Когда-то у всех нас было множество разных журналов. Одним из самых серьезных была «Наука и жизнь» – толстая книжка с узнаваемым и сохранившимся по сей день дизайном. Читали его всей семьей. Сначала осваивали научную часть. Затем искусство. В самом конце шли практические советы. И только потом, на сладкое – инспектор Варнике.
Это было медленное время, и загадки Варнике разгадывали несколько дней, не спойлеря и не заглядывая в ответы. Когда я думаю об этом, мне представляется приятный летний вечер, ясная погода, легкая музыка. Во дворе играют в шахматы и прыгают в классики. На газоне перед домом вольно растут одуванчики и пасутся воробьи. А если несколько дней не будет дождя, станет слишком пыльно, и во двор выйдет дворник со шлангом…
А человек не торопясь идет с работы и обдумывает задачу инспектора Варнике под названием «Ночная засада».
«Запах газа, пробивавшийся из квартиры господина Альмуса, к счастью, привлек внимание соседа, который не спал в эту ночь, занятый срочной работой.
Вызванные по телефону инспектор Варнике и сержант Фитт прибыли очень быстро. Альмус был еще жив, и его отправили на машине "скорой помощи" в больницу.
– Убийца допустил промашку, – констатировал инспектор, указывая на перчатку, лежащую в передней на стуле и не принадлежавшую хозяину квартиры (об этом сказал он сам, прежде чем его отнесли на носилках в машину).
– Этот тип пробрался сюда, чтобы открыть газ, а затем впопыхах забыл перчатку. Возможно, он еще вернется за ней, чтобы замести следы, не подозревая, что попытка убийства не удалась, – рассуждал вслух сержант Фитт.
Детективы выключили в квартире свет и приготовились к появлению "гостя".
Действительно, через полчаса скрипнула дверь, и кто-то тихо вошел в переднюю, освещая себе дорогу спичкой.
– Руки вверх! – произнес инспектор.
Сержант включил свет и обратился к вошедшему:
– Вы пришли за своей перчаткой, не так ли?
Незнакомец не стал отрицать, но решительно отверг обвинение в том, что он покушался на жизнь Альмуса. Сержант напомнил ему о смягчении наказания, которое применяется к сознавшимся преступникам, но тут инспектор Варнике отвел сержанта в сторону и сказал:
– Этот ночной визит действительно крайне подозрителен, но я не думаю, что этот господин покушался на жизнь Альмуса.
Почему инспектор пришел к такому выводу?»
Инспектор Варнике – не единственный организатор интеллектуального досуга. На страницах «Науки и жизни» публиковались и задачи детектива Людовика. В газете «Мир криминала» – истории майора Анискина. Тиражи газеты «За рубежом» поднимал доктор Меридит. А сколько еще таких выдуманных, но «какродных» персонажей, с которыми можно посоревноваться в наблюдательности и способностях к логике! Доктор Квик, Лерой Браун, инспектор Винтерс, инспектор Борг и сержант Блюм…
Без загадки человеческий ум черствеет. Это корень научного взгляда на мир. Исток философии. Основа журналистики, истории, изобретательства. Отправная точка всего, что создано и познано человеком. И в этом смысле инспектор Варнике – отличный тренер.
И – да, кстати (хотя все уже давно догадались): человек, включивший в квартире газ, не войдет в нее с зажженной спичкой.
Очень и очень несказка. Совсем не. И хорошо бы читать ее вслух, чтобы и взрослые тоже были вовлечены в процесс.
Таких недетских детских книг достаточно много. Сказки Андерсена, «Три толстяка» Олеши, «Маугли» – их действительно немало. И дело не столько в остроте поднимаемых проблем. Серьезность, постоянная незримая и необъявленная грустинка, тревога за будущее героев, а также реальное, узнаваемое зло, вставляющее палки в колеса всему тому, что может изменить жизнь к лучшему, и некрасивые, неглянцевые лица – все это сказку делает былью, в самом прямом значении этой цитаты.
Одинокая тетушка Рохли – немолодая, очень правильная, консервативная. Она не жалеет времени ни на питательные маски для лица, ни на поиски самой вкусной медовницы, ради которой можно объехать полгорода. Но однажды судьба и добрый порыв приводят ее к ограде Фиолетового дома. Тут она знакомится, совсем этого не желая, испытывая страх, раздражение и брезгливость, с маленьким щелезубом по кличке Сотый. С точки зрения Рохли, он уродлив, грязен и плохо воспитан. Глазки у него маленькие-маленькие, а между передними зубами зияет огромная щель – отсюда и название. От таких детей матери этого города избавляются сразу, сдавая их на воспитание в Фиолетовый дом, под крылышко к мадам Голове. Тут-то за ними присмотрят! Для этого есть целых две воспитательницы – Щекастая (бьет только рукой) и Палочница (бьет палкой, ужасно злобная). И даже на прогулку воспитанников выводят только по ночам, чтобы они своим видом не оскорбляли взгляды прохожих. И ещё потому, что днем они работают.
И выхода из приюта нет. Во-первых, щелезубам, в принципе, некуда идти – в обществе для них места нет. И, в-главных, там, за воротами, их поглотит прожорливая Густа. Она ужасна, и каждый, кто по глупости выйдет за ворота, попадет в ее бездонный черный живот. Правда-правда. Первый сбежал – и где он? Его поглотила Густа.
Мир щелезубов опасен и антисанитарен. Мир вокруг Фиолетового дома опасен и губителен. Так, во взаимном страхе, живут две части одного города, которые должны жить вместе.
Смогут ли они на самом деле жить вместе когда-нибудь? Как ни странно, но первый шаг к этому сделала именно тетушка Рохли – одинокая, правильная, живущая в свое удовольствие с избалованным кошкоптахом. Сделала, хотя ей никто не помогал и даже наоборот, старались помешать, запретить, заставить изменить решение.
История о принятии и ответственности, страхе и фальши, истине и борьбе. О том, что слабых, неспособных на действие людей не существует. И о том, что сильные мира сего могут оказаться глупыми и неуверенными в себе. И еще о том, что собственное мнение – это личные наблюдения, а не образцы формулировок, которые раздают каждому, хочет он того или нет.
Книга, события в которой даже не прописаны – прорисованы тонкой кисточкой. Такие истории – рай для иллюстраторов. И для читателей, конечно.
– Сегодня я копаю и ем жукашей столько, сколько найду и сколько в меня поместится.
– Их следует предварительно вымыть и пожарить, как полагается! – сказала вдруг Рохли, чувствуя, что постепенно успокаивается. – А если съесть больше пяти жукашей за раз, ты будешь мучиться от несварения желудка. Разве вас не дрессируют?
– Дрессируют? – переспросил щелезуб и, перестав жевать, почесал грязным ногтем кончик носа. – Дрессируют – что это такое?
– Что значит «что это такое»? – Рохли снова запустила руку в карман с цикадышами, нащупала все до последней штучки, собрала и сжала в кулаке. – Воспитатели ведь должны учить вас, что хорошо, а что плохо. Что можно делать, а чего делать ни в коем случае нельзя!
– А-а-а-а, – нахмурился щелезуб. – «Нельзя» – это я знаю. У нас разного «нельзя» много. Намного больше, чем жукашей.
Финская детская литература – это нечто особенное. Во-первых, она при любых обстоятельствах остается территорией абсолютного добра. Во-вторых, основное ее правило – «Нарушь правило». В-третьих, и этот неоспоримый парадокс ставит детскую литературу Финляндии на первое место в мире (если мы решили соревноваться): она как будто написана самими детьми. И, в-четвертых, она современна.
А теперь по пунктам.
«Бука» Туутикки Толонен не лишена конфликтов. В ней есть злодеи. Найдутся и неоднозначные ситуации, которые могут привести к серьезным последствиям. Но даже самое зловещее в этой истории, самое ночное и мурашечное по сути своей не страшно. И поэтому мы не верим в это зло, в его действенную силу – в реальность его существования.
«Нарушь правило». О да! Папа в семье Хеллемаа постоянно находится в командировках – настолько безвылазно, что дети давно забыли, как он выглядит, и называют его Незримый Глас, поскольку общаются с ним только по телефону.
Мама – очень хорошая мама. Но, выиграв путевку в Лапландию, она без сомнений уезжает на две недели, оставив троих детей на няню. А няня очень, очень странная…
Дети. Старшие – Хилла и Каапо – более-менее разумны и даже самостоятельны. Зато младшая, Майкки, постоянно разговаривает с собственным синим халатом. Оставаясь до приезда папы на попечении Буки, дети ничему не удивляются, не боятся, не предпринимают попыток сбежать или обратиться за помощью к взрослым. Более того, они проникаются состраданием и любовью к существу, которое переворачивает их уютную жизнь с ног на голову.
Автор тоже недалеко ушел – ведет себя, как маленький, позволяет детям взять сюжет в свои руки, а взрослых отодвигает на задний план, как будто не они здесь главные. И обрывает историю на самом интересном месте, а это означает только одно: впереди продолжение «Буки». И это прекрасно.
При таком подходе книжка обречена на то, чтобы оставаться современной даже в век развитых технологий. Да и как они помогут, если в один замечательный день у тебя в шкафу поселяется Бука по имени Уруру?
«Адресат: семья Хеллемаа.
Содержимое посылки: специально обученное человекообразное, кратко «бука», предназначена для ухода за детьми и ведения хозяйства.
Характер: не опасна, любит телевизор.
Место обитания: жилье человека.
Прочие характеристики: собственного имени не имеет, отзывается на «няня-бука» или просто «бука». Сама добывает себе пропитание. Никогда не оставит детей одних!
Владение языком: слабое. Человеческую речь понимает, но сама не говорит. Дальнейшему обучению не поддается. Отсутствие речи не влияет на рабочие качества.
Размещение: в шкафу в прихожей (шкаф необходимо освободить)».
– Чертовы рожки! – выругалась мама. – Да что же это творится?
Хорошее все-таки имя у этого детектива! Это и настроение, и взгляд на мир, и обещание приятного чтения. Но детектив остается детективом, и перед нами не просто истории из жизни доброго чудака, но и очередная порция загадок, порой весьма коварных.
Первые две истории вышли в издательстве «Речь» совсем недавно. И вот – следующие две. В «Трофеях детектива Позитивки» сюжет вылезает из генеральной уборки, затеянной главным героем. Офис совсем маленький. Раз-два – и чисто! Но навести порядок Позитивке постоянно мешают клиенты, которые стучатся в дверь. А поводом служат самые мусорные вещи: скомканный лист бумаги из принтера, яблочный огрызок, ореховая скорлупка… Однако, что для кого-то мусор, для Позитивки – улика. И он без труда раскрывает одно дело за другим.
А потом наступает лето, в офисе становится жарко, с улицы весь день раздаются радостные, но назойливые крики, а для детектива наступает мертвый сезон. Пора в отпуск! Но «лето началось удачно – детектив Позитивка потерял кошелек». На самом деле, ему не очень хочется куда-то уезжать. Хотя дело о пропаже кошелька он все-таки раскроет и в конце концов уедет в отпуск. А на отдыхе… ну да, какой отдых у детектива? …на отдыхе ему придется разгадать немало таинственных загадок.
Это не просто криминальные истории. Это настоящие загадки и для героя, и для читателя. А тем, кто еще не вполне освоил профессию детектива, помогут разгадки в конце книги.
Отличная зарядка для ума, полезное семейное чтение и достойный герой, продолжающий традиции инспектора Варнике.
Знаменитый детектив Позитивка! Популярность в равной степени удивляла и смущала детектива. Куда бы он ни пошел, всюду его сопровождали любопытные взгляды.
– Надеюсь, я не облился йогуртом, – волновался он после завтрака.
– Надеюсь, я не потерял плавки, – тревожился он, искупавшись в озере.
– Надеюсь, я не храпел слишком громко, – нервничал он после полуденного отдыха.
А однажды детектив Позитивка увидел свое отражение в воде озера и обнаружил, что он ужасно худой!
– Будут смеяться… – охнул он про себя.
– Или жалеть… – тихонько добавил он.
– И подкармливать! – вскликнул он в ужасе.
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...