На XIX Международных Апрельских юношеских чтениях "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века" (20-22 апреля 2017 г.) прошла филологическая игра-квест "В кабинете писателя: газета, дневник, роман". Ведущие: А.Л. Гумерова, В.С. Сергеева, Н.А. Костина, Ю.В. Юхнович.
Тип квеста - музейный; предметный; литературный.
Мы думаем, что опыт филологической игры оказался удачным и может быть полезным для желающих его повторить, поэтому предлагаем подробное описание игры.
Тема: "В кабинете писателя: газета, дневник, журнал".
Цель: повышение интереса учащихся к творчеству Ф.М. Достоевского; расширение и углубление литературоведческих знаний (понятие художественной детали, представление о персонажах и сюжете художественного произведения, умение видеть его символическое содержание, определять проблему текста); создание благоприятных условий для выявления знаний и умений участников в нестандартной игровой ситуации.
В ходе игры участникам предстояло выяснить, каким образом факт действительности превращается в "реализм в высшем смысле" (термин К.А. Степаняна с опорой на высказывание Достоевского: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»).
Задачи: усвоение изучаемого материала; установление межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура); развитие аналитических способностей; создание условий для проявления и развития индивидуальных исследовательских способностей; развитие умения работать в группе.
Количество участников - 2-3 группы по 10-15 человек; в каждой группе 1 ведущий + 1 "сопровождающий" (музейный сотрудник)
Длительность игры - полтора часа.
Задания выполняются не на скорость (за хронометражем следит ведущий), очки/баллы не начисляются, группы не соперничают между собой. Успешность игры определяется исходя из того, удалось ли участникам заметить максимум деталей и предложить для них интерпретацию, а также рассказать связную историю на финальном этапе игры, заполнив предложенную схему сюжета образами персонажей и художественными деталями.
Суть игры состоит в том, чтобы на основе предложенного материала «создать» «ненаписанный роман» Ф.М.Достоевского.
Место проведения: Дом-музей Ф.М.Достоевского в Старой Руссе.
Этапы:
1). Подготовительный: работа с предложенными текстами; определение разницы между одним и тем же сюжетом в газете, "Дневнике писателя" и художественном произведении; знакомство с делом учительницы Марфы Артыновой.
На этом этапе игры мы предложили участникам подборку текстов, среди которых были: описания дел Кроненберга и Джунковских, речь адвоката Спасовича в защиту Кроненберга, выдержки из «Дневника писателя» Достоевского, посвященные этим делам, и отрывок из романа "Братья Карамазовы" (глава "Бунт"). Участникам предлагалось найти в художественном произведении то, о чем говорилось в газетах и в "Дневнике", определить разницу в "наполнении" изображаемых событий, ответить на вопрос - о чем эти сюжеты в газетах (о семейном насилии и т.д.) и какой смысл они приобретают у Достоевского в «Дневнике писателя» (недопустимость семейного насилия, неправильное устройство семьи, несправедливый суд) и в романе «Братья Карамазовы» (справедливость/несправедливость мироустройства, страдание невинного ребенка, мировая гармония).
Затем участники получили выдержку из реальной уголовной хроники 1884 г. (о сельской учительнице, заподозренной в краже денег у отца своего ученика и подвергшейся самосуду).
2). "Персонажный": участники, разделившись на группы, с помощью ведущих моделируют одну из вероятных сцен "ненаписанного романа Достоевского" - как реальная история Артыновой могла войти в текст художественного произведения, кто мог быть рассказчиком, кто слушателями и т.д.
Мы предположили, что история учительницы Артыновой принадлежит к числу тех сюжетов, которые привлекали внимание Ф.М. Достоевского. Задачей участников было, имея перед глазами примеры "Дневника писателя" и "Братьев Карамазовых", превратить газетный факт в художественное произведение, точнее - в историю, рассказанную кем-либо из героев внутри художественного произведения, как это было в "Братьях Карамазовых", "Идиоте", "Бесах" и т.д..
Мы предложили каждой группе представить себе эту ситуацию в нашем "ненаписанном романе": один человек рассказывает другим историю про сельскую учительницу, обвиненную в краже. Где это может происходить? (В гостиной, в чьем-то доме, может быть в таком же, как тот, в котором мы находимся.) Как может выглядеть эта ситуация в художественном произведении? (Нужен рассказчик, нужны слушатели.) Кем может быть рассказчик и какими могут быть слушатели? Участники представили себе этих персонажей и, помимо того, КТО они (хозяйка дома, где происходит разговор, священник, земский врач, богатый городской врач, путешественник, отставной военный, гостья-актриса, гостья-сплетница и т.д.), ответили также на вопрос, КАКИЕ они. (Земский врач внимательный, серьезный; врач с курорта - богатый немец, самоуверенный; актриса смешливая, но при этом неискренняя; дама-сплетница постарается быстрее рассказать все знакомым.) Каждого из персонажей мы «закрепили» за одним из участников – ему предстояло обдумать «персонажную» точку зрения на историю Артыновой, исходя из составленной характеристики, а на последнем этапе игры изложить ее.
3). Музейный: поиск художественных деталей для "ненаписанного произведения" в музейном интерьере, их истолкование.
Представив себе героев описываемой ситуации, мы перешли к следующему этапу - собственно, квесту. Участникам предстояло пройти по комнатам Дома-музея, в каждой из них обращая внимание на возможные детали, т.е. буквально извлекая их из окружающего интерьера. Следовало найти детали трех типов:
- детали, которые подходили бы для характеристики персонажей (рассказчика и слушателей): саквояж - для путешественника, зеркальце - для актрисы, шаль - для хозяйки дома, набор инструментов - для врача, аптечка - для больного и т.д.;
- детали, которые имеют отношение к сюжету истории про учительницу Артынову (указка, школьные пособия, кошелек, деньги, раскрытый буфет, женская сорочка и т.д.);
- детали, которые использовал бы автор, чтобы превратить газетную заметку в художественное произведение. В первую очередь, конечно, это детали символические, помогающие выразить авторское – и не просто авторское, но конкретно «достоевское» - отношение к случившемуся ("о чем эта история, какой смысл мог вложить в нее для своих читателей Ф.М. Достоевский?"). Так, к символическим авторским деталям мы отнесли часы, остановившиеся на девятом часе, Библию, открытую на притче о виноградарях (символ невинной жертвы, служения людям), фарфор с изображением танцующих детей (образ невинного детства, рая, "золотого века"), картину Гольбейна "Мертвый Христос" и т.д.
4). Сторителлинг: рассказывание связной истории, как она могла быть представлена в "ненаписанном романе Достоевского", с использованием художественных деталей и символических образов, найденных на предыдущем этапе.
Пройдя по всем комнатам, участники приступили собственно к рассказыванию истории. Рассказчику предстояло более или менее полно изложить историю Артыновой так, как это могло быть в художественном произведении, определив для себя, о чем она (т.е. какую идею мог бы вложить в нее автор, выражением какой ведущей мысли она могла бы стать). В одной группе это оказалась история о предательстве (учительницу оговорили невинно, ее предал бывший ученик; другие ученики затем продолжают ее труд; в эту историю логично легли аллюзии на Распятие Христа, найденные участниками на предыдущем этапе). В другой - история о "неправедной" любви (учительница попыталась спасти настоящего вора, в которого была влюблена, но спасти не призывом к раскаянию, а попыткой его выгородить).
В.С. Сергеева, А.Л. Гумерова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...