158912961826167nifest-svobodnoj-shkolnoj-literatury.jpg

Жанр работы родился «в обстоятельствах непреодолимой силы»: школы внезапно перешли на дистанционное обучение.

А мой 10 класс как раз перед каникулами написал эссе по небольшим текстам (стихотворения в прозе Тургенева), и написал неудачно. Надо было разобрать работы, как-то выправить ситуацию. И сделать это в формате видеоконференции, в которой ни я, ни мои дети еще не работали. Значит, надо было придумать какой-то новый формат.

Первая мысль была: вместо доски использовать презентацию. Начала ее готовить, но тут и время кончилось, успела сделать только 7 или 8 слайдов. За 30 минут урока показала эти слайды, комментируя, поясняя – и в последние секунды родилось домашнее задание: каждому доделать презентацию так, чтобы соответствовала записанному ранее плану работы.

Эту работу с эссе по тексту я обычно начинаю в 10 классе как подготовку к ЕГЭ, но требую жестко выполнять МОЙ формат:

  • тема (это текст о… - и далее 1-3 слова, не более);
  • главная мысль (одно предложение);
  • что делает автор для того, чтобы мы поняли эту мысль (собственный связный текст, в сущности анализ произведения).

Слова «проблема», «позиция автора», я согласен» и т.п. из моих уст не звучат вообще, а если попадаются в детских работах, то следует строгое наказание и издается указ о запрете.

Формат оказался очень удобным. В течение двух лет меня не тошнит от шаблонных «егэшных» сочинений, а потом достаточно одного месяца, чтобы обучить нужному канону. Просто поменять форму.

Но когда я получила выполненные домашние задания, стало понятно, что работа оказалась гораздо важнее и глубже, чем я предполагала.

В сущности, моей целью было научить сперва работать на черновике. Очень часто сочинения пишутся сразу как чистовик – то есть ученик думает рукой. Пишет и думает. Иногда получается очень интересно, но чаще – длинно, затянуто, противоречиво, почти без работы с самим «исходным» текстом (вместо анализа – выхваченные цитаты в качестве аргумента, художественное произведение становится удобной картинкой, иллюстрацией, а его смысл и устройство так и остаются непонятными). Жанр презентации показался удобным (и оказался), потому что не позволяет сразу катать сплошной текст. А распределяя информацию по слайдам, невольно задумаешься: в каком порядке лучше поставить? Как разделить кусок информации (на один слайд много не влезет)?

Удобно оказалось и проверять: сразу видна логика – или ее отсутствие; видно, кто старается сразу прыгнуть от копания в тексте к общим словам; словом, обнажился способ работы, то, что происходило где-то вдали, чего я не видела и не могла увидеть.

Я не знаю, как это сработает, как повлияет на качество сочинений. Это еще предстоит проверить на деле. Но уже сейчас эти «детские презентации» нарисовали для меня ход дальнейшей работы с классом довольно отчетливо.

Вот как выглядит одна из работ, написанных о стихотворении в прозе «Щи»

 

Нина Валерьевна Гущина,

С.-Петербург, Аничков лицей


Prev Next

26–31 июля 2020 г. – Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне

С 26 по 31 июля 2020 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» при поддержке...

3–27 июня 2020 г. — онлайн-курс «Оценивание в обучении»

Школа для специалистов в сфере образования Schoolof Education приглашает преподавателей, методистов, дизайнеров образовательных программ и работников в областях HRи T&Dна онлайн-курс «Оценивание в обучении». Участники научатся планировать систему оценивания...

13 июня 2020 г. — День открытых дверей «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи»…

Московский городской педагогический университет предлагает педагогам и библиотекарям, имеющим высшее образование, пройти обучение на магистерской программе «Проектирование и сопровождение программ в сфере...

25–27 мая 2020 г. — Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность»

Дом-музей Достоевского в Старой Руссе приглашает подключиться к видеоконференции «Достоевский и современность» и поучаствовать в обсуждении докладов. Прямые эфиры пройдут в группе Дома-музея Достоевского в «ВКонтакте» 25–27 мая с 11:00...

21 мая 2020 г. — Международная видеоконференция «Современная русская литература для детей и подростков»

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования предлагает педагогам-словесникам и родителям присоединиться к видеоконференции, которая будет посвящена современной детской и подростковой литературе. Онлайн-встреча...

3 февраля–18 мая 2020 г. – Курс подготовки к сочинению на ЕГЭ по…

На сайте «Могу писать» стартует ставший традиционным бесплатный курс подготовки к ЕГЭ-сочинению по русскому языку. Каждый понедельник с 3 февраля...

22–24 апреля 2020 г. — Международные чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии…

Дорогие друзья! К сожалению, ситуация такова, что сроки Апрельских чтений необходимо перенести. Мы надеемся, что вместе с вами проведем конференцию осенью...

27 января – 30 марта – Второй онлайн-марафон для учителей русского языка и…

Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика» приглашает учителей русского языка и литературы на Второй онлайн-марафон 2020. Марафон пройдет с 27...

При поддержке:

При поддержке фонда Президентских грантов

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь