В Третьяковской галерее подходит к концу выставка Мартироса Сарьяна, армянского живописца, мастера света, автора ярких, как наши лучшие сны, картин. Разных художников надо смотреть через разные призмы.
В случае с Сарьяном мы с ребенком развлекались тем, что определяли, сколько в той или иной картине процентов солнца. (Спойлер: в результате 100 % ребенок присудил только одной картине – автопортрету самого художника).
А что, если подойти с этой меркой к книгам, которые мы читаем в темное время года? В книжках из школьной программы процент солнца очень низкий, и чем старше становится ребенок, тем ниже процент. То есть к депрессивному настрою подростков добавляется еще литературный антидопинг. В формуле «разумное-доброе-вечное» явно не хватает «светлого».
И дело даже не в хеппи-энде. А в том, чтобы защитить себя от уныния, скуки и даже отчаяния. И найти нужную книгу – ту, с которой хочется пережить зиму, темное время года и которая поможет любую темную мысль превратить в надежду. Книгу, которая станет удовольствием.
Таких книг достаточно. Их нужно держать под рукой. Их можно просто носить в сумке.
Каждый из нас имеет право на историю, которая ему нравится – быть в ней, ощущать себя в ней, не выходить из нее, находясь в реальности. Ту историю, в которой большой процент солнца. Пусть и в холодной воде.
Заключительная часть трилогии «Первая работа», которую ждали, несмотря на то, что перерыва между выходом книг почти не было. Но взросление Маши, главной героини, так стремительно, и мы привыкаем жить вместе с ней в этом ритме: школа, не самая простая работа, подготовка к ЕГЭ, а еще и попытки понять взрослых, и дружба, и письма тем, с кем познакомилась летом в Испании – а это совсем не случайные люди, и события их жизни так же важны для Маши, как и для нас, читателей этой книги.
Ей удается понять главное: любой человек достоин того, чтобы проявить к нему внимание, «вложиться» в него, помочь, если трудно. Будь то маленькая девочка, которая не может запомнить, сколько будет один плюс один, или необразованная нянька со своим пониманием жизни, или упрямая и сухая бизнес-леди, или только что родившийся братик – если воспринимать их как источники лишнего шума, помехи и раздражители, никогда не сможешь быть счастливой. И совсем другое дело, если ты постараешься и найдешь с ними общий язык.
Вдруг оказывается, что именно Маша может помочь им всем. Не потому, что она супергерой, а потому что вообще в жизни каждый может помочь каждому. С этой жизненной установкой Маша входит во взрослую жизнь. Но это – общие слова. А как именно это происходит, можно узнать, прочитав эту книгу.
– Я… Я пока не знаю, куда буду подавать…
– Как не знаешь? – ахнула она. – Я за два года готовилась к поступлению в вуз! Это изумительно, что ты еще даже не выбрала заведение!
«Потрясающе, изумительно, отлично, прекрасно», – мысленно посчитала я количество наречий, которые Наталья Евгеньевна, похоже, любила не меньше водолазок. Жаль, она не общается с Ольгой Сергеевной, та просветила бы ее: Стивен Кинг считает, что дорога в ад вымощена наречиями.
Телефон загудел в третий раз. «Может, что-то с мамой?» – испугалась я. Вытащила телефон из кармана. Ирэна!
– Простите. – Я почувствовала, что краснею. – Это по работе. Н-начальница, если можно так сказать.
Увлекательная история о герое и дороге, которая ему выпала.
На весь Скарнланд издревле славился род наездников-шмелелётов. Его представители не только прекрасно были признанными мастерами верховой езды, но и считали полеты на шмелях благородным спортом и воспитанием силы духа. Один из них даже книгу об этом написал – прекрасный и вдохновляющий труд. Книгу он посвятил своему внуку, Фридриху Львиному Зеву. И внук обязательно продолжил бы дело предков, если бы не его искренняя ненависть к полетам на шмелях.
И он действительно прекрасно обошелся бы без каких-либо полетов, если бы однажды к нему на балкон с громким жужжанием не влетел толстый шмель с золотыми, вместо обычных желтых, полосками на теле… Так для Фридриха начинается Путешествие Его Жизни, которое приведет его к невероятным испытаниям, сложносочиненным приключениям, настоящим друзьям и острым переживаниям – ко всему тому, к чему обычно приводит путешествие, затеянное с благородной целью.
Если книга начинается с карты, не жди от нее спокойствия и тишины. Эта книга гремит доспехами, шумит горными реками, свистит ветром в ушах.
Лично меня в первую очередь впечатлил образ книги. В книжном магазине вам дают мешочек с песком. Нужно только рассыпать песчинки по столу, и они начнут складываться в буквы – слово за словом, глава за главой.
И таких неожиданных предметных открытий в этой истории много. Она буквально переполнена деталями – так бывает, когда открываешь для себя новый, совсем новый мир.
Брумзель отвернулся от лагеря и уселся рядом.
– Все очень просто. Тебе наверняка знакомо чувство, которое бывает, когда тебя просят сделать что-то неприятное, да? Ну, например, эм… кого-нибудь предать или убрать что-нибудь тошнотворное?
– Слышал про такое, – осторожно ответил Фридрих.
– И ты говоришь: «Я не хочу». А кто-то настойчиво предлагает тебе за это деньги. И ты говоришь: «Я все равно этого делать не буду». Но тогда он предлагает тебе все больше и больше денег, и наконец такое безумное количество, что ты начинаешь колебаться. Ты начинаешь размышлять: «Может, все-таки неплохая идея – сделать это нехорошее дело, если взамен можно получить столько денег…» Так вот то, что ты слышишь у себя в голове в этот момент, и есть зов денег.
– Ты хочешь подкупить караульных? – спросил Фридрих, думая при этом: как же вычурно этот шмель выражается!
Что делать, если родители, вместо того, чтобы отвезти тебя на море, отправляют тебя на лето к двоюродной бабушке, которую ты никогда раньше не видел, которую неизвестно как зовут (тебе, наверное, говорили, но ты забыл), которая ест одни овощи и заставляет тебя мыть посуду? Надо дождаться, когда родители соберутся уезжать, вцепиться в них и громко и безутешно рыдать, пока они не сдадутся и не увезут тебя обратно в город.
Никита хорошо продумал свой план. И все бы ему удалось, если бы не мышонок… Да и бабушка оказывается с секретом.
Разве родители разрешили бы Никите на завтрак есть гениальное блюдо из яиц, брынзы, помидоров, укропа, фасоли и халвы? А зажигать плиту охотничьей спичкой? Или не спать по ночам и смотреть на звезды? И разве он мог раньше представить себе, что обычная овсянка (хотя она не совсем обычная – соленая и с соевым соусом) состоит из звездной пыли?
Словом, Никиту этим летом ждет множество открытий.
Но море – это море, его нельзя забыть. И в конце концов Никита с бабушкой отправляются на его поиски. Найдут ли они его? Узнать это можно, только дочитав книгу до конца. Но всегда важно знать: иногда искомое и заветное находится в тот самый момент твоей жизни, когда ты чувствуешь, что окончательно заблудился.
Собаки угомонились и затихли. Остались только кузнечики и лягушки. Никита поравнялся с сараем, и тут наверху кто-то громко кашлянул.
Сердце Никиты оборвалось, он застыл как вкопанный, и под мышками сразу закололо от страха.
– Это я, – сказали сверху.
Никита, вытаращив глаза, поднял голову и посветил фонариком. На крыше сарая сидела, скрестив ноги, бабушка.
– Гуляешь? – спросила бабушка.
Никита не шевелился. Бабушка указала рукой на прислоненную к сараю лестницу:
– Залезай, у меня чай есть.
Наталья Вишнякова
Свято-Тихоновский университет приглашает всех интересующихся старшеклассников в Школу гуманитария, где мы говорим о главных текстах европейской культуры. Тема первого семестра:...
Онлайн курс от создателя отделения теории истории мировой культуры в гимназии 1514 (Москва), д.ф.н. В.В.Глебкина. Как думали и видели мир люди...
Старшеклассники приглашаются принять участие в командной интеллектуальной игре «Литературная планета». Соревнование пройдёт в два тура — первый очно-заочный и второй...
В среду 20 ноября в 19:00 в Свято-Филаретовском институте в Москве пройдёт встреча клуба «В поисках смысла» на тему «Как...
Московский городской педагогический университет (МГПУ) открывает курсы повышения квалификации «Театральная педагогика как способ активизации творческого потенциала школьников». Приглашаются к участию школьные...
Учителя словесности, репетиторы и все, кому интересно творчество М. А. Булгакова приглашаются на семинар «Москва Булгакова: страницы творчества и места...
26–29 октября 2024 года в Москве Большой детский фестиваль (БДФ) совместно со школой “Золотое сечение” проведут серию занятий для учителей-словесников...
20 октября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится дискуссия «Как преподавать литературу в школе сегодня?» с презентацией книги Антона Ткаченко «Уроки...