Многие учителя-предметники и классные руководители организуют выезды со своими учениками с целью изучения иных пространств - истории и современной жизни других городов и стран, их культуры.
Сейчас при организации таких поездок мы можем воспользоваться многими предложениями на туристическом рынке - от стандартного набора экскурсий до эксклюзивных предложений.
Однако многие учителя всё-таки продолжают заниматься этим сами. И финансовые причины занимают отнюдь не первое место, хотя подготовленная самостоятельно поездка часто оказывается в разы дешевле организованной туристическим агентством. Сейчас нам в помощь Бог Интернета - все ресурсы доступны (от бронирования места в хостелах/гостиницах и заказа обедов до покупки электронных билетов на экскурсии).
Я знаю очень много коллег из разных городов, которые, несмотря на все бюрократические препоны, чинимые разными проверяющими организациями, организуют необыкновенно интересные и очень полезные во всех смыслах поездки для своих учеников. Накоплен огромный опыт таких путешествий, коротких и многодневных, дальних и близких.
И всё-таки очень часто звучат вопросы о том, как же это делать. Опыт не так часто фиксируется и обобщается - это отдельная, нелегкая работа. На сайте «Гильдии словесников», однако, можно найти материалы А.Скулачёва, Е.Магич, М.Павловой. Вложу свои пять копеек.
Мне кажется, невозможно создать алгоритм подготовки таких образовательных путешествий. Но отдельные советы могут оказаться полезными для тех, кто пока чувствует себя не очень уверенно. И, чтобы быть понятной и понятой, буду говорить конкретно, опираясь на опыт последней поездки с десятиклассниками в Санкт-Петербург, которая состоялась в начале июня 2018-го года.
Начнём с начала. Первый и самый главный вопрос, на который надо найти ответ, - зачем? - «чего хочу? С какою целью?...» Чем более честно и конкретно ответить на него, тем эффективнее будет наша работа. Часто мы поступаем так же, как и при подготовке уроков, когда хотим впихнуть, утрамбовав, в 45 минут содержание томов, написанных, например, о «Войне и мире». Поэтому мы очень расстраиваемся, когда планируемое не впихивается в отведённые сроки, а главное - никак потом не отзывается в участниках поездки.
Перед поездкой в СПб я сформулировала это для себя так: понаблюдать за городом, жизнь в котором исторически устроена перпендикулярно московской; пожить в городе, который, несмотря на свою трёхсотлетнюю историю, живёт современной жизнью, дышит современностью; попытаться понять, как город сегодня «работает» со своими мифологемами и травматическим опытом; попытаться почувствовать, как чувствует себя в этом городе-музее современный художник - между традицией и революционностью…
Как только начинаешь формулировать цель, так сразу начинаются высвечиваться точки, мимо которых нельзя пройти.
Начинают работать «весы» - что выбрать, что важнее? Ну, как без Эрмитажа? Никак. Но пусть он будет для самостоятельного похода в зал, где тебе самому интересно, чтобы посмотреть, может быть, одну картину или статую, или саркофаг в египетском зале и подумать о том, что в ней/нём рассказано о той реальности, который создал художник, повествуя о своём времени и себе. Подумать об этом, чтобы, перейдя через площадь и оказавшись в здании Главного штаба на выставке Кабаковых, оказаться в другом времени, рядом с другим мифом - и попытаться понять его.
Что выбрать - пойти на выставку Петрова-Водкина с экскурсоводом или отправиться на полдня в «Эрарту», где самим стать экскурсоводами, пусть и на 5 минут? Выбираем музей современного искусства, где нужно будет осмотреть постоянную экспозицию и, выбрав одну картину, написать текст про неё - аналитический, интепретационный или ассоциативно с ней связанный.
Замечу в скобках, что мы, как люди творческие, часто не задумываемся, какие задачи решаем. Что происходит, например, на этом этапе поездки? Выбирая экскурсию с неизвестным нам экскурсоводом, мы оказываемся обречены на часто безликий, потому что поточный, обзорный пробег по залам, с одной стороны, и пассивное восприятие неактуальной для большинства информации - с другой. Отправляя ребят с самостоятельным заданием, мы ставим перед ними совсем другую задачу: экспозиция музея современного искусства занимает несколько этажей; её надо осмотреть, выбрать близкое именно тебе, написать СВОЙ текст, выбрав наиболее близкий тебе формат, при составлении общего музейного маршрута продумать, как встроиться в общую логистику, взаимодействовать с группой одноклассников, которые становятся твоими экскурсантами, ты должен их заинтересовать, убедить… А продолжить этот разговор можно будет, выйдя из музейного пространства.
Петербург - город, который как никакой другой расстилается перед художникам своими стенами, тротуарами - и это тоже повод говорить об искусстве. Что такое город-музей? Что такое искусство - только то, что снабжено этикеткой-аннотацией и висит на музейной стене, или нарисованное на трансформаторной будке или брандмауэре - это тоже оно? Только скульптура, выставленная в музейном зале? Или вот это тоже искусство?
В Петербурге есть первый и единственный пока в стране Музей стрит-арта, находящийся на территории действующего завода на Охте. Посещение этого очень живого музея даёт очень много поводов для разговора о том, что такое искусство вообще и современное искусство, как должен быть устроен современный музей.
Очень интересным становится выполнение задания, которое можно делать во время прогулок по городу: почувствовать, из какого сора иногда возникает прекрасное, найти какой-нибудь случайный просто объект и превратить его в арт-объект - что для этого понадобится?
Если есть возможность - как можно меньше использовать заказанный автотранспорт, но перемещение на большие расстояния, особенно с багажом, без арендованных автобусов, конечно, невозможно. Но если есть возможность использовать электричку, речной транспорт, то надо ею пользоваться.
По городу, конечно, надо ходить пешком. Ходить надо с проверенными людьми (а они есть в разных городах) и контакты такие искать и хранить, передавать как драгоценность. Но если вдруг никого не случилось, то можно ходить самим, используя для этого предварительную подготовку.
Продумайте заранее маршруты переходов из пункта А в пункты B и C, распределите между участниками группы объекты, которые вы встретите на пути, пусть ребята вновь станут экскурсоводами - теперь по городу. Искать информацию в современных условиях стало так легко, что они прекрасно справляются с этой задачей даже на ходу.
Кстати, многие коллеги бывают озадачены придумыванием тем для проектных работ, выполнения которых требуют вышестоящие организации. Если относиться к такой деятельности формально, то будем мучиться и дальше, а если понимать, что суть проекта - в его практической пользе, «приложимости» к реальной, настоящей жизни, а не презентационной мертвечине отчётности, то проекты нам могут очень помочь.
Когда становится понятно, какие маршруты связывают место проживания и объекты посещения, ребята начиняют разрабатывать их подробно: мимо чего будем проходить, о чём надо обязательно сказать в связи с историей, какие литературные тексты связаны с тем или иным местом. Отдельным заданием может стать составление маршрутов, связанных с литературными героями, или поэтических прогулок.
Мы в этом году не посетили ни одного литературного и исторического музея, но история города и история культуры не выпали из поля нашего зрения. Приведу пример некоторых наших проходов-прогулок.
Если начать от Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова с видом на Петропавловскую крепость, а дальше пойти по Университетской набережной и набережной лейтенанта Шмидта до ледокола «Красин», не упуская из виду и противоположный берег, то вся трёхсотлетняя история города предстанет перед нами вживую. И это будет история русской культуры тоже - от 18-го до 20-го века. В таких прогулках хорошо читать стихи: Бродского - «под колоннадой Биржи», Ломоносова - у Академии Наук, Пушкина - напротив Медного всадника, Ахматову напротив Исаакиевского собора, в Румянцевском сквере вспомнить кочергинского «Капитана»… Для каждого маршрута можно составить интересную и - главное - индивидуальную, для конкретных читателей - подборку. Литературные подборки мы тоже готовим заранее: ребята сами выбирают себе стихи, которые ни хотели бы прочитать; часто они сами выбирают и место, где им хотелось бы это сделать. В один из первых вечеров мы отправились в театр, находящийся на Пушкинской улице. В суетной домашней жизни мы рассчитали бы время, необходимое на дорогу, - 20-25 минут. Но мы пошли неспешно, обходя туристические тропы. В таких проходах и открывается то живое в жизни города, что бывает так сложно ухватить во время не очень длительного пребывания. Оживают не только здания, которые можно рассмотреть в деталях (архитектурные особенности построек разных эпох, таблички «Последнего адреса» на стенах…), оживает история переименований, которая вдруг вскрывает метафизику города (как было, например, когда мы слушали историю Семёновского полка, стоя на Пионерской площади, бывшей когда-то Семёновским плацем), вскрываются болевые точки современности (пройдя совсем немного от Театра юных зрителей до пересечения Звенигородской улицы и улицы Марата, оказываешься у зданий казарм Семёновского полка, снос которых согласован с главой Минкульта Владимиром Мединским и против уничтожения которых выступили многие деятели культуры), приоткрывается лингвистическое «лицо» города, когда читаешь вывески магазинов («Булка Хлеба», «Шаверма»)…
Обязательно фиксируйте впечатления, полученные в процессе поездки - давайте задания (их разработку тоже можно заранее поручить кому-то из ребят). Хочется напомнить слова Петра Вайля: «Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил - города ...
На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и
творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не
проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр - своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара».
Как же можно пытаться уловить эту реальность? - Необходимо продумать систему заданий. Задания, конечно же, создаются для конкретных детей, конкретного места. Приведу просто несколько примеров заданий из последней поездки.
NB! Важно, чтобы очень немногие задания требовали для выполнения продолжительного времени, часть заданий можно сделать групповыми.
В первый день или в дороге - сделать открытку (картинки+текст), которая отражала бы представление о том месте, которое предстоит увидеть, или запечатлела бы первоначальное впечатление.
Остановиться в каком-нибудь (абсолютно любом) месте города и просто фиксировать всё, что происходит вокруг тебя. Соединённые потом вместе, эти тексты создают очень интересную картину жизни города, его обитателей и гостей. А каждый текст в отдельности тоже становится зеркалом, в котором отражается автор: отстранённый взгляд становится всё более пристальным, начинают выделяться детали, просто прохожие превращаются в людей с историями, пусть и предполагаемыми.
Попытаться придумать типичного жителя города, поселить его в комнату, окружить вещами, наделить его историей (хорошо выполнять это задание таким образом, чтобы, взяв их с собой в сложенном виде, можно было бы в школе устроить выставку - на фотографии видно, как это легко делается с помощью нескольких сгибов, получаются настоящие «комнаты», правда, с двумя стенами, но пространство приобретает объём).
Очень ёмкой формой является хайку. Это может быть текст трёхстищия, может быть фотохайку - три фотографии составляющие единый визуальный текст.Ребята обычно много фотографируют. В качестве итоговой работы можно предложить им создать образ СВОЕГО пространства, индивидуально освоенного, в виде серии из 10-12 фотографий, которые представят город в каком-то ракурсе, через детали. Не бойтесь импровизаций Всегда есть опасность срыва планов: заболел экскурсовод, вы собрались за город, а с утра зарядил дождь. Не будем забывать, что ребята отправляются в поездку ещё и для того, чтобы просто побыть вместе. Образовалось «окно» - пусть поспят, поразговаривают, поиграют на гитаре, которая, как правило, всегда с собой. В конце концов, у нас в запасе всегда есть для них задания.Но только с ними важно не переборщить, хорошо бы они делались с удовольствием, не обязательно только писать и рисовать, некоторые могут быть и театральными. Сделать подборку текстов для этого тоже могут сами ребята. В любом городе есть интересные люди, открытые для общения, и интересные события - узнавайте о них заранее, ходите на них, зовите гостей к себе. Обычно мы возвращаемся из поездок очень уставшими и часто говорим себе, что больше - никогда. Но спустя некоторое время снова собираемся в дорогу.Удачных нам всем путешествий!
Римма Анатольевна Храмцова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Учителя русского языка и литературы приглашаются к участию в научно-практическом семинаре «Как преподавать „Преступление и наказание“: концепты романа», который состоится...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...