проявляет личные качества человека. Для этого можно, например, в ленте времени выбрать 1812 год и сопоставить, что происходит в это время с героями романа, или локализовать время до конкретного события и увидеть, что происходит во время этого события с конкретными героями. Например, князь Андрей и Пьер до, во время и после Бородинского сражения и Борис Друбецкой в то же время. И сразу станет понятно, что Борис Друбецкой показан до сражения, а в нем он (несмотря на то, что кадровый военный) как бы и не участвует в отличие от штатского Пьера. Таким образом Толстой явно демонстрирует, что первый живет вне истории, а второй в нее включен.

Систематизация событий и героев, которую позволяет осуществить навигация «Живых страниц» по тексту романа, таким образом становится основой для корректных и доказательных суждений и обобщений и, следовательно, способствует более глубокому пониманию авторской концепции.

2020-05-0515.57.59.png

Использование приложения «Живые страницы» при изучении биографии писателя 

Важным элементом изучения литературы в старших классах является осмысление проблемы претворения биографии писателя в художественном произведении. Материалы разделов «Герои» и «Экскурсии» предоставляют возможность рассмотрения этой проблемы на материале романа «Война и мир». Например, история взаимоотношений старого князя Болконского с дочерью и брак Марьи Болконской и Николая Ростова.

Вопрос, как отразилась история рода Л.Н. Толстого на страницах романа-эпопеи «Война и мир», может стать вопросом, сквозь призму которого будет рассматриваться биография писателя на уроках. Ответ на вопрос может быть

  • частью лекции учителя о биографии писателя, в которой он может использовать материалы «Живых страниц»;
  • элементом беседы о биографии писателя на уроке;
  • творческим заданием, которое выполняется до урока и результаты которого представляются учащимися на уроке в форме мини-доклада.

Интересный материал для осмысления биографии писателя предоставляют материалы раздела «Экскурсии». Например, используя рассказ о могиле писателя (Раздел «Экскурсии» – «Прогулки по Ясной Поляне в Владимиром Толстым» – «Могила Л.Н. Толстого») в Ясной Поляне, учитель может построить диалог на уроке следующим образом:

  • Какую роль в жизни писателя сыграли детские игры в «муравейных братьев» и «зеленую палочку»? (Поиск ключа от счастья человечества как сверхзадача и смысл жизни. Этот же пафос свойственен и героям романа, в частности, Пьеру.)
  • Как отразилось отношение Л.Н. Толстого к жизни и смерти в образе его захоронения? (Из аудиоматериала «Живых страниц» учащиеся узнают, что могилу Л. Н. Толстого отличает не только сознательный выбор места, что было обычным явлением, но и, что встречается значительно реже, завещанный образ захоронения, следовательно, даже он становится высказыванием писателя о смысле жизни, и материал «Живых страниц» предоставляет учащимся возможность расшифровать это высказывание.

2020-05-0515.58.22.png                                                

Учебные задания разных типов на основе мобильного приложения «Живые страницы» 

Одна из главных особенностей любого качественного цифрового учебного инструмента в том, что он даёт учителю свободу двигаться по разным маршрутам, не навязывает смыслы, но предоставляет возможности. Предлагаемые учебные задания, которые могут быть сформулированы для школьников, не являются ни «обязательным списком», ни универсальным рецептом. Скорее они могут быть ориентирами для того, чтобы учитель, исходя из специфики класса / ребёнка / учебной ситуации / собственных установок, создавал подобные, но более подходящие для конкретной ситуации.

И ещё один момент, который кажется нам методически перспективным. По-настоящему, в полной мере «заработает» приложение тогда, когда она выстроится в разных измерениях, так, чтобы ученик не просто «пользовался» приложением, но и:

  • находил в нём нужную информацию, в том числе, самостоятельно формулируя запрос («что мне нужно и для чего, где я могу это найти?»);
  • структурировал найденную информацию, понимал, чего ему не хватает и где это можно найти (за пределами приложения);
  • обсуждал найденное и понятое, формулировал выводы, делился впечатлениями и открытиями с одноклассниками и учителем;
  • опирался на приложение как инструмент в осмыслении романа, соотнося информацию из разных разделов;
  • «дополнял» (например, в собственном проекте) приложение своими материалами;
  • создавал собственные проекты «в духе» и в структуре приложения, например, о других текстах.

Задания на основе разделов приложения «Живые страницы». Ход времени (события романа и истории)

  • Дополните события на верхней и нижней хронологических прямых (события романа и события «большой истории») иллюстрациями. Подумайте, каких иллюстраций вам не хватает для создания цельного образа. К событиям романа подберите иллюстрации художников (можно выбрать для одного фрагмента разных художников, можно одного, но обосновать свой выбор), к историческим событиям – живописные произведения на историческую тематику, памятники, исторические документы, музейные экспонаты. Каждый ученик / группа может ограничиться определённым эпизодом или разделом романа. Работу можно представить одноклассникам, оформить в электронном виде, сделать выводы о том, как иллюстрации помогают обогатить материал, вместе продумать критерии оценивания и оценить работы друг друга.
  • Используя Гугл.Карты, нанесите основные исторические события и события романа (или события какого-то фрагмента романа), дополните эту же карту цитатами из сочинений (своих или одноклассников), историческими изображениями мест, цитатами из учебника. В приложении есть раздел «Маршруты», однако он не позволяет дополнять своими текстами – поэтому ученики могут это сделать самостоятельно на внешнем ресурсе, переработав материал раздела «Ход времени».
  • Где Толстой опирается на точные исторические факты, а где фантазирует? Для ответа на вопрос выберите один раздел романа или определённую тему / сюжетную линию. На какие свидетельства современников опирался или мог опираться Толстой? Сравните описанное в романе с историческими документами. Ответ можно представить в виде размышления, а можно – в виде творческого проекта (сборника документов, проекта музея)
  • Где в романе и почему Толстой выступает «противником» истории? Где его комментарии противоречат событиям, «спорят» с ними? (Один из ярких примеров: «Жизнь между тем – настоящая жизнь людей» после встречи в Эрфурте – его можно не давать сразу ученикам, но ориентироваться на него). Можно подумать и над развитием этого эпизода – а о каких событиях XX века или нашей современности Толстой высказался бы в том же духе?
  • Какие неочевидныесвязи между судьбами героев и историческими событиями рождаются из соотнесения исторических событий и событий романа? Там, где герои вроде бы не участвуют в исторических событиях? К примеру, история Наташи и Анатоля – как её можно связать с происходящими историческими событиями? Развивая это задание, можно говорить со школьниками о связи частной жизни человека и истории в других литературных произведениях («Капитанская дочка», «Песнь про… купца Калашникова», «Доктор Живаго»), думать о том, как эти произведения связаны с романом-эпопеей Толстого (влияли на него или «вырастали» из него).

Судьбы героев

  • Опираясь на пересечения сюжетных линий персонажей (можно выбрать несколько, из разных «уровней» / семей или, наоборот, из одной группы), создайте свою «карту» персонажей. Оформите её, опираясь на ваше понимание характеров этих персонажей: используйте соответствующие цвета, художественные детали, шрифт.
  • Сравните рассказ в учебнике о системе персонажей с данными приложения. Какими сведениями можно дополнить учебник?
  • Проследите с помощью раздела приложения судьбу одного героя, познакомьтесь с информацией о нём в разделе «Герои». Представьте своего героя в творческой форме: коллаж (включите в него яркие образы, фрагменты текста, иллюстрации, собственные арт-объекты, передающие черты характера героя, узнаваемые детали, которые можете нарисовать или сделать сами); видеоблог персонажа; страница ВКонтакте / в инстаграме вашего персонажа; воображаемый монолог от лица персонажа (если его нет в романе); дневник персонажа.
  • Какие герои вообще не пересекаются и почему? Соберите информацию с помощью приложения, сделайте выводы.
  • Работая с точками пересечения сюжетных линий персонажей, подумайте, что объединяет все эпизоды пересечений Андрея и Наташи, Пьера и Андрея, Наташи и Николая (можно подобрать и иные устойчивые пары романа)? Что общего во всех этих сюжетных ситуациях, какие мотивы пронизывают встречи героев? Почему, какие выводы о героях и их месте в мире романа можно сделать?

Экскурсии

  • Соотнесите места, о которых рассказывают на экскурсиях (например, из усадьбы Толстого в Ясной Поляне) с текстом романа. Придумайте, что из экскурсий можно включить в роман в качестве комментария и, наоборот, что где экскурсии можно дополнить цитатами из романа. (Каждой группе учеников или каждому ученику можно выдать для работы фрагмент экскурсии).
  • Опираясь на одну из экскурсий / её фрагмент в качестве образца текста в жанре виртуальной экскурсии, сочините экскурсию по усадьбе Болконских / усадьбе Ростовых или иным значимым местам в романе.

Закладки 

  • Сделайте закладки в электронном тексте романа: по определённой теме (тема дома, тема войны, патриотизм, смерть, поиск смысла жизни, любовь, солдатская жизнь, высший свет, усадебная жизнь, искусственность и театральность, внутренние метания человека, деньги, семейное счастье и несчастье), мотиву (река, небо, дверь, танец, свет, кровь, солнце, деревья, животные, геометрические фигуры, шахматы, обман, музыка, марш, икона), характеристикам персонажа, значимой пространственной точке (Лысые Горы, Отрадное, Смоленск). Сделав закладки, можно потом на их основе написать сочинение, подготовить устный ответ, объединиться в группы и обменяться найденным, сформулировать общие выводы.
  • Обменяйтесь закладками с одноклассником, не рассказывая друг другу о своих темах, объясните, по какому принципу сделаны чужие закладки.
  • Какие закладки (где, по какому принципу отобранные) понадобятся, чтобы… возможные варианты: охарактеризовать героя максимально полно; соотнести исторический фон с событиями романа; сделать вывод о композиционном устройстве романа; увлечь романом нечитающего школьника; представить роман как пособие по практической психологии; убедить одноклассника в том, что Наташа Ростова – действительно идеал?

Места

  • Дополните справки о местах современными / старинными изображениями. Подумайте, каких именно изображений не хватает вам для создания полноты образа. Аргументируйте выбор изображений. Составьте текст виртуальной экскурсии / путеводителя / рекламу тура по местам героев романа. Задание можно дать, уточнив жанр текста ученика и целевую аудиторию: школьники, пенсионеры, одноклассники, профессиональные историки, психологи…
  • По маршруту героя расскажите о его биографии, охарактеризуйте его. Что говорят о герое места и способы перемещения, частота этих перемещений и их дальность? Подводя к заданию, можно попросить учеников нарисовать карту их перемещений по жизни, подумать о том, что говорят о человеке маршруты его судьбы.
  • Закрыв имя героя, угадываем героя по маршруту. Это задание годится и как проверочное на знание текста, и как игровое закрепление в разговоре о героях.
  • Соотнесите карты героев с географией других текстов или авторов, например, из приложения «Живые страницы» – или других программных произведений, изученных в 10 классе.

Оглавление

  • Опираясь на оглавление романа, объясните соотношение войны и мира. Подумайте о том, какие смыслы кроются за этими понятиями в романе.
  • Сравните соседние сцены войны и мира – что в них общего, как они противопоставлены? Как в этом проявляется авторская позиция?
  • Собрав главы войны и мира (например, из одного тома или даже части), соотнеся их с помощью навигации по тексту романа в приложении, создайте арт-объект «Война и мир в (… – частях, томе) романа». Обсудите концепцию вашего арт-объекта. Ответьте на вопросы: Как в 1-2 частях представлены концепты «война» и «мир»? Какими смыслами они наделяются? Какие эпизоды, каких персонажей можно отнести к «войне», какие – к «миру»? Как проявляются мир в войне и война в мире (миру)? Отберите 4-5 самых ярких и показательных эпизодов. Из каких «частей» состоит мир? и война? Какие мотивы, детали и символы связаны с войной и миром? Каково авторское отношение к войне и к миру в их разных воплощениях? Придумайте пространственное и цветовое решение своей концепции, выберите нужный материал. Подберите цитаты (от 1-2 слов до 1 предложения) из романа, которые вы разместите на своём арт-объекте.

Герои 

  • Изучая раздел про одного из героев, соотнесите разные способы характеристики: что общего в портрете и в речи героев, как «рифмуются» речь и поступки персонажа? Проинтерпретируйте каждый способ характеристики: что можно сказать о персонаже только по речи (приведённым в приложении репликам), только по портрету?
  • Угадайка: угадать героя по характеристике, по реплике, по портрету, по поступкам. Это задание можно дать в качестве диагностического «на входе» в роман, можно в начале разговора о персонажах.
  • С помощью раздела «Герои» составьте викторину по персонажам романа для одноклассников. Учтите, что в викторине могут быть задания разных типов: тестовые, на определение персонажа по характеристике, на исключение лишнего из описания персонажа, поиск ошибки в характеристике, разбивка смешанного текста по разным персонажам…
  • Распределите героев по группам, опираясь на их характеристики.
  • Проследите по репликам, как меняется герой. Сделайте вывод о его эволюции и смыслах его духовных поисков в романе. Задание имеет смысл предварить упражнением по выписыванию собственных характерных реплик или реплик одноклассников, разговором о том, как речь помогает понять человека.
  • На основе раздела «Герои» для себя / одноклассников напишите подсказки (опорные тезисы или шпаргалку), которые можно было бы использовать в работе над сочинением по характеристике персонажа романа.
  • Напишите свои «аннотации» к героям романа на основе раздела «Герои». Учтите, что аннотации могут преследовать разные цели: краткая характеристика для справочника «Русская литература школьникам», статья для хрестоматии «Герои русской классики», врезка в журнальную статью по психологии, шпаргалка для 10-классников, подпись к портрету «персонажа» (или его прототипа) в музее…
  • В каких социальных сетях имели бы разные персонажи свои аккаунты и почему? Подберите социальную сеть каждому персонажу, расскажите о том, что он там публиковал бы, как вёл свою страничку.

Игры в слова

  • Составьте свои игры по аналогии.

Общие задания

  • Ознакомившись с открытым банком заданий ЕГЭ по литературе / темами итоговых сочинений 11 классов прошлых лет, выберите те темы, в подготовке к которым вам поможет приложение. Подумайте, как вы будете им пользоваться, в чём оно вам поможет. Придумайте свои темы сочинений, опираясь на работу с приложением.
  • Составьте рекламу приложения для будущих 10-классников / учителей / родителей / бабушек / министерства просвещения / учеников младших классов. Реклама может быть оформлена как текст (например, для сайта – магазина электронных приложений), видеоролик, плакат. Она должна обязательно отражать содержание приложения, убеждать вашу аудиторию в необходимости его скачать.
  • Выступите в роли консультантов приложения. Чего в нём не хватает? Чем его необходимо дополнить (для разных целевых аудиторий)?
  • Представьте, что вы приняты на работу в издательский холдинг и участвуете в выпуске электронного путеводителя по русской классике для популяризации чтения среди пользователей мобильных устройств. Вам поручено написать текст небольшого вводного раздела (примерно 150-200 слов) для обновлённой версии электронного путеводителя по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» / А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / пьесе М. Горького «На дне» (возможны и иные варианты текстов). Написанное вами введение будет предшествовать остальным рубрикам; это «визитная карточка» ресурса, с неё начинается знакомство пользователя с текстом, и ваша главная цель – чтобы интерактивное взаимодействие читателя с романом обязательно состоялось. Примите во внимание культурный опыт, литературную эрудицию адресата текста, исходите из того, какая именно информация ему необходима для понимания произведения и как её лучше подать (задание составлено членами Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе для Заключительного этапа олимпиады 2019 года).

Prev Next

3 октября - 26 декабря Занятия Школы гуманитария ПСТГУ для старшеклассников

Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...

12 октября – 7 декабря 2024 г. – Курс "Мир в зеркале культуры. Афины…

Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...

20 ноября 2024 — Всероссийская интеллектуальная командная игра для старшеклассников «Литературная планета» (Санкт-Петербург)

Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый  очно-заочный и второй...

20 ноября 2024 — Встреча «Как говорить с детьми о репрессиях» (Москва)

В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...

6 ноября 2024 — Старт курсов повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации…

Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...

27–31 октября 2024 г. — Семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места писателя»…

Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...

26–29 октября 2024 — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных педагогов…

26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...

20 октября 2024 — Дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» и презентация…

20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь