sherlock46534728.jpg

Сериал «Шерлок». Потрясающий, быстро меняющийся в клиповой манере видеоряд – с сочной цветовой гаммой, до миллиметра выстроенным кадром и множеством отсылок через бутафорию и реквизит к разным уровням и областям знания: от картин известных художников до формы чашки на столе или марки оружия. Пример: статуэтка на столе Шерлока – Дон Кихот на Росинанте – Шерлок как Рыцарь Печального образа.

Художник-постановщик – известнейший в мире кино Арвел Вин Джонс. Каждую секунду фильма фанаты вырезают, разглядывают, отгадывают-расшифровывают, и художник всегда на высоте – выверена каждая мелочь.

Изумительный саундтрек: тема Шерлока, тема Джона, они сплетаются, звучат как заставка на титрах, звучат сами по себе. Меняются инструменты, меняется темп и ритм – и музыка намекает на то, что произойдет дальше, чем разрешится противостояние героев. Виртуозное использование классики: Мориарти, захватывающий сокровищницу Британского музея под увертюру к «Сороке-воровке», и миссис Хадсон, летящая по Лондону на своем Астон Мартине под «Оду к Радости» Бетховена. А виолончельная тема Ирэн Адлер? Музыка запоминается, сливается с героем и становится частью восприятия фильма.

5mS6M5jCuyU.jpg

Особое внимание уделяется Англии и в частности Лондону. Режиссеры и сценаристы любят Лондон, поэтизируют его, снимают с разных самых выгодных ракурсов, в разной цветовой гамме – и Шерлок часть этого Лондона, современного города с тысячелетней историей.

Наконец, сценарий. Канон (произведения Конан Дойля) авторы знают практически наизусть. И играют с ним, черпая из него то один сюжетный ход, то другой: то пять зернышек апельсина, то пляшущих человечков, то упоминание о Норбери или обряде дома Месгрейвов. Они тасуют намеки и упоминания, как карты, сплетают линии в лабиринт.

В результате мы имеем классическое постмодернистское кино. С нами играют, делают массу перекрестных ссылок – на другие фильмы, на канон, на современные события. Нас то и дело водят за нос, и зрителю это нравится. Сказки братьев Гримм – Гензель и Гретель – Мориарти как сказочник – злой сказочник – сказка с плохим концом на крыше Бартса. Шерлок-рыцарь – Ватсон-оруженосец – борьба с драконами. Вот эта sms – кому она послана? Зритель, додумай сам. А как герой выжил, спрыгнув с крыши высоченного здания? У вас есть версии? Делитесь ими с создателями сериала, они все равно не скажут, какая верна. Сценаристы оставили пространство для фантазии зрителя: можно самому придумать тысячи объяснений тем вещам, которые в фильме не объяснены. Игра, игра, постоянная игра: игра с фанатами сериала, игры самих фанатов. Это захватывающее шоу длилось почти 7 лет.

L4B22pd2gMQ_1.jpg

Особое удовольствие доставляет зримо показанный метод дедукции Шерлока – он назван в фильме «чертогами разума» и представляет собой мгновенное перемещение по файлам памяти с отбраковкой ненужной информации и выбором необходимой: своеобразный гуглопоиск в голове героя. Перед нами мелькают слова и фразы, и мы должны на большой скорости воспринять текстовую информацию, иначе не поймем, какой вывод сделал герой и почему.

В этом сериале заняты не просто актеры мирового уровня, тут играют прежде всего артисты театров: Бенедикт Камбербэтч только что сыграл Гамлета, и до этого он прежде всего играл в театре. Эндрю Скотт награжден премией Лоуренса Оливье за одну из театральных ролей. Сейчас к ним добавилась Шан Брук, исполнительница роли Офелии в постановке Национального театра. Фримэн прежде всего киноактер, но, как говорится, хайкласса, нам всем известный хоббит Бильбо. Они не просто играли, они создали актерский ансамбль и явно получали удовольствие и от самой работы над ролью, и от общения друг с другом в кадре и вне кадра.

sherlocks53784290.png

Особо следует сказать про эмоциональные «американские горки». Создатели не скупились на специальные приемы, чтоб не просто держать зрителя в напряжении от происходивших событий, но и «подключить»  напрямую к взаимоотношениям героев, к их состоянию и переживаниям. Делалось это всеми средствами: построением кадра, музыкой, светом и цветом, диалогами и, наоборот, паузами. Мы замирали, когда Шерлок на крыше читал «последнее письмо». Хохотали, когда наблюдали за предсвадебным мальчишником. «Ты ведь не станешь открывать дискуссию? … Не жалей его, стреляй!» – говорит Майкрофт брату в сцене «Холмс против Холмса» – и мы улыбаемся на слова Шерлока, что в роли леди Брекнелл его брат был убедительнее. И ждем с замиранием сердца: выстрелит? нет? Головокружительный эмоциональный аттракцион.

Еще хочется добавить, что это культовый британский герой, этот сериал – своеобразный гимн Британии. Англичане не просто любовались своим Холмсом, они заставили весь мир обожать его в этом фильме. Честь им и хвала: именно так надо относиться к своей культуре.

Очень хочется сказать спасибо создателям за это кино. Спасибо за игру длиной в семь лет!

Ирина Кочергина


Prev Next

27 января – 24 марта 2023 — Курс Татьяны Касаткиной «Аналитико-синтетическое чтение произведений…

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, автор 9 монографий и многочисленных научных статей, редактор сборников работ российских и зарубежных ученых...

Осень-зима 2022 года на “Могу писать”

Представляем подборку курсов, запланированных на первый семестр этого учебного года. Курсы адресованы тем, кто заинтересован в углублении своих знаний об анализе...

13 декабря 2022 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Красота и…

13 декабря в 18:10 (по московскому времени) занятие на тему «Красота и уродство: имманентный и контекстный анализ рассказа Э. Кочергина „Поцелуй“» проведёт Антон Алексеевич Скулачёв, учитель школы...

13 декабря 2022 — Интеллектуальная командная игра для старшеклассников «Литературная планета»

Ученики старших классов приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». В этом учебном году соревнование в 12-й раз пройдёт в Санкт-Петербурге. Школьники из других...

7–11 декабря 2022 – Курс Н.М. Свириной “Современный урок литературы: что делать учителю?”

Умная Методика приглашает на авторский курс “Современный урок литературы: что делать учителю?“ Автор курса –  Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук...

6 декабря 2022 г. — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Как и…

6 декабря в 18:10 (по московскому времени) занятие на тему «Как и зачем поэты цитируют поэтов?» проведет Римма Вадимовна Раппопорт, учитель русского языка...

29–30 ноября 2022 г. – Педагогическая лаборатория в Калининграде

29-30 ноября в Калининграде в Институте образования и гуманитарных наук Балтийского федерального университета пройдут занятия Педагогической лаборатории для учителей Калининграда "Современные...

29 ноября 2022 — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Никогда больше не…

29 ноября в 18:10 (по московскому времени) на занятии «Никогда больше не улыбалась или никогда больше не ела? Комментируя древнеисландскую родовую сагу» мы попытаемся сами перевести и прокомментировать...

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь