«Здравствуйте! Я – ностальгик, – написал один из пользователей в одной из социальных сетей.
Хорошее слово. Похожее на «аллергика», острое, как диагноз. Меня охватила ностальгия – теперь я ностальгик.
При этом слово приобретает не временный, а постоянный смысл: Ностальгик – это всерьез и навсегда. Особенно, если есть повод. Ну, что же. Вот Даниэль Дефо считал, что «тоска по одной утраченной радости может омрачить все прочие услады мира».
Что интересно: современные словари толкуют ностальгию не только как тоску по родине, но и как тоску по прошлому. То есть чувство ширится, расползается по всем нам, охватывает все большую площадь. У каждого за спиной – белая пустыня с воткнутыми в землю флажками. Где-то там, далеко-далеко, было хорошо, и точно лучше, чем сейчас.
Не мечта ли это? Совсем не она. Мечта – это где-то впереди, а сбудется она или не сбудется, это еще неизвестно. А ностальгия имеет ясный повод для своего существования: прошлое уже сбылось, и осталась только тоска.
Кстати, интересно, что мы привыкли размещать прошлое у себя за спиной, а будущее – впереди. А в некоторых других культурах, например, у индейцев, прошлое – впереди, потому что мы знаем его в лицо. А прошлое, стало быть, сзади, и, пока оно не обойдет нас сбоку и не встанет перед глазами, оно не перейдет в категорию прошлого.
Наверное, настоящим оно становится в тот момент, когда поравняется с нами и идет с нами в ногу и рука об руку.
Вряд ли кто-нибудь станет ностальгиком по отношению к прошедшему году. Хотя и в нем было много хорошего. Издавались книжки, авторы получали литературные премии, создавались издательства. Но главное – несмотря ни на что, у каждой книги нашелся свой читатель.
Двести шестьдесят… Нет, уже больше лет назад... В общем, давным-давно в австрийском Зальцбурге в семье придворного музыканта Моцарта родился мальчик. Обычный мальчик, который не любил подолгу сидеть на одном месте и верил, что монетку в башмаки под Рождество подкладывают феи.
С этой-то монетки все и началось…
Как-то, проснувшись рождественским утром, маленький Амадей не нашел монетки в своем башмаке. Пока он размышлял над тем, чем же он провинился в ушедшем году, на подоконнике что-то звякнуло. Это перелетная птичка вьюрок пыталась стащить монетку.
И маленький Амадей просит у нее, чтобы она исполнила его заветное желание. Он тоже хочет превратиться в птичку: путешествовать по всему свету, сочинять песни о маме, папе и сестре, чтобы радовать их. А заодно – и других людей.
Вьюрок улетел, а желание Амадея тут же стало исполняться. Но однажды к повзрослевшему Моцарту прилетит его знакомый вьюрок, чтобы задать ему самый важный для человека вопрос.
История о детстве Моцарта: о его семье и первом турне, о старом друге-клавесине и волшебной флейте, которой он потом посвятит целую оперу. Но в целом – о музыке, которая вела и манила его, подсказывала ему дорогу и была главной любовью его жизни.
Впечатление легкости и нежности усиливают замечательные иллюстрации Екатерины Комраковой, главными мотивами которых стали Моцарт, острые крыши старинного города и распахнутые для полета крылья.
— Я тоже хочу путешествовать. А потом сочинять песни о том, что видел, и петь их маме, папе и Марии Анне, чтобы радовать их. Да и другие люди пусть тоже слушают, мне не жалко! И пусть любят меня за это.
Птица задумалась. А потом сказала:
— Твоё желание сбудется. Но не сразу, а постепенно.
— Не верь этой обманщице! — воскликнул клавесин. — Так не бывает, чтобы человек становился птицей.
— Бывает! — усмехнулся вьюрок. — Твоё желание уже начало сбываться, маленький Моцарт, просто ты ещё не знаешь об этом. Но я не справлюсь один, тебе тоже надо будет кое-что сделать.
— И что же это? — с любопытством спросил Амадей.
Главный герой этой книги – беспородный, но домашний и, к слову сказать, очень любимый лохматый пес по кличке Рибси.
В один из дней Хиггинсы, семья Рибси собралась съездить в торговый центр. И этой истории могло бы и не произойти, если бы настойчивый и упрямый Рибси не собрался бы ехать вместе со всеми. Но сослагательного наклонения у истории нет, и на парковке у торгового центра пес теряет своих хозяев.
С этого момента начинается его долгий путь назад, в свою семью, к своим родным Хиггинсам, к мальчику Генри, который считает его самым лучшим псом на свете. При этом и чужие люди относятся к нему хорошо: и многодетная семья, и одинокая старушка, и второклассники, сделавшие его талисманом класса. Везде его ждали ласковые слова и вкусные запахи. Мир переполнен запахами: тут тебе и сэндвич с тушеным мясом, и сосиска в тесте, и яичница-болтунья, и кофе, и попкорн, и кожаные ботинки, и жареные котлеты. Вот только запаха его хозяина среди них не встречалось.
Пока Рибси кочует из дома в дом, Генри продолжает его ждать и искать. Пишет объявления и надеется, что пес вернется. И наотрез отказывается завести нового пса, даже самого симпатичного. Потому что не может забыть своего Рибси.
Найдут ли мальчик и пес друг друга?
Трогательная, но не жалостливая книга о преданности. О тех испытаниях, которые выпадают на долю бездомного пса, в повести рассказывается без надрыва и лишних эмоций. Наоборот – когда Рибси теряет дом, мир не перестает быть для него интересным и радостным.
Вот бы всем быть такими: и тем, кто из скупости скармливает собаке старую свеклу и хлебные корки, и тем, кто выгоняет его из теплого лома, и тем, кто запирает пса на пролете пожарной лестницы.
- Может, принесем его в бюро находок? – предложила одна из младших сестренок, в капюшоне с козырьком.
- Глупенькая, в бюро находок в торговых центрах приносят только варежки и прочую мелочь, а не собак! – отмахнулась Зибби. Она, как старшая, иногда вела себя немного заносчиво и любила всеми командовать. – Давайте заберем его домой и подождем, пока в газете не появится объявление о пропаже?
- Ну… - протянула мама. Она была добрая, из тех мам, которые стараются поддерживать инициативу своих детей, чтобы те выросли самостоятельными. К тому же сегодня шел сильный дождь, и надо было их чем-то развлечь, пока они сидят дома. – Наверное, на парковке его лучше не оставлять. Вдруг его собьет машина?
Однажды девочка Лиза проделывает глазок на запотевшем от мороза окне. А в глазке – Снеговик, замерзший и скучающий в одиночестве. Тогда Лиза решает напоить его горячим чаем.
От тепла, как мы все знаем, все оживает. И Снеговик тоже ожил. И задался вопросом: «Кто я? Снеговик? Чаевик? Шаговик?»
Чтобы ответить на этот вопрос и заодно оправдать последнее имя, он зашагал в город: себя показать, людей посмотреть. И увидел много любопытного.
Но в итоге все же решил, что ему будет лучше где-нибудь на Севере. Шагать туда далеко и трудно, а вот добраться на льдине – запросто. Неугомонный Снеговик прыгает на проплывающую мимо льдину. И – плывет далеко-далеко, навстречу приключениям.
Он обязательно доплывет.
Добрая и простая история для самых маленьких. Но главное место в книге занимает не сюжет, а тонкие и подробные иллюстрации Винфрид Онгенрот. Здесь и белые просторы, и многоцветная комната Лизы, и геометрически монотонный город, и спрятанное под снегом клеверное поле, и далекий маяк где-то на Северном полюсе. Поэтому ее интересно пересматривать и перечитывать, что особенно важно для дошкольника, который видит в книге друга.
«Что-то урчит и ворчит, — подумал Снеговик. — Наверно, это от чая. Значит, я теперь не Снеговик, а Чаевик».
Он улыбнулся и потянулся.
— Снеговик — Стоявик, — сказал он. — А Чаевик — Шаговик.
Снеговик-Чаевик оторвал от земли свои снежные ноги и шагнул к воротам. Он повернулся, ведь Шаговик — это ещё и Вертовик, и помахал маленькой Лизе. Но глазок к этому времени уже затянулся, и Лиза ничего не увидела. Снеговик-Чаевик вышел за ворота и отправился гулять по городу.
Мастерские творческого письма (Creative Writing School, CWS) открывают писательскую программу «Год большого романа». Курс подойдёт тем, кто вынашивает идею романа...
Ученики 9–11 классов, интересующиеся литературой, историей или английским языком, приглашаются на смену «Наполеоновское погружение» в подмосковный детский лагерь «Искраград», где...
8–10 апреля 2025 года в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (Новгородская область) состоятся ХХVII Международные чтения, посвященные произведениям...
Гильдия словесников запускает авторский онлайн-курс Марии Гельфонд "Опять об Пушкина!". Онлайн-курс состоит из 10 занятий. Видеоконференции будут проходить в прямом эфире в...
Учителя литературы приглашаются к участию в онлайн-семинаре «Чехов в школе», который пройдёт на выходных 1–2 февраля 2025 года. Событие приурочено...
19 января 2025 года в 16:00 состоится лекция с презентацией книги «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в...
15 января в городе Домодедове (Московская область) состоится Практическая конференция учителей-разработчиков курсов подготовки к олимпиадам. К участию приглашаются преподаватели всех дисциплин. Цель...
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...