329856283656238569823659862351.jpg

Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его – в какой угодно форме – мы все-таки должны. И это правильно, то есть, если хотите, честно по отношению к ученикам и вообще к своей работе. Того, что мы явились на урок, для дела явно недостаточно.

Создание этих планов требует времени. Как-то раз мне пришлось объяснять одному начальнику, почему у всех людей рабочая неделя (ставка) 36 часов, а у учителей – 18. Его это ужасно возмущало. Расчет же тут простой: на 18 часов, проведенных в классе, приходится как минимум 18 же – потраченных на подготовку. (Иначе говоря, нам за эту работу тоже платят). Черный юмор давнего спора заключается в том, что у учителя рабочая неделя гораздо больше 36 часов. Даже если не учитывать ни проверку тетрадей, ни внеклассную работу, ни составление бюрократических отчетов, все равно – далеко не каждый урок можно придумать и подготовить за час. На иные уроки по полдня уходит: пока перелопатишь гору книг, пока наберешь и распечатаешь раздаточный материал, пока сформулируешь вопросы и задания…

Создание уроков – процесс творческий и сугубо индивидуальный, однако существуют и ремесленные ноу-хау, которыми пренебрегать не стоит: они вам сэкономят и время, и силы, и нервы.

– Если нет вдохновения, не ждите его. Работать-то все равно придется. Начните с рутины: соберите в одну «кучу» материал, который вам потребуется на уроке: что надо спросить, что задать, о чем рассказать, что прочитать… Довольно часто все это само подсказывает план и логику урока.

– Кстати, не забывайте задавать д/з, а потом его спрашивать (со мной бывало…). И лучше записать, что было задано в каждом из классов, а то можно и перепутать.

– Не забывайте и другую азбучную истину: чем младше дети, тем чаще по ходу урока нужно менять род деятельности. Для 5-го класса идеальный интервал – 5 – 7 минут; для 7-го – 10. Да и для более старших удерживать внимание на чем-то одном дольше 15 – 20 минут – мучительное над собой насилие. И чем больше ваши дети привязаны к телевизору или компьютерным играм, тем интервал внимания у них короче, к сожалению. Что ж, нам приходится подстраиваться. Какой у нас ассортимент работ? Читаем, пишем, говорим (думаем и записываем свои мысли – но этому еще надо научить). Значит, все планы – это вариации на тему трех основных занятий.

– Записывая примерный «ход урока», имеет смысл разделить листок с планом вертикальной линией. С одной стороны писать, что делает учитель, с другой – чем в это время заняты ученики. Следите, чтобы они все время были заняты делом – больше, чем даже вы. Иначе вы их не «удержите»: пока учитель говорит да говорит, можно найти множество интересных занятий. «Морской бой», «точки», «палочки», «крестики – нолики», «виселица», «наборщик», записки, ярлычки на спине соседа – да мало ли что?.. Каюсь: в старших классах я развлекалась построением сечения куба по трем точкам. Красивая, между прочим, игра и даже полезная, но не для физики или военной подготовки. Так вот, на все это у класса не должно быть времени. Загрузите их работой, которую в любой момент можно проконтролировать и оценить.

– Такое «разделение труда» и свое время поможет сэкономить. Пока дети что-то пишут, вы успеете и отметки в дневники проставить, и д/з на доске написать, и технику наладить, чтобы не биться с ней под нетерпеливыми детскими взглядами.

– Кстати, о технике. Она, конечно, в моде, но прежде чем запустить кинофрагмент на весь урок, просчитайте плюсы и минусы такого хода. Главный плюс в том, что через зрительные образы информация усваивается гораздо легче, чем иными путями. Слух зрению, увы, не конкурент. А минус в том, что мы работаем со словом, и зрительный ряд заменить его не может – только дополнить. Время-то мы потратим, а чего добьемся? Техника на каждом уроке – воля ваша – нам «не по часам».

– Интерес к уроку (мотивация) – то, чего мы обязательно должны добиться. Работа «через не хочу» на литературе крайне нежелательна. Значит, все задания нужно сделать интересными. Это можно, если постараться. К примеру, составить план сказки про Ивана-царевича и серого волка – скучное дело. А вот нарисовать карту Тридевятого царства и соседних государств – интересное. Для нашей работы (прикиньте сами) разницы между планом и этой картой никакой, а для детей – громадная.

Еще пример. Подготовить рассказ о городе N, куда едет ревизор, кому-то будет лень. А написать донесение в Петербург от лица оного ревизора, который давно уж тут как тут, – совсем другое дело. Всякую мелочь отыщут и печать в конце поставят, особенно если объявить награду самому ретивому ревизору. Что мы получим? Знание текста, разумеется.

Оксана Смирнова


Prev Next

19 июня – 7 августа 2020 г. – Набор в магистратуру "Теория литературы…

Приглашаем в магистратуру "Теория литературы и литературное образование" в Институте филологии и истории РГГУ. Мы надеемся, что сумеем гармонично соединить академическую...

2–8 августа 2020 г. — Междисциплинарный семинар в Пушкинских Горах для учителей гуманитарного…

Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект» приглашает учителей на традиционный семинар в Пушкинских горах. В программе — посещение усадеб Пушкина, Святогорского монастыря с его могилой, дома-музея Довлатова, а...

26–31 июля 2020 г. – Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне

С 26 по 31 июля 2020 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» при поддержке...

3–27 июня 2020 г. — онлайн-курс «Оценивание в обучении»

Школа для специалистов в сфере образования Schoolof Education приглашает преподавателей, методистов, дизайнеров образовательных программ и работников в областях HRи T&Dна онлайн-курс «Оценивание в обучении». Участники научатся планировать систему оценивания...

18 июня 2020 г. — начало цикла вебинаров «Современная детская литература с Натальей Кутейниковой»

Центр «Альфа-диалог» приглашает на цикл из 5 вебинаров «Современная детская литература с Натальей Кутейниковой». Ведущая цикла — доцент, кандидат наук, автор методических пособий по преподаванию...

14 июня–2 июля 2020 г. – Летние творческие программы для детей подростков в…

Центр «Арка Марка» в литературном музее запускает летние программы для юных писателей и поэтов от 10 до 15 лет. Для тех...

13 июня 2020 г. — День открытых дверей «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи»…

Московский городской педагогический университет предлагает педагогам и библиотекарям, имеющим высшее образование, пройти обучение на магистерской программе «Проектирование и сопровождение программ в сфере...

25–27 мая 2020 г. — Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность»

Дом-музей Достоевского в Старой Руссе приглашает подключиться к видеоконференции «Достоевский и современность» и поучаствовать в обсуждении докладов. Прямые эфиры пройдут в группе Дома-музея Достоевского в «ВКонтакте» 25–27 мая с 11:00...

При поддержке:

При поддержке фонда Президентских грантов

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь