dksjhgjsdhghsdlghsdlhg20.jpg

Дмитрий Григорович — писатель, принадлежащий к «натуральной школе» 1840-х годов, представители которой изображали в своем творчестве преимущественно жизнь социальных низов - мещан, крестьян и мелких чиновников.

Значительным вкладом Григоровича в литературу стали повести «Деревня» (1846) и «Антон-горемыка» (1847) — одни из первых произведений, посвященных жизни крестьянства («Деревня» появилась даже раньше «Записок охотника» Тургенева, публикация которых началась в 47-м году).

Григорович был сыном русского помещика и француженки; воспитание его велось в основном на французском языке, и при работе над повестью «Деревня» писателю пришлось изучать русский язык почти как иностранный. Вот как это описывает сам Григорович в своих мемуарах: «Знакомый с простонародным русским языком только по редким книгам, которые удавалось читать, я стал усердно изучать его практически, проводил часы на мельнице, беседуя с помольцами, разговаривал с нашими крестьянами, стараясь прислушаться к складу их речи, записывал выражения, казавшиеся мне особенно характерными и живописными. Первые главы повести "Деревня" стоили мне неимоверного труда. Французский язык, которым меня питали до тринадцатилетнего возраста, все еще по временам давал себя чувствовать; я долго иногда путался, приискивая ту фразу, которая должна была выпукло и пластично выразить то, что хотелось сказать. <...> Каждую главу переделывал я, переписывал по нескольку раз, вымарывая, переправляя в ней все, что казалось нескладным».

6-Григорович 2.jpg


«Деревня», в которой Григорович постарался добросовестно передать свои наблюдения, посвящена тяжелой судьбе девочки-сироты, мать которой умерла при родах. В повести чувствуется несколько жалостливый, сентиментальный тон; еще сильнее эта особенность выражена в «Антоне-Горемыке», наполненном трогательными и драматическими подробностями. В дальнейшем писатель продолжал использовать подобные приемы, и если первые два его произведения о крестьянах пользовались большим успехом благодаря своей новизне для читателя, то последующие воспринимались как скучные и затянутые.

В 50-60-х годах Григорович пишет еще несколько романов и повестей, а также ряд рассказов, однако ни одно из новых произведений уже не привлекает такого внимания, как «Деревня» и «Антон-Горемыка». Установившееся к этому времени мнение о нем так выражено в переписке Тургеневым: «Боюсь несколько судьбы Григоровича, который теперь с неутомимой деятельностью разливает подонки своего таланта на такие сороковые бочки пресной воды, каковы его "Проселочные дороги".

6-Григорович 3.jpg


С середины 60-х годов в литературной деятельности Григоровича наступает почти 20-летний перерыв, и только в 83-м ему неожиданно удается вновь вернуть к себе внимание читателей рассказом «Гуттаперчевый мальчик». Писатель не оставил в этом рассказе свойственного ему прежде жалостливого тона, что видно уже из эпиграфа: "...Когда я родился - я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...". Однако рассказ умел большой успех и до сих пор остается самым узнаваемым произведением Григоровича.

В последние годы жизни Григорович пишет «Литературные воспоминания», в которых выражена свойственная ему обостренная восприимчивость и наблюдательность — в мемуарах встречаются выразительные портреты современников писателя и неожиданные, удачно схваченные детали и описания. В качестве примера можно привести одно из детских воспоминаний:

«Никогда не забуду первого моего переезда из деревни в Москву. Была осень. Мы спускались с кручи к Оке, чтобы пересесть затем на паром. За Окой, в глубине горизонта, надвигались неправильными рядами сизые тучи, между которыми местами просвечивали багровые полосы неба: было ли то действие внезапного пробуждения от сна, или крайнее нервное расстройство после разлуки с Николаем, или, наконец, галлюцинация, но мне показалось, что просветы на небе - только продолжение видимого пространства Оки, что тучи на нем, острова и мы все - с людьми, лошадьми, тарантасом - спускаемся в безбрежный океан и в нем должны будем погибнуть. Я начал биться и кричать и перепугал матушку, которой немало стоило усилий удержать меня на месте и уговорить».

Кроме яркой характеристики самого Григоровича, «Литературные воспоминания» интересны обилием подробностей о Достоевском, с которым Григорович жил вместе в период написания им «Бедных людей», а также о членах кружка Белинского.


Prev Next

12 октября – 7 декабря 2024 г. – Курс "Мир в зеркале культуры. Афины…

Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...

27–31 октября 2024 г. — Семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места писателя»…

Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...

26–29 октября 2024 — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных педагогов…

26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...

11–13 октября 2024 г. — Семинар для учителей словесности и тренинг для театральных…

11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.

24-25 августа 2024 – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы…

Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...

4–10 августа 2024 — Научно-практический семинар в Пушкинских горах для учителей гуманитарного цикла

Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...

21–31 июля 2024 г. — Мастерская «Новая школьная литература» на «Летней школе» (Тверская…

С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...

23–27 июля 2024 – VI Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне

С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь