Герой – вот ради чего нужно читать современную литературу. Ну не хотят школьники быть похожими ни на Онегина, ни на Обломова.
Даже деятельный Штольц не вызывает у них доверия, поскольку трудится ради труда, а не ради денег или карьеры, не отрабатывает ипотеку и не мечтает о мазерати. Как-то скучно живет, что уж тут. Башмачкин копит на шинель – это понятно, но сам он далеко не герой нашего времени. И тут увы. Раскольников? Базаров? Ау, есть здесь хоть какой-нибудь герой? Классические персонажи могут быть интересны, ими можно увлечься, можно проникнуться. Но быть ими – невозможно.
Герои ХХ века ближе, но и они – не мы.
Герой нашего времени живет в книгах XXI столетия. Ему можно быть растерянным, неуверенным, у него может не быть идеи. Он вообще не человек идей, он, скорее, человек действия. Что поделаешь – «не мы такие, жизнь такая». Но зато он понятный, он симпатичный, он хранит фотографии в телефоне и носит толстовки, не заморачиваясь на том, что этот вид одежды вообще-то имеет некоторое отношение к автору «Войны и мира».
И его зовут не Акакием.
Да, во многом эта приязнь зависит от встречи по одежке. Ну и пусть. Встретим, а там уже разберемся, являются ли антонимами «по одежке» и «по уму».
Мы еще поплачем о Башмачкине. Оправдаем Раскольникова. Вздохнем по Обломову. Все придет. Надо только немного подрасти.
Оказывается, события первой части «Города Солнца», хотя они и становятся все более жесткими и опасными для героев от главы к главе, от эпизода к эпизоду, но все же разворачиваются в привычном московском пейзаже с узнаваемыми фасадами и дворами. И начинается все с уютного особняка на Пречистенке, нарисованного в конце 18 века кистью давно забытого художника. А в самом конце Макс, взявшийся во всем разобраться и дойти до самой сути, садится в самолет и настраивается на совершенно другие приключения.
И не зря. Здесь, в Индии, где нет ни одного знакомого фасада или узнаваемого двора, ему предстоит пережить еще более жесткие – и гораздо более стремительные – эпизоды. Тем более что в этой части трилогии еще более остро встает вопрос: где друг, а где враг? Почему бывшие друзья отца теперь его, Максимовы, враги? За что мир так ополчился на него? И есть ли в этом мире хотя бы один крохотный уголок, где можно было бы избавиться от слежки?
А у читателей тем временем нарастает нетерпение. Что здесь вообще, ёлы-палы, происходит? Что такого мог узнать отец Макса, что спустя годы за его сыном охотятся люди, не пренебрегающие ни пытками, ни убийствами? Что в нашем мире может цениться так дорого?
Макс и сам не знает ответа на этот вопрос. Ему всего девятнадцать, и он не был готов к такой жизни: без друзей, без дома, без поддержки. Но что-то внутреннее, какое-то врожденное чувство заставляет его носиться по свету, решая все новые и новые загадки. И похоже, только он может их решить…
Книга, которая временами заставляет читателя задыхаться от скорости развития сюжета. Настоящая приключенческая сага для подростков и всех, кто любит этот жанр. Особенно подкупает географическая достоверность – это мощнейшая черта всех книг Евгения Рудашевского.
Там кто-то сидел. В самой глубине, у стеклянной витрины. Аня теперь тоже рассмотрела силуэт человека. Или манекена? Раньше она его не замечала.
– Включи фонарик, – над ухом прошептал Максим.
Аня сделала шаг назад, прижалась спиной к Максиму. Почувствовала его угловатую близость. Послушно включила фонарик и навела луч света на стулья.
Там был человек. И Аня его узнала. Свет от фонарика едва доходил до последних стульев, все искажал, делал еще более пугающим. Аня не могла отвести взгляд от застывшей улыбки на темном лице, от обнажившихся кроваво-бордовых зубов и десен. Клыки хищника, перекусившего горло жертве и теперь ожидавшего, пока стихнет ее агония, чтобы сполна насладиться еще теплым мясом.
– Что он здесь делает? – с удивлением выдавил Дима.
А ведь я ничего об этом не знаю. Нет, я знаю, что была Берлинская стена, что она разделяла Берлин на восточную и западную части, что жизнь по разные стороны стены принципиально разной: с этой – Эрих Хонеккер (тот, что целовался с Брежневым), с той – вообще непонятно что, но что-то не наше (следовательно, нехорошее). Я даже помню, как Ростропович играл на развалинах Стены в дни, когда ее разрушали – и это было даже не феерическое, а какое-то эйфорическое зрелище. И «Скорпионз» почему-то помню.
Но я не представляла себе, что немецкие семьи оказались разделенными. Стену с пограничными постами возвели буквально за ночь, и, допустим, вернулась мама с маленькими детьми домой – а там ни мужа, ни старших детей. Только ночник горит.
И, конечно, я не знала (да, незнание – мой личный косяк, но тем не менее) о сотнях погибших при попытке пробиться на другую сторону. Читаешь, читаешь, и вдруг, совершенно неожиданно – бац! – список беглецов и обстоятельства их гибели. И дальше читаешь.
В книге три героини. Парижанка Сюзанна, ее двоюродная сестра Магда и еще она девушка из Греции, которая оказывается в этой истории как будто случайно – до поры до времени. Молодость, цветение тела, свобода духа, мечты, стремления – все такое. Но семьи этих девушек несут на себе шрамы, полученные в прошлом. Шрамы, которые уже никогда не пройдут, как не проходит и прошлое, оставаясь с нами навсегда.
Роман в письмах – жанр, почти забытый. Тем интереснее разворачивается история, ведь многое приходится додумывать самим. И тем органичнее – ведь в письмах нет звучащей речи, только скрытая, и это полностью совпадает с протосюжетом, о котором свидетелям происходившего приходилось молчать десятилетиями. Молчать так долго, что многие (я, например) не могут представить, что им пришлось пережить.
Это нужная книга в самом прямом смысле слова. Ведь и о черных полковниках в Греции, и о Парижской весне 1968-го мы знаем не так много.
Но исторические знания – не главное в книге. Главное – это жизнь. Это весна. Это пробуждение тела, которое всегда идет рядом с пробуждением чувств. О жажде любви. И о переменах, которые требуют наши сердца, пока мы молоды, легки и непримиримы.
Каждый вечер запирает дверь на два оборота и сто раз проверяет, надежно ли запер. Все время повторяет, что я не должна доверять людям, которые хотят подружиться со мной в лицее, а особенно если они начинают расспрашивать, откуда я приехала и почему вернулась в Берлин… Короче, все так, как будто мы, а какой-то опасности.
В конце концов я так у него и спросила. Он просто пожал плечами. Не знаю, что это за ответ такой. Пробормотал, что сожалеет, но мне все же лучше, если я ничего не буду знать.
– Это чтобы тебя защитить.
– Но от чего? – спросила я.
– От Штази. Политической полиции восточной части Германии. От тех, кто нас сажал…
– А я-то думала, что ты свободен и скоро мама с Лоттой, Гансом и Хайди тоже будут с нами. Ты ведь именно так говорил мне в поезде?
«Жил да был один портной, его одежда была самой лучшей во всей стране. Поговаривали, будто его платья способны сделать красавицей самую невзрачную женщину, а костюмы – превращать заурядных мужчин в настоящих принцев. У него была только одна сложность, и эта сложность была связана с фруктами…»
Сказка Джесс – только один из миров, в который попадают герои этой истории. Она сочиняет сказку для незнакомого мальчика, которого случайно встречает в больнице. Мальчик находится в коме. Но ведь он все слышит? И Джесс принимается сочинять для него волшебные истории.
А что сама Джесс делает в больнице? Она не выносит солнечного света. Чтобы просто пройтись по улице, ей приходится надевать солнечные очки, перчатки, но главное – глухой капюшон, полностью закрывающий лицо. В таком виде она не становится заметнее для сверстников. Наоборот, превращается в человека-невидимку.
Но жизнь двенадцатилетнего подростка не может ограничиваться четырьмя стенами. Однажды ночью она выходит в сад и оказывается в незнакомом ледяном мире.
Скоро, очень скоро у Джесс появятся настоящие друзья. Точнее, настоящий друг – такой, о котором она всегда мечтала.
Книга о том, что каждый, кого по той или иной причине не принимает настоящий мир, строит для себя свой собственный. А вот кем и каким быть в своем мире – это вполне реальный выбор.
Но выхода не было. Джесс оказалась в узком коридоре между деревьями позади нее и непроходимыми лавровыми кустарниками впереди. Она представила себе, как неизвестное существо двинулось вперед по площадке; оно, это склизкое ночное создание, тяжело переставляло влажные лапы. И снова порыв ледяного ветра, совершенно несвойственного летней ночи.
Джесс нужно было найти лазейку. Она двинулась по коридору и наконец, к счастью, нашла прореху в кустарнике. Ей нужно было только одно: пробраться по спортивным полям к другой стороне парка – и бегом, бегом на дорогу, по городку и в свою постель.
Она шагнула в прореху, а оттуда – в неизведанное.
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...