Слово не живет без читателя. Даже самые тайные, самые закрытые юношеские дневники пишутся для читателя – далекого, неизвестного, пока еще незнакомого, но такого, который точно поймет и точно оценит. Публичное слово, а уж тем более слово литературное, рождается только в надежде на читателей.
Вопрос, конечно, деликатный и непростой. Во-первых, все мы разные, и трудно дать какие-то универсальные советы насчет того, как должен выглядеть учитель, да еще именно словесник. А во-вторых, пожилой словесник молодому не указ: каждое время тяготеет к своему стилю…
Шеллер-Михайлов - один из писателей-«шестидесятников», выделяющийся своей необычной судьбой: если большинство из них, поставленных в условия буквально постоянной борьбы за существование, не выдерживали, спивались и умирали примерно к 30 годам, то Шеллер прожил больше 60, до 1900 года. На протяжении всей своей литературной деятельности он отличался «железобетонной» приверженностью идеям 60-х годов.
Дом – это повесть о любви. О незримой, неосознанной, не названной по имени. Ребенок редко говорит, что любит свой дом. Для него жить в доме – это просто жить. Дышать, протаптывать собственные тропы, наполнять своими смыслами и тайничками. Дом весь, целиком – в его сознании, вне стен и метража. Потом, спустя годы, этот образ вынырнет из детской памяти, и тогда уже будет – «люблю».
Опережающее задание не слишком популярно в методике, хотя как форма работы известно давно. Еще в 60-е годы ХХ века с помощью таких заданий наш учитель Ю.А. Халфин вырастил целую школу филологов и просто нечужих литературе людей.
Пока ты маленький, тебе просто необходимы смешные книжки. Смешные и любопытные. Как ты сам. Такие, в которые можно незаметно зарыться, как по самые уши зарываются в норы разные пушистые животные. Такие, которые на долгое время станут тебе радостью сердца и домом родным. И такие, от которых идут пузырьки и щекотно на языке.
В советской литературе герой-ребенок сражался с кем-то неправильным. Конфликт чаще всего строился по формуле «я – чужой», «я – другой». В современной литературе (или недавно переведенной на русский язык) формула конфликта выглядит как «я – я». Герой сражается с самим собой, винит самого себя, пытается понять себя и побеждает – тоже себя.
Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его – в какой угодно форме – мы все-таки должны. И это правильно, то есть, если хотите, честно по отношению к ученикам и вообще к своей работе. Того, что мы явились на урок, для дела явно недостаточно.
Если вы решились пойти работать в школу и в ближайшем сентябре войдете в класс в первый раз в качестве учителя, наши советы для вас. Прежде всего хочется вас обнять и сказать: «Держитесь, ребята, мы с вами!» Но в том-то и дело, что каждый из нас всегда сражается в одиночку.
Наверное, самое нелюбимое для многих школьное произведение – «Гроза». Купцы и купчихи, говорящие странным языком – как все это от нас далеко и как скучно!
Гильдия словесников
Объединяет всех, кто творчески работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов.
Узнать больше...