218754812547512954912545124124.jpg

«Трагедия народа как тема литературы» - так еще недавно назывался раздел нескольких школьных программ по литературе в 11 классе. С 1990-х годов началось знакомство школьников с творчеством А.И.Солженицына. Традиционно читали два рассказа, остальное редко.

В 2011 году министерство при поддержке президента страны рекомендовало более интенсивное изучение творчества писателя, но острый недостаток времени мешает изучать другие его произведения. А ведь они посвящены не только репрессиям, но всегда – человеческому сознанию, душе и духу.

«Данте ХХ века»

Ф.Соллерс[1]

Методические вопросы между тем со временем накапливались. Что, когда, как изучать?

Прежде всего, учитель должен решить, почему произведения Солженицына необходимо обсуждать с детьми. Даже Нобелевская премия не авторитет для некоторых. Но вспомним мнение изысканного эстета И.Бродского, которого старшеклассники и студенты любят читать и цитировать, которому подражают в ритмах и в отношении к искусству, а то и к жизни: « Я очень горжусь тем, что пишу с ним на одном языке. Я считаю его одним из величайших... и отважных людей этого столетия. Я считаю его совершенно выдающимся писателем...» Так и мы осмысляем художественную ценность творчества Солженицына. Задача – исследовать и доказать, лучше – вместе с учениками, ибо истинный писатель всегда дарит художественные открытия.

Другая возможность – открытие народного мира, истории, сознания и совести. Все учителя знают, как трудно читать с учениками строки Тургенева, Бунина или стихи о русской деревне: лексика, образ жизни, отношения между людьми непонятны нынешнему юному читателю. Волей-неволей, а лучше осмысленно именно учитель литературы погружает детей в реальную историю, помогает представить сознание людей ХХ века, чтоб не росли Иваны, родства не помнящие.

И, наконец, нравственные открытия, часто неожиданные, иногда горькие. Какова связь человека с его землей? отечеством? с рядом живущими или давно ушедшими людьми? Какова его ответственность за происходящее или уже свершившееся?..

А.И.Солженицын – постоянно обнаженный нравственный камертон. Читая, нельзя не откликнуться. Так растим душу, воспитываем – не говорить же о каком-то отдельном воспитании?

***

Круг возможных для изучения произведений велик. Предложим распределение по возрасту для включения в рабочие программы.

С 5 по 11 классы - «Крохотки». Это отличный материал для изучения текста на литературе и на уроках русского языка. (Для удовольствия заглянем хотя бы в «Утёнка»: «Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем – тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист…»)

В 8-9 классах можно заглянуть и в рассказы 1990-х годов – на усмотрение учителя (в том числе для подготовки к ОГЭ по русскому языку). Кодификатор к экзамену предполагает изучение рассказа «Матрёнин двор». Но в условиях не изученной подробно истории ХХ века возможно только общее и эмоциональное знакомство. Даже традиционный вопрос о праведнике осваивается неглубоко. Но обсудим.

В 10 классе, сразу после Толстого, обратимся к рассказу «Один день Ивана Денисовича». Тема народного характера, совести, нравственной оценки очевиднее всего в сравнении с образами «Войны и мира». Две Отечественные войны - свои и враги – плен – «самостояние человека» или потеря себя. Вспомним вопрос Ю.Домбровского (прав ли он?): «Почему герой носит имя и фамилию Ивана Шухова? Я бы назвал его “Платон Каратаев в лагере”». Хотя программа И.Н.Сухих предполагает изучение в 11 классе, совет автора методической разработки – всё же в 10…[2])

В 11 классе сразу после «Деревни» И.А.Бунина откроем ряд «деревенских» произведений в литературе ХХ века: вернёмся к «Матрёнину двору»[3], затем обратимся к В.Распутину («Прощание с Матёрой») – и далее на усмотрение учителя (например, Б.Екимов «Фетисыч»). Ясно всем, что тема эта невозможна в мае. С повзрослевшими читателями говорим об образе советской деревне, о разрыве человеческих связей, о смысле соотношения человек – власть. Вспомним не только некрасовских женщин, народную и женскую тему в русской литературе (до Ярославны, ждавшей Игоря), но и Наума Коржавина: «Столетье промчалось. И снова…» (1960).

Тогда же или раньше некоторые учителя рассматривают с читающими детьми роман «В круге первом». Может быть, на читательской конференции или напишут отзыв, рецензию… Проводят урок вместе с учителем обществознания...

К середине 11 класса, после итогового сочинения, рекомендуем провести учебную конференцию по книге «Архипелаг ГУЛАГ». При договорённости с администрацией школы и с коллегами-историками это может быть объемное занятие, соединяющее разные предметы, – с выходом на промежуточный контроль. Варианты рассмотрения этой книги, как на конференции, так и на уроках, предложены автором настоящей статьи[4]. Методические пособия можно использовать и во внеурочной деятельности.

Особенно важно работать с сатирическим аспектом книги. Иронию, гротеск узнают далеко не все наши ученики. Даже рассуждения «учёного» Фан Фаныча из главы «Зэки как нация» многие воспринимают всерьёз. Например, такие: «…типичная детскость туземного мышления, своеобразный дадаизм. Или вот ещё (со времени Беломорканала):

— Пусть медведь работает!

Ну как, серьёзно говоря, можно представить себе медведя, прокладывающего великий канал? Вопрос о медвежьей работе был достаточно освещён ещё в трудах И.А. Крылова…»

Сам жанр «Архипелага…» - «опыт художественного исследования» - заслуживает изучения к середине 11 класса. Методический материал пригодится и для создания проектных или исследовательских работ. Назовём некоторые возможные темы:

  • От метафорического эпитета к развёрнутой метафоре в книге А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
  • О смысле сплетения стилей в главе «Зэки как нация».
  • Авторские неологизмы А.Солженицына: смысл логический и художественный …
  • Значение несобственно-прямой речи для понимания авторского замысла (по книге...).
  • Беседа автора «Архипелага...» с писателями-предшественниками.
  • «Архипелаг ГУЛАГ» в подзаголовках: в чём смысл названий глав и эпиграфов?
  • Ошибочные умозаключения, алогизмы, абсурд на страницах книги...

«Архипелаг ГУЛАГ» до сих пор вызывает много споров. Русская литература искони гуманистична, а потому не станем обсуждать слова самооправдания бывших надзирателей, следователей и их питомцев. Коснемся только важного исторической вопроса – о количестве жертв репрессий. Солженицын писал о 60 миллионах, а нынешние историки спорят: 10 - 20 миллионов погибших. К любой цифре добавим количество пострадавших, больных, изувеченных, нерождённых… (Известно, что в военных конфликтах раненых бывает примерно вдвое больше, чем погибших.) А неучтенные или утраченные, нарочно потерянные или скрытые данные? «Документы нашего прошлого уничтожены, караульные вышки спилены, бараки сравнены с землей, ржавая колючая проволока смотана и увезена куда-то в другое место. На развалинах Серпантинки процвел иван-чай — цветок пожара, забвения, враг архивов и человеческой памяти»[5], - писал Варлам Шаламов.

Чтобы трава забвения не покрыла умы и совесть наших учеников, вернёмся к «арифметике», к Раскольникову. Впрочем, наученные, дети сами обращаются к опровержению его «теории». Писатель Солженицын мог ошибаться: ему не были доступны все архивы, впрочем, не открытые до сих пор. Зато ему писали бывшие зэки, и он – не выдумывал. А статистика не искусство; тем более она не была надёжна в ХХ веке. Но есть художественная правда - на уровне эстетического и нравственного восприятия, мысли, чувств. «Я думаю, что советская система обрела своего Гомера в случае с Солженицыным…» (И.Бродский).

***

О «Крохотках» на уроках

Малые художественные формы могут исследоваться по-разному. Предлагаемое занятие рассчитано на старших, подготовленных учеников, так как предполагает узнавание жанров, сопоставление и т.п.

Задания выдаются последовательно. Все наблюдения следует записывать в тетрадь.

Прочитайте 3 текста. (Можно выбрать и 5.) Поработайте индивидуально, потом обсудите и соберите выступление от группы (2 – 6 человек).

[1] Способ двигаться

Что был конь — играющий выгнутою спиной, рубящий копытами, с размётанной гривой, с разумным горячим глазом! Что был верблюд — двугорбый лебедь, медлительный мудрец с усмешкой познания на круглых губах! Что был даже черноморденький ишачок — с его терпеливой твёрдостью, живыми ласковыми ушами!

А мы избрали?.. — вот это безобразнейшее из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком. Оно не проржёт о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину. Оно постоянно скрежещет железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом.

Что ж, каковы мы — таков и наш способ двигаться.

[2] Лунный блик

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

[3] Паутина

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину — и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.

А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.

Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна.

Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.

1) Определите жанр точно или описательно. Черты каких жанров вы заметили?

2) Какие литературные воспоминания и ассоциации возникают у читателя?

3) Какие художественные особенности мы отметим? Как они «работают»? (То есть - зачем?)

4) Где не солженицынский текст? Как вы определили? Запишите, в чём отличие солженицынских «Крохоток».

5) Выступления групп, представление общих наблюдений.

Предлагаем коллегам самостоятельно определить, что из «крошечных» текстов принадлежит В.Астафьеву, из его «Затесей». Главное – это выявить отличия, то есть как раз объяснить, в чём художественное своеобразие каждого из писателей.

6) Для справки следующие сведения выведем на экран. Задание – обсудить в парах и объяснить, как соединить части определений. После работы в парах – 3 минуты самостоятельных записей, коррекция.

Стихотворение в прозе - Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения

Лирическая миниатюра - Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия

Притча - Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет

Философский этюд - название некоторых произведений, являющихся результатом какого-нибудь исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд. (Словарь Ушакова)

Дополнительный вопрос. Есть ли в «Крохотках» элементы исследований?

7) Запишите 3-5 предложений о своеобразии писательского стиля по итогам своих наблюдений - или еще одну «Крохотку» (можно - в духе Солженицына или свою).

Варианты представления творческих работ: чтение вслух для всех или в группах, презентация на стенах (все пройдут и прочтут).

Отметим проблемность каждой «Крохотки», решительность или особую выразительность авторской интонации - наряду с оригинальностью отдельных образов, гиперболизм в передаче чувств и некоторую притчевость.

___________

Познакомившись с творческим почерком писателя, ученики с интересом обращаются и к другим его произведениям, слышат его живой голос, читают и другие книги. О таком пути к сердцу читателя знал сам А.И. Солженицын: «…Убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце» («Нобелевская лекция»).

 

[1] Цит . по кн.: Нива Ж. Александр Солженицын: борец и писатель. - СПб.: Вита Нова, 2014. – С.71.

[2] См.: Еремина Т.Я. Александр Исаевич Солженицын. // Литература в 11 классе: Книга для учителя. Под ред. И.Н.Сухих. – М., 2010. С. 209 -0 221. А также: Александр Исаевич Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» // Литература. 11 класс (базовый уровень): Практикум: (среднее (полное) общее образование)/ [С.П.Белокурова, И.В.Ежова, М.Г.Дорофеева и др.]; под ред И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 286 – 291.

[3] Еремина Т.Я. Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» в 11 классе. // Интернет

[4] См. 1) Еремина Т.Я. «Учебно-исследовательская конференция по книге А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ”». - М.: Чистые пруды, 2009. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 31.)

2) Книга А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в школьном изучении». - М.: Просвещение, 2012.

[5] В.Шаламов. Перчатка. Шаламов знал, что его личное дело уничтожено. Когда он подавал документы, чтобы ему увеличили пенсию по инвалидности (жалкую, меньше сорока рублей поначалу) за северный горный стаж… этот стаж ему не подтвердили. Оказалось, что документов, которые свидетельствуют о работе Шаламова на Колыме, не существует. – Из конспекта лекции С.Соловьева.

Татьяна Ерёмина


Prev Next

4–10 августа 2024 — Научно-практический семинар в Пушкинских горах для учителей гуманитарного цикла

Культурно-просветительское общество “Пушкинский проект” приглашает учителей литературы, русского языка, истории, а также школьников старших классов принять участие в Научно-практическом семинаре...

4 марта – 3 июня 2024 – Конкурс эссе "Музей сегодня"

Институт общественных наук РАНХиГС проводит конкурс эссе "Музей сегодня".  Конкурс проводится совместно с домом-культуры "ГЭС-2" и ориентирован на  учеников 9-11 классов, заинтересованных в...

Зима-весна 2024 года на сайте уроков русского языка «Могу писать»

Дорогие коллеги! Ознакомьтесь с информацией о текущих курсах для учителей русского языка и литературы, которые проходят на сайте «Могу писать»...

21 апреля 2024 – Акция "Я покажу тебе музей" в Пушкинском

21 апреля в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей". Музей для школьника часто место, куда можно прийти на экскурсию...

18–20 апреля 2024 — ХХVI Международные чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии…

18–20 апреля 2024 г. в городе Старой Руссе (Новгородская область) в музее романа “Братья Карамазовы” состоятся XXVI Международные чтения “Произведения...

15–17 апреля 2024 — Профессиональная программа повышения квалификации «Экспозиционная и выставочная деятельность в…

ГМИРЛИ имени В.И. Даля приглашает сотрудников музеев, выставочных залов, культурных центров и библиотек, а также всех интересующихся литературой и оформлением...

27 марта 2024 — Всероссийский методический семинар «От смысла к тексту и обратно»

Преподаватели русского языка, литературы и иностранных языков из частных и государственных школ приглашаются принять участие во Всероссийском методическом семинаре «От...

23 марта 2024 — Восьмая Всероссийская петербургская методическая школа учителей словесности (Санкт-Петербург)

23 марта с 9:00 до 15:45 в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга состоится Всероссийская методическая школа учителей словесности «Петербургский урок...

При поддержке:

При поддержке фонда ДАР

Устав

Предлагаем прочитать Устав Ассоциации "Гильдия словесников".

Скачать Устав в PDF

Обратная связь