nogtipushkina20.jpg

Как он получается, мем – загадка? Почему один неулыбчивый турист станет известен всему миру, а другой – только в своей френдленте? Почему довольно скучное видео, где интересное начинается «на 5:32», а заканчивается на «5:34», вдруг захватит миллионы, а другое видео, снятое профессиональным режиссером по профессиональному сценарию, где интересно все с первой и до последней секунды – пройдет порожняком?

Запрограммировать мем нельзя, создать его искусственно – тоже. Несмотря на дорогостоящие усилия маркетинговых отделов и продюсерских компаний, мемы рождаются и живут по собственным законам.

Мемом может стать что угодно: герой, фраза, изображение, жест, выражение лица. Вплотную изучать мемы начали не так давно, но и не так уж и недавно: наука меметика (представьте себе, есть такая!), появилась почти одновременно с первыми интернет-открытиями. В 1976 году, когда НАСА вовсю экспериментировала с пакетной передачей данных от компьютера к компьютеру, биолог-эволюционист Ричард Докинз впервые употребил термин «мем». В книге Докинза «Эгоистичный ген» мемом называлась единица культурной информации, размножающаяся копированием самой себя по воле или против воли реципиента со скоростью, зависящей от особенностей окружающей культурной среды.

Если смотреть широко и глубоко, мемы — это единицы коллективной бессознательной памяти, овеществленные в каких-то материальных образах: словесных, художественных, скульптурных, пластических. Пословицы, поговорки, народная мудрость, цитаты, фразеологизмы, цветовые решения (синий цвет Шагала или подсолнухи Ван Гога, например) — это все мемы, и с их помощью можно запросто формировать информационное пространство, воздействовать на массы и манипулировать историей. Мемы, несущие в себе зерна межнациональной розни (убийство белыми – черного, например), практически всегда провоцируют кровавые конфликты и массовые беспорядки. Так что мем всемогущ, а иногда и страшен.

shagal24124

Марк Шагал – Американские окна, 1977


Однако меметиков, тех самых ученых, которые занимаются мемами, стоило бы поправить. Единицы культурной информации, размножающиеся копированием вне воли автора и реципиента, появились значительно раньше интернета. Змей Горыныч и Баба Яга – разве не мемы? «Чего тебе надобно, старче?» - чем не мем? Мировая литература на мемы очень богата (один только «бедный Йорик» чего стоит), а русская – тем более. Иной школяр курс руслита знает исключительно в кратком содержании, но мемы – помнит и воспроизводит, и оттого написать сочинение или ответить у доски для него не представляет сложности.

Хронологически организованный хит-парад мемов русской классики выглядит примерно так:

Митрофанушка

Пятнадцатилетний недоросль из комедии Дениса Фонвизина вечен, как вечно невежество и простодушие. Он глуп до невозможности – но разве ж читатель не видит, что и в нем есть немножко от Митрофанушки? Между учиться и жениться мы так же зачастую выбираем второе, что такое существительное с прилагательным – знаем весьма приблизительно («Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»), лишних наук не хотим («география – наука не дворянская, извозчик сам довезет»), языком ляпаем направо и налево («снилась дрянь всякая, то ты, матушка, то ты, батюшка»). Дальнейшее Митрофаново будущее очевидно и лучезарно: он обязательно найдет себе тепленькое место в жизни, несмотря ни на каких Правдиных. Как не взять такого душку в мемы?

Ногти Пушкина

Как только кто-нибудь в очередной раз изрекает что-то вроде «лучше б ты вчера вечером не голову красила, а домашнее задание по литературе сделала» - сразу же отвечайте пушкинским «Быть можно дельным человеком – и думать о красе ногтей». Тем более что и сам Пушкин красой ногтей не брезговал: обратите внимание на знаменитый портрет работы Кипренского, тот самый, который «себя как в зеркале я вижу». Отличный маникюр!

portrait of alexander pushkin 1827

"Портрет А.С.Пушкина". Художник О.Кипренский, 1827 г.


Гений чистой красоты

Самый знаменитый, но не единственный пример того, из какого сора растут стихи, не ведая стыда (А.Ахматова). Отношение Пушкина к Анне Керн трудно было бы назвать романтическим. Это был очень тяжелое для Анны и очень неглубокое для Александра обыкновенное приключение двух взрослых людей, о котором в письмах Пушкина остались отнюдь не красящие его небрежные строчки, а в мемуарах Керн – оправдывающие ее нежные абзацы. А стихотворение вышло – чудесное.

Борзые щенки

С легкой руки Гоголя вот уже двести лет так называют неденежную взятку. Со времен «Ревизора» мало что поменялось. Власти предержащие все так же берут, и все так же простодушно оправдываются словами судьи Ляпкина-Тяпкина: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками! Это совсем иное дело

Второй том «Мертвых душ»

Рукопись, которая все-таки сгорела, не дает покоя всем пишущим по-русски: значит, все же, бывает недовольство собой такой силы, что в огонь летит все, что ты потом и кровью писал долгими бессонными ночами. Что в нем было, в этом втором томе? Мы знаем об этом только по фрагментам. Но космос второго тома «Мёртвых душ» существовал. Тем страшнее представлять себе его мучительную гибель.

N4KXBw-cG0k.jpg

Гоголь сжигает второй том "Мертвых душ"


Дед Мазай

Добрый дедушка, спасающий зайцев во время половодья, с легкой руки Николая Некрасова и школьных учителей стал символом русского крестьянства: забыв о собственной выгоде (это ж сколько полушубков старухе можно справить с этих ушастиков?), дед Мазай самоотверженно плавает от острова к острову на утлой лодчонке и спасает жизни зверям. Казалось, по всей Руси живут одни только добрые деды Мазаи, и уж если человек дожил до седой бороды – то уж зайца он непременно при случае спасет.

dedmazai.jpg

Дед Мазай и зайцы


Непонятная Россия

Федор Тютчев, не только великий поэт, но и серьезный государственный чиновник, дипломат, член-корреспондент Академии наук, стал автором одного из самых популярных мемов современности.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Пользуясь тютчевской формулой, не раз властные мужи и чиновный люд отказывались объясняться перед недоуменным народом. Вам не понять – просто верьте. А ведь учитывать уроки истории, проводить работу над историческими ошибками и вместе двигаться к светлому будущему можно только тогда, когда ты задействуешь ум. Тютчеву ли, энциклопедических знаний человеку, было этого не знать?

Левша

Мастеровитый кузнец из грустного сказа Николая Лескова знаком всем без исключения русскоговорящим читателям по подкованной блохе и отчаянной фразе «англичане ружья кирпичом не чистят». Чаще всего мы вспоминаем Левшу, когда хотим отметить чьи-то небывалые таланты или уникальные способности при незавидных первоначальных данных (левая рука, драные волосья, несолидный внешний вид – с первого взгляда в Левше и не разглядишь кудесника), реже – когда с грустью констатируем: богата и обильна наша земля талантами и гениями, да только способности наших гениев не больно-то родной земле и нужны. Хотя и царь вроде «за», и атаман Платов не против, и все рады левше, восхищаются им и рукоплещут – а все равно погибает мастер без имени и титулов в больнице для бедных, и никому не нужен ни он сам, ни его подкованная блоха. А ружья, между прочим, если бы кирпичом не чистили, куда лучше стреляли бы.

kukryniksy1.jpg

Иллюстрация Кукрыниксов к сказу "Левша"


Унтер Пришибеев

«Виновен не я, а все прочие», «Нешто в законе сказано, чтобы народ табунами ходил?», «Ежели я не стану их разгонять да взыскивать, то кто ж станет?», «Где это в законе написано, чтобы народу волю давать?» - унтер Пришибеев из коротенького рассказа Чехова задает эти вопросы не просто так. Он искренне болеет за то дело, которое добровольно, бесплатно и добросовестно делает: разгоняет народ, присматривает за бабами, дерет за уши ребятишек, отправляет по домам гуляющих, в общем, наводит порядки. Какие именно порядки нужно наводить – унтер Пришибеев прекрасно знает, потому что сам их придумал, а если кто мешает – так разве ж можно мешать порядку?

Полиграф Полиграфыч Шариков

Жертва научного эксперимента товарищ Шариков замыкает наш хит-парад. Обратите внимание, как эволюционировал (или деградировал?) наш Митрофанушка. Симпатичный увалень восемнадцатого века, эдакий обормот, от которого никакой пользы, но и никакого вреда, невежда, над которым мы так весело смеялись – оборотился Шариковым, недособакой-недочеловеком, смертельно опасным в своей тупости и своем нежелании ничего знать. Мог ли предположить Фонвизин, что митрофанушки выродятся в шариковых?

Скорее всего, мог. Денис Иванович Фонвизин, современник пугачевского бунта и французской революции, знал разрушительную силу невежества людей простых и катастрофическую мощь невежества властей предержащих. Но он верил, что Митрофанушек спасут Стародумы.

Автор «Собачьего сердца», к сожалению, знал, что Стародумы Митрофанушек не спасают, а создают. Ведь Шариков появился не сам по себе, а только волей профессора Преображенского…

Анна Северинец


МЫ В СОЦСЕТЯХ

VK
FB

Prev Next

28–29 декабря 2019 г. — Семинар «Как читать художественный текст? Анализ словесных и…

Ассоциация «Гильдия словесников» совместно с ИМЛИ РАН и Новгородским музеем-заповедником при финансовой поддержке Фонда президентских грантов приглашают на традиционный научно-практический семинар «Как читать художественный...

4–7 декабря 2019 г. — Общероссийский семинар повышения квалификации учителей «Лучшие практики реализации…

Санкт-Петербургское Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект» проводит Общероссийский семинар повышения квалификации учителей «Лучшие практики реализации ФГОС начального общего образования». Форум проводится с 2018...

21 ноября 2019 г. — Научный семинар «Педагогика текста: „Новый Органон“. Актуальные направления…

Центр русского языка и славистики РАО, РГПУ им. А. И. Герцена и Институт педагогики СПбГУ приглашают принять участие в научном семинаре «Педагогика текста: „Новый...

1 ноября 2019 г. – 24 января 2020 г. — Мероприятия на выставке…

Государственный литературный музей приглашает на экскурсии по выставке «Русский сентиментализм: знаки препинания», лекторий «Образы и смыслы русского сентиментализма», а также спектакль и...

12 ноября 2019 г. - Занятие ШЮФ НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Герника» Пикассо:…

12 ноября состоится очередное занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия: «Герника» Пикассо: от Данте до Бальзака. Универсальные принципы анализа...

5 ноября 2019 г. - Занятие Школы юного филолога НИУ ВШЭ. Тема занятия:…

На кого больше похожи тексты Бродского — на Пушкина или на Лермонтова? Есть ли какой-то смысл в этом вопросе, и...

1–7 ноября 2019 г. – Онлайн-марафон молодых учителей русского языка и литературы

С 1 по 7 ноября пройдет онлайн-марафон молодых учителей русского языка и литературы. Организаторами выступают Ассоциация «Гильдия словесников» и Центр...

29 октября 2019 г. - В Школе юного филолога НИУ ВШЭ мастер-класс «Как…

29 октября, во вторник, в Школе юного филолога в ВШЭ пройдёт мастер-класс Германа Лукомникова «Как делать стихи Германа Лукомникова». Поэт-минималист, мастер...

МАЙ-ИЮНЬ 2018

Lit 03 04 20156438 Cover

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь