Среди бесконечного множества «целей и задач», стоящих перед словесником, есть такая частность, как развитие устной и письменной речи. В идеале мы, кроме всего прочего, должны научить наших деток создавать монологи – устные и письменные.
Про письменные монологи (сочинения) речь пойдет особо. Поговорим об устных. В давние времена с этим видом работ все было просто и ясно. На дом задавалось прочитать и освоить «параграф» учебника. На следующем уроке кто-то выходил к доске и этот параграф пересказывал. Сама по себе работа полезная, но сейчас она нам едва ли подойдет. Учебники литературы по большей части не годятся для осмысленного пересказа (да и раньше, честно говоря, не годились). Теперь же мы предпочитаем вести урок в форме диалога, и наши дети привыкают, что достаточно бросить краткую реплику (начиная ее, каков бы ни был вопрос, со слов: «А потому что…»). Монологическая речь на наших уроках – это монолог учителя. Или же пересказ каких-то эпизодов текста – тоже невредный вид задания, но не решающий задачи обучить развернутому монологу.
Существует вариант монолога, который называют «устным сочинением». Создается оно примерно так же, как и сочинение письменное: собираются мысли, подбираются цитаты. Все это превращается в план будущего выступления. Планы при желании или необходимости всегда можно проверить и оценить. А в начале урока достаточно пройти по рядам, чтобы выявить тех, кто к уроку не готов.
Устное сочинение можно задать как опережающее задание – на тему, о которой еще не говорили в классе. А можно, наоборот, предложить привести в порядок какой-то бурный разговор, интересный, но хаотичный. Для этого надо бы, чтобы в рабочих тетрадях фиксировались высказанные по ходу урока идеи. Это вообще полезный навык – слушая товарищей, фиксировать хорошие идеи (с указанием автора). Но ему тоже нужно учить прямо по ходу «эвристической беседы».
Очень важно, чтобы в обоих случаях (и при «опережающем», и при «обобщающем» задании) были подготовлены именно планы, а не тексты выступления. Даже в наше ленивое время встречаются отличницы, которые норовят написать трактат, потратив на него часа два, а потом выйдут к доске, уткнутся в тетрадь и будут бубнить по написанному. Или наоборот: лентяй скачает текст из Интернета, отвечать выйдет с распечаткой (а где написано, что уроки нельзя делать на компьютере?) и будет через пень-колоду разбирать чужой уныло-книжный текст.
Нам нужно четко объяснить «условия игры» и твердо их придерживаться. Устный ответ нельзя читать – можно только произносить, глядя «в пространство» и ишь подглядывая в план. Даже если ответ откуда-то «скачан», пересказать его надо своими словами, придерживаясь какой-то логики (как в былые времена излагали «параграф»).
Ответы обязательно придется разбирать – особенно в первое время, пока класс не привыкнет к этому виду работы. Объяснять, по каким параметрам выставляется отметка. Критерии тут те же, что и в письменных работах: количество и качество мыслей; логика высказывания; умение аргументировать свои идеи примерами из текста; грамотность речи. Кстати, и с точки зрения подготовки к ЕГЭ это очень полезная работа.
Прежде чем задавать «устное сочинение» на дом, ему надо поучить в классе. Техника работы примерно такова:
В дальнейшем опустить одно звено: дать время на сбор мыслей, собрать и зафиксировать на доске идеи, дать время на создание плана, а после обсудить уже готовые результаты. Когда класс справится и с этим, задание можно переводить в разряд домашних.
Оксана Смирнова
11–13 октября 2024 года в Санкт-Петербурге Большой детский фестиваль (БДФ) проведёт серию занятий для учителей-словесников и театральных педагогов.
Традиционная методическая конференция учителей словесности – XV Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время – состоится 24-25 августа 2024...
Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...
С 21 по 31 июля в ежегодном полевом лагере «Летняя школа» на берегу Волги в Тверской области будет открыта мастерская...
С 23 по 27 июля 2024 года музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» организует VI Летнюю школу для...
Что общего и в чем различия между музейной педагогикой и театральной? Как рождается событие и какова роль в этом: сцены...
С 1 по 10 июня в Сургуте (ХМАО — Югра) в «Школе 21» пройдёт дополнительная образовательная программа для школьников «Литературное...
Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня". Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на учеников 9-11 классов, заинтересованных в...