02875028375087230572037507239.jpg

Ну, вот, наконец, мы получили из уст министра образования Ольги Васильевой внятный ответ на вопрос о приоритетах в школьном образовании. Его можно прочитать в газете «Коммерсант». Теперь, надо полагать, дело преобразования образования (простите за невольный каламбур) пойдёт быстрее.

Главное – определиться с целью. И это – не образование детей, а внушение им правильных общих смыслов и представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Читай – о «своих» и «чужих», «наших» и «врагах». Знакомая парадигма – не правда ли?

Трогает в этой статье даже не то, что речь идёт о едином, читай – единственном учебнике (к этой мысли даже успели привыкнуть, уже не удивляет), а то, каким этот учебник должен быть, чему должен учить. Главный тезис, как и полагается в рассуждении – в начале статьи. Читаем: «Речь здесь идёт о социализации детей в культуре». То есть, главная функция учебника – способствовать социализации детей в культуре. Далее идёт важное уточнение: «Следует специально подчеркнуть: речь идёт о родной культуре – той, в которой ребёнок родился и живёт, которая его окружает <…> Культура определяет происходящее по её нормам (традициям) общение ребёнка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает его отношения с природой, людьми, с самим собой». Судя по всему, родная культура рассматривается автором статьи как объективно существующая вне субъекта данность; как совокупность идеальных образов и сакральных смыслов и архетипов, по отношению к которым единственным возможным действием субъекта может и должно быть благоговейное приятие и усвоение, растворение в ней. Речь не идёт о диалоге, не идёт об осознанном осмыслении культурных феноменов, а именно об усвоении их в обход рацио. Не мудрено, что следуя этой логике, учебник должен нарисовать для маленького читателя «запоминающиеся навсегда образы природы, народа, Родины» – разумеется, идеализированные и вызывающие умиление.

Внесём ясность в это положение. Упомянутые «запоминающиеся навсегда образы» в науке именуются штампами, отложившимися в коллективном сознании как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения некоего содержания, ставшего общим местом, избитой, прописной истиной. Так вот, оказывается, что должно стать содержанием учебников, в первую очередь, разумеется, по гуманитарным дисциплинам – литературе и истории. Общие места, прописные истины, выраженные речевыми штампами.

Ну, так это не трудно. Тем более, у нас есть на этот счёт прекрасная методическая традиция погружения сознания ребёнка в прекрасный сон о великой стране России, населённой исключительно былинными богатырями, военными героями и житийными святыми (кстати, и учебники, написанные по этой матрице, тоже есть и действуют). Гораздо труднее было бы, если бы перед профессиональным сообществом была поставлена иная цель – формировать у школьников способность постигать глубину отечественной культуры и истории во всей её сложности и многообразии; осмысленно уважать её; вступать в диалог с собственной и чужой культурой. Воспринимать её не только в статике культурно-значимых прецедентных текстов, но и в развитии. Объективно оценивать социокультурную ситуацию, видеть преимущества и проблемные места, активно действовать, творчески преображая, развивая родную страну.

Но этого нам не надо, ведь клишированность сознания, штампованность речи и творческое преобразование действительности – несовместимые вещи. Ну, и, слава Богу – баба с возу, кобыле – легче…

Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно…

Гражданская совесть и гражданская ответственность подменяются репродукцией «общих смыслов и общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны». Разговор об образовании сужается до разговора о воспитании, а точнее, даже не о воспитании, а о внушении подрастающему поколению заданных общих культурных смыслов, направленных на вечное воспроизводство социокультурной матрицы. Но кто выиграет от того, что у нас будет не очень образованное, зато «с Лениным в башке и с наганом в руке» поколение? Россия выиграет? Разве мы это уже не проходили? Или нам того и надо – ещё раз пройти по своему излюбленному кругу? Будто нет других траекторий движения…

Неужели не ясно, что воспитывая внушаемую личность, не способную к самостоятельному мышлению, в том числе и критическому, мы формируем абсолютно иррациональную силу, легко поддающуюся любым манипуляциям. Здесь главное слово – «любым». Наивно думать, что, если сегодня ты у руля и внушаешь ты, то завтра не найдётся другой, который так же сможет внушить то, что нужно ему и тогда… «повторится всё, как встарь – аптека, улица, фонарь».

Кстати сказать, вся история науки и искусства, в том числе, и литературы – это история преодоления общих смыслов и общих мест, выхода за рамки прописных истин. Так что, если быть последовательным на этом пути, то надо бы отменить литературу в школе вообще, а то, ведь там и Грибоедов есть, и лирика Пушкина, и «Мёртвые души» вместе с «Ревизором» Гоголя, сатира Салтыкова-Щедрина и Булгакова, мудрецы Платонова, чего доброго Шаламов с Солженицыным. Ну, разве что, если их всех выпрямить, причесать на одинаково-прямой пробор…

А про «игольное ушко» ЕГЭ и говорить не хочется. Если требования и задания на ЕГЭ, в частности, по литературе, останутся в том виде, в каком они есть сейчас, то, естественно, никакой вариативности не нужно: вызубрил обязательную программу – воспроизвёл и дело с концом.

И последнее. О едином образовательном пространстве. Есть множество успешно развивающихся стран, не имеющих при этом единого образовательного пространства. И проблем с культурной идентичностью и массовым оттоком «мозгов» тоже не имеющих. Очевидно, что единое образовательное пространство отнюдь не является панацеей и единственным залогом целостности общества и государства. Напротив, у колосса, стоящего на одной ноге, явно положение не из самых устойчивых… И это не допущение, не общее место, это – физика. А физика – наука точная, не рисующая запоминающиеся образы, а фиксирующая и описывающая факты. 

Надежда Дружинина


Prev Next

31 января - 23 мая 2022 - Бесплатная подготовка к ЕГЭ-сочинению 2022. Расписание…

На сайте “Могу писать" стартует ставший традиционным бесплатный курс подготовки к ЕГЭ-сочинению по русскому языку. Этот курс проводится на сайте...

Зима-весна 2022 года на “Могу писать”

Представляем подборку курсов, запланированных на второй семестр этого учебного года. Курсы адресованы тем, кто заинтересован в углублении своих знаний об анализе...

До 28 февраля 2022 г. — приём заявок на литературный конкурс для старшеклассников «Класс!»

До 28 февраля 2022 года принимаются заявки на участие в Четвёртом Всероссийском литературном конкурсе рассказов «Класс!», созданном для выявления и...

25–27 февраля 2022 — Конференция «Детская литература как событие»

Московский городской педагогический университет приглашает исследователей детской литературы и чтения, учителей, библиотекарей, студентов, аспирантов, родителей и детей к участию в Четвертой международной конференции...

25-30 января 2022 - ЦИДО “Умная методика” Четвёртый онлайн-марафон.

ЦИДО “Умная методика” приглашает учителей русского языка и литературы стать участниками  Четвёртого методического онлайн-марафона – 2022!   Марафон стартует 25 января...

14-16 января 2022 - Учительские выходные в Переделкине

Дом творчества Переделкино и Гильдия словесников приглашают учителей словесности и истории на Учительские выходные в Переделкине 14–16 января 2022 года...

21 декабря 2021 г. — «Зачем ученику литература? Мотивация и „точки входа“ в…

Московский международный салон образования (ММСО) приглашает на первую сессию цикла конференций ММСО.Пушкин «Субъектность в школьном литературном образовании», которая состоится 21 декабря в 16:00. Встреча...

21 декабря 2021 г. — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Зачем был написан “Медный всадник”?»

21 декабря в 18:10 занятие в Школе юного филолога проведет Игорь Владимирович Немировский — доктор филологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ, пушкинист. На лекции обсудят, смог ли Пушкин...

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь