Опережающее задание не слишком популярно в методике, хотя как форма работы известно давно. Еще в 60-е годы ХХ века с помощью таких заданий наш учитель Ю.А. Халфин вырастил целую школу филологов и просто нечужих литературе людей.
Общая идея опережающего задания такова: ученик готовит дома ответ на вопрос, который только еще будет разбираться в классе. Например: «Ростовы и Болконские» по «Войне и миру» или «Лики ночи» по лирике Тютчева. Что нужно сделать? Составить план своего ответа примерно так, как составляется план сочинения. Берется черновой листок, набрасываются идеи, потом компонуются в связный рассказ с началом и концом. Записывать весь текст ответа не нужно. Пусть ребята в классе говорят, а не читают. Далее. Каждую идею надо «заверить» текстом. Без этого мысль считается недоказанной. Если речь идет о стихах, цитаты лучше выучить наизусть (наш учитель других вариантов не признавал). Или вписать в свой план, чтобы подсматривать по ходу ответа. Если о прозе, то нужны закладки.
Технике работы с закладками тоже придется учить. В стрессовой ситуации «развернутого ответа» закладка, на которой много маленьких букв, не годится. На закладке должна стоять большая, разборчивая цифра: 1,2,3… А в тетради, в плане ответа, вслед за мыслью должен стоять номер закладки. И (в скобках) номер тома, главы, страницы – чтобы потом, через пару лет, легко найти нужную цитату.
Когда начинается урок, мы сначала спрашиваем тех, кто сам хотел бы выступить. Бывает, что работа удалась и ее не терпится продемонстрировать. Отлично. Пусть сначала выступают по собственному желанию, а уж потом – по вашему.
Что в это время делает класс? Записывает чужие мысли. Когда я училась в школе, у нас в заводе было две тетради по литературе: для планов (д/з) и конспектов (урока). Это по-своему удобно: одну тетрадь можно взять на проверку, а другая останется «в работе». Но, с другой стороны, тонкие тетрадки для литературы не годятся, а толстые тяжело носить. Поэтому я разрешаю иметь одну тетрадь. Пусть даже она будет и не очень толстая, листов на 48 (причем тетради в клеточку даже удобнее). За год таких испишется как минимум штуки 4, и каждую нужно пометить грозной надписью на обложке: «Хранить 5 лет!!!» И знаете, хранят, причем иногда и гораздо дольше… В этом есть прямой смысл: мы пишем много существенных вещей, которые перед экзаменом потребуется повторить. Об этом дети почему-то не задумываются. Их всегда поражает, когда в 8-м классе говоришь, что, мол, в одиннадцатом «Ревизора» мы снова проходить не будем, а просто вы достанете вот эту самую тетрадь и прочитаете то, что сегодня записали. Но будьте уверены: после соответствующего разъяснения вы сможете рассчитывать на их тетради, как на надежное учебное пособие.
Итак, записываем тему урока, фамилии спрошенных и главные мысли их выступлений (зачем фамилии? – а знаете, как интересно годика через три будет читать, кто и что говорил?). Если по ходу дела у кого-то возникают идеи, возражения, дополнения, то не надо тянуть руку. Можно сделать у себя в тетради пометку, а когда начнется обсуждение, тогда и высказаться.
Эту работу (конспектирование ответов) тоже нужно оценивать, иначе ведь поленятся писать. Две-три тетрадки возьмем на проверку и выставим оценки за качество записи (то есть за работу на уроке); одного-двух человек вызовем, чтобы они «отреферировали» прозвучавшие ответы. Кратко назвали главные идеи и еще какие-то достоинства выступлений (о недостатках ребята говорить не любят – оставят это вам). Потом и другие включаются в обсуждение. Есть смысл у каждого спросить, что он может добавить к сказанному. Не поддавайтесь на отговорки: мол, все уже прозвучало, и добавить нечего. Смело требуйте, чтобы отлынщик повторил своими словами, что именно «уже прозвучало». Это один из самых веселых учительских трюков. Обычно такой лодырь, нехотя поднявшись, вдруг начинает говорить то, о чем речи и в помине не было. Класс, разумеется, хохочет – ну и пусть! Зато никому на таком уроке не скучно.
В конце учитель подводит итоги. Во-первых, выставляет отметки и комментирует качество выступлений (и содержание, и форму: говорить не так-то просто). А во-вторых, рассказывает то, до чего класс сам не додумался. Или предлагает некий упорядоченный «сводный» план ответа (сочинения) по данной теме. И слушают (записывают) его уже совсем иначе, чем если бы он взялся сам все объяснять «с нуля».
Оксана Смирнова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...