23795682365862385682635235-7.jpg«…мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою»

Я редко читаю современную литературу. Прежде всего, потому, что крайне мало произведений современных авторов способно доставить мне удовольствие. Проще и надежнее в таком случае открыть том Достоевского, что-то из нечитанного Фолкнера, Хемингуэя, Шоу и многих других классиков. При таком, прямо скажем, привередливом подходе я внезапно уткнулась в книгу Гузель Яхиной «Дети мои» и, не отрываясь, читала три дня. Причем об этих днях не жалею нисколько – жалею, что книга закончилась. И все о ней размышляю, размышляю… Позвольте поделиться здесь этими размышлениями.

Я нарочно не буду апеллировать к увенчанной наградой первой книге писательницы, чтобы не сравнивать и не впадать в знакомое всем искушение завышенными ожиданиями.

Перед нами книга, написанная в традициях «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, который этот самый платок позабыл), к Маркесу (уединенный дом, изобильные годы, арбузная Эми, у которой все плодоносит в точности как у Петры Котес, Клара, умирающая от родов, как Ремедиос, и многое другое). Да и само пространство этой земли немецких поселенцев мифологично: река Волга, через которую надо переходить, чтобы оказаться в другой реальности; имена героев – пастор Гендель, учитель Бах, мукомол Вагнер (владелец старого граммофона с дюжиной пластинок), редактор Фихте и многие другие; дом Гримма, из которого нельзя убежать – дорога все равно приведет назад; внезапная немота героя…

Вторгающаяся в этот мифологизированный мир немецких колонистов из Гнаденталя реальность XX века сама тут же приобретает черты мифа: гражданская война, борьба с неграмотностью, первые колхозы, пионерия преломляются через средневековое сознание героев и сами становятся новой мифологией. И учитель Бах в соавторстве с романтиком-коммунистом Гофманом с воодушевлением пишет, творит новый миф: «Великаны помогают колхозникам собрать урожай», «Гномы вступают в пионерский отряд». Миф этот строится на германских сказках, преданиях, песнях: тут и великан (Гримм), и тракторы-карлики, которые уходят в добровольное изгнание, «опечаленные чрезмерной злобностью колонистов», и дева Малейн, и глупый Ганс, и храбрый портняжка. К слову сказать, прыжок нашей страны из феодализма в социализм с индустриализацией порождал удивительные гносеологические парадоксы в сознании советского человека: человек творил миф и существовал в нем.

Сказки пишет учитель Бах, а идеологически верным, большевистским редактированием занимается глава местной парторганизации Гофман. «Шекспир ты нечесаный! Шиллер кудлатый! Что там такое творится – в этой твоей косматой башке, а? Что за черти в тебе сидят?» – подскочив к Баху, Гофман по привычке придвинул свое прекрасное лицо вплотную, задергал ноздрями, затрепетал ресницами…». Кстати, вспоминается тут не только «Шиллер-то в Вас смущается» Достоевского, но, конечно, и гоголевское «дверь отворилась, и вошел Шиллер с Гофманом и столяром Кунцом». Отсылок в романе масса, он литературен в лучших традициях постмодерна, но романтические аллюзии преобладают.  

Сказки Баха тоже приобретают магический смысл: «Ничего не оставлял Бах на волю случая. Знал: каждая фраза, каждое сравнение и каждый поворот сюжета сбудутся. Поэтому писал тщательно, кропотливо…» Сначала сбывается хорошее, а потом начинает воплощаться плохое: активист Дюрер с золотым пионерским горном, как гамельнский крысолов, ведет на погибель детей Гнаденталя, окаменевшие в своих сказочных стойлах кони предвещают гибель колхозного скота, а изгнанные сказочные богачи – массовое раскулачивание. Конечно, здесь присутствует не только намек на социалистическую агитацию, но и вера во всевластие Слова, мистическую связь между сказанным и случившимся, столь характерная для романтиков.

Над мировым злом в изображенном мире властвует отвратительный мифологический злодей, в котором мы сначала узнаем Ленина, потом Сталина, соперничающего с Гитлером. Злодей летает по воздуху на литерном поезде, кормит омерзительных рыб и псов, сеет везде ненависть и питается ею.

Мы жили в мифе, в сказке, наша история сама была мифологична насквозь. «У нас была великая эпоха», -- как гениально написал когда-то Лимонов. Взгляд писателя, воспроизводящего миф, чуть отстранен, со стороны: он не пристрастен. На великанов, героев и эльфов мы смотрим не как на живых людей. Они вне истории, вне времени. То же самое можно сказать и о Бахе: в доме его мало заметен ход времени, там не переводятся наливные яблочки, почти не ощутима смена времен года. Там царят любовь и забота, мудрость и преданность. Автор романа застыл, очарованный этой ушедшей реальностью, и любовно созерцает каждый ее завиток.

Весь тот мир поглотила река, которая в конце романа вырастает в грандиозный символ: в нее погружается Бах, она – эта Волга, Лета, Лорелея – хранит в себе все то, чем была та эпоха, прекрасное и чудовищное. Река-память, на дне которой застыли разные годы-времена. Река времен и река как связь с миром мифологическим, потусторонним -- и есть главный, настоящий герой этого романа. Река – его главный архетип, звучащий вагнеровским симфонизмом.

Холодом веет от этой фантасмагорической реальности. Мы всматриваемся в толщу воды, разглядываем эти застывшие на дне фигуры и вслед за поэтом повторяем:

     Добрый день. Ну и встреча у нас.

     До чего ты бесплотна:

     рядом новый закат

     гонит вдаль огневые полотна.

     До чего ты бедна. Столько лет,

     а промчались напрасно.

     Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

Ирина Кочергина


Prev Next

3 февраля–18 мая 2020 г. – Курс подготовки к сочинению на ЕГЭ по…

На сайте «Могу писать» стартует ставший традиционным бесплатный курс подготовки к ЕГЭ-сочинению по русскому языку. Каждый понедельник с 3 февраля...

27–28 марта 2020 г. – Конференция «Лейдермановские чтения» в Екатеринбурге

27–28 марта 2020 г. кафедра литературы и методики её преподавания Уральского государственного педагогического университета проводит XXIII Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы...

17–19 марта 2020 г. — Международный театрализованный конкурс-фестиваль русской классики в Санкт-Петербурге

Общество «Пушкинский проект» приглашает школьников принять участие в театрализованном конкурсе-фестивале, посвящённом русской литературе и фольклору. Участникам предлагается представить номер, представляющий прочтение художественного...

5 ноября 2019 – 29 февраля 2020 г. — приём заявок на Всероссийский…

Учеников 8–11 классов приглашают принять участие во Втором Всероссийском литературном конкурсе «Класс!». Участники конкурса должны написать рассказ на одну из заданных...

16–18 февраля 2020 г. — Зимняя школа поэтов в рамках XIII Зимнего международного…

Молодые поэты, пишущие на русском языке, приглашаются к участию в Зимней школе поэтов, которая состоится с 16 по 18 февраля 2020 г. в рамках XIII...

24 января 2020 г. — Медленное чтение и его эффекты. Методическая встреча для…

Филолог, член Гильдии словесников Сергей Владимирович Волков проведёт в Минске сеанс медленного чтения для учителей. Участники будут читать художественный текст, останавливаясь и задавая...

14 января 2020 г. - Состоится занятие ШЮФ НИУ ВШЭ. Тема занятия: Герман…

Модернист и поэт-романтик, ориенталист и проповедник, философ и мечтатель, Герман Гессе стал одним из интеллектуальных гуру XX века. Именно ему...

4–8 января 2020 г. — Экскурсионно-образовательный тур «Петербург на протяжении трёх столетий»

Санкт-Петербургское культурно-просветительское общество «Пушкинский проект» приглашает школьников, их родителей и учителей принять участие в экскурсионно-образовательном туре «Петербург на протяжении трёх столетий...

При поддержке:

При поддержке фонда Президентских грантов

МЫ В СОЦСЕТЯХ

VK
FB

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь