31 марта 2017 года в московской библиотеке имени Н.А.Некрасова состоялось открытие выставки с логичным для пространства библиотеки названием – "Карточки". Авторы экспозиции рассматривают библиографическую карточку (а речь, прежде всего, именно о ней) как самостоятельный объект, хранящий в себе множество смыслов.
Современные художники, использовавшие карточку для создания художественного высказывания, библиотекари, создавшие свои инсталляции, интерактивный проект "Каталог", в работе над которым тут же может принять участие любой желающий – всё это помогает заново осмыслить и проанализировать феномен маленькой бумажной карточки с библиографическим описанием.
Карточка - вещь, привлекательная своей бинарностью. С одной стороны, это осязаемый предмет, имеющий цвет, размер, его можно потрогать, положить в карман и т.д. С другой, это носитель информации, знак присутствия некоего объекта (но не сам объект!)
А каков смысл «поэтических» карточек Льва Рубинштейна, которые стали основой выставки? Поэт расположил строки своих поэтических текстов на отдельных библиографических карточках и создал таким образом особый литературный жанр. Для того чтобы прочитать эти необычные стихи, необходимо совершить некое физическое действо, а именно в определенном ритме перебирать, перелистывать карточки, читая написанное. В результате возникает особая звуко-ритмическая поэтическая картина.
В день открытия выставки состоялся вечер Льва Рубинштейна – все присутствующие смогли услышать чтение карточек самим автором.
Поэтика Рубинштейна предполагает максимальную открытость и доступность для слушающей аудитории. Кажущиеся несущественность и необязательность строчек вовлекают слушателя в поток высказываний, который напоминает обрывки разговоров спешащих по улице людей. Их озвученные и незаконченные мысли словно доносятся до слуха того, кто наблюдает со стороны (автора, третьего лица, нас с вами). А устоявшееся представление о карточке как носителе объективной информации делает текст "достоверным", "документальным», даже фраза из сонника воспринимается как объективная реальность. Литературный текст перестает казаться вымыслом, воспринимается как «свое», собирает зрительные объекты, личные наблюдения в общую картину художественной и культурной жизни.
Попадая в силовое поле поэтики Рубинштейна, слушатель начинает связывать мысленно увиденные им образы между собой. Якобы незаконченная форма стимулирует воображение, провоцирует продолжить образный и смысловой ряд. А поставленные в равные условия признаки страшного и обыденного, важного и незначительного, находясь в «одной весовой категории», приобретают еще более драматичное звучание, доводя образ до абсолюта.
Когда Лев Рубинштейн читал свои карточки, за окном шел дождь со снегом, и капли, стуча, напоминали стук пальцев по клавиатуре, набирающих текст, где будет автор, и зритель, и я.
"Карточки" в "Некрасовке" можно будет увидеть еще недолго – до 31 мая 2017 года в часы работы библиотеки, а куратор проекта Дарья Серенко по понедельникам и четвергам с 18.00 до 19.30 проводит замечательные экскурсии по выставке.
Елена Боева
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...